ольга мазанкина
Календарь природы в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Календарь природы в младшей группе и группе раннего возраста.
Календарь – это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения, т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям и моделирующей деятельности.
Публикация «Календарь природы в младшей группе» размещена в разделах
- Календарь погоды и природы
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одними из них являются графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.
Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений, затем - использование в образовательном процессе.
Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях.
Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ.
Календарь наблюдений за птицами.
Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Календарь наблюдений за птицами.
Календарь для младших дошкольников заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих на кормушку.
Младшие дошкольники, работая с таким календарем, получают первые впечатления о видовом различии птиц: отыскивая карточки с изображением птиц (с помощью воспитателя, дети имеют возможность сопоставлять картинки с образами, полученными во время наблюдений.
Календарь для младших дошкольников заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих на кормушку.
Младшие дошкольники, работая с таким календарем, получают первые впечатления о видовом различии птиц: отыскивая карточки с изображением птиц (с помощью воспитателя, дети имеют возможность сопоставлять картинки с образами, полученными во время наблюдений.
Календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе.
Знакомство с явлениями природы в младшем дошкольном возрасте – это систематические наблюдения в повседневной жизни и целевые наблюдения. Важно, чтобы с явлениями каждого периода дети знакомились неоднократно. С этой целью воспитатель проводит ряд наблюдений в начале и конце сезона и планирует одну неделю ежедневных наблюдений в разгар сезона.
Для уточнения и закрепления складывающихся представлений в уголке природы необходимо иметь набор цветных картинок, однотипных по оформлению. Работа с календарем проводится всякий раз после наблюдения. Возвращаясь с прогулки, дети вместе с воспитателем отыскивают картинку с изображением соответствующей погоды и выставляют ее на подставку.
В младшем дошкольном возрасте используется дидактическая игра «Одень куклу на прогулку».
Календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ.
С малышами мы наблюдаем за ростом луковицы на подоконнике, выясняем особенности питания и поведения хомячков.
Опыт внедрения календарей в практику показал :
использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления.
Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром.
Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений.
Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности. Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь.
Список использованных источников
1. Николаева С. Н. «Методика экологического образования дошкольников»,
2-е изд. М. -Академия, 2005
2. «Дошкольное воспитание», № 4, 1982, с. 35
3. «Дошкольное воспитание», №6, 1983, с. 54
4. «Обруч» №1, 2002, с. 48