Маляева Наталья Михайловна
Коммуникативные игры как средство развития общения дошкольников со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает на развитие общения и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников. А это возможно при особой организации детей в образовательном процессе, а именно при использовании парной и подгрупповой работы[2].
Публикация «Коммуникативные игры как средство развития общения дошкольников со сверстниками» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В настоящее время тема общения дошкольников со сверстниками является весьма актуальной, так как в беседе между собой происходит достаточно глубокое и эмоционально насыщенное общение.
В общении с ровесниками дети чувствуют себя более расковано, могут кривляться, смеяться, передразнивать друг друга. В тоже время в контактах с товарищами преобладает инициативное высказывание над ответным, каждому ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать собеседника. Данная тема еще актуальна тем, что именно в этот период происходит формирование личности, ведь, насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, зависит его дальнейшая не только учебная, рабочая деятельность, но и судьба и место в жизни. Именно в этот период закладывается умение дисциплинировать себя, брать ответственность за свою речь и правильно ее организовать.
Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их - важнейшая задача ДОУ и родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками, а также правильно организовать весь учебный процесс.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. [34, С. 27].
В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы.
Объект исследования – процесс развития общения со сверстниками у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – использование коммуникативных игр как фактор развития общения детей дошкольного возраста со сверстниками.
Гипотеза: коммуникативные игры окажут положительное воздействие на развитие общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Цель исследования: внедрить коммуникативные игры в процесс развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы, проанализировать психолого-педагогическую литературу;
2. Определить психолого-педагогические условия воздействия на детей для развития общения со сверстниками;
3. Проанализировать общение детей со сверстниками;
4. Изучить особенности коммуникативных игр;
5. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию общения в старшей группе.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, наблюдение за общением детей, эксперимент, анализ полученных результатов.
Понятийно-категориальная основа исследования:
Воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс[13].
Дошкольный возраст (англ. preschool age) — этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом — от 3 до 6-7 лет[28].
Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными [31].
Коммуникативные игры – это игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.
Коммуникативность – это способность человека выражать свои мысли и чувства так, чтобы они правильно были поняты другими людьми.
Личность - человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и методов, характеризующих человека как члена общества[4].
Метод примера - это система воздействия на сознание, чувства и волю подчиненного личным примером воспитателя, а также другими примерами, ко-торые ставятся воспитуемым в качестве образца для подражания[27].
Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий)[34].
Нравственная культура общества - это определенный уровень освоения людьми принципов морали, основных норм нравственного поведения и правил этикета и их практическое воплощение во взаимоотношениях между людьми во всех сферах их жизнедеятельности[16].
Общение – процесс обмена информации между детьми, основанный на восприятии и понимании детьми друг друга.