Анна Крылова
Презентация к занятию по финансовой грамотности «Деньги. Монета. Купюра»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по финансовой грамотности (Блок2)
Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи»
Цель: расширить представление детей о семейном бюджете, о расходах семьи.
Задачи.
Дать понятие «Семейный бюджет», о том, как складывается семейный бюджет;
Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги).
Публикация «Презентация к занятию по финансовой грамотности „Деньги, Монета, Купюра“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги. Закреплять правила поведения в общественных местах (супермаркет). Развивать интерес детей принимать роли на себя, реализовывать и развивать сюжет игры. Закреплять знания о функционировании магазина.
Воспитывать умение играть коллективно, уступать друг другу, договариваться между собой. Воспитывать культуру общения. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.
Наглядный материал и оборудование:
атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин» ( одежда: для продавцов-консультантов; касса, деньги, ценники, весы, картинки с изображением отделов, кошельки, сумки)., иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д., игрушка Незнайка. Презентация «Семейный бюджет и расходы семьи»
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, у каждого из вас есть семья (СЛАЙД1)
-Что такое семья? Сколько человек в вашей семье?
-Из кого она состоит? (Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.)
-Видите, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.
-Что делает мама? (Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.)
-Чем занимается папа? (Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.)
-Как помогаете маме и папе вы? (Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.)
-Что делает бабушка? (Вяжет носки, печет пироги и т. д.)
-Что делает дедушка? (Ответы детей.)
-Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире, и гостей можно пригласить.
-Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить. (продукты).
Появляется Незнайка. Он начинает мешать детям при ответах, то есть называть слова, которые не обозначают продукты и др. Этот персонаж участвует на протяжении всего занятия.
Проводится игра «Съедобное – несъедобное»
Воспитатель: - Для того, чтобы постирать белье, нужно иметь. (порошок, мыло, а для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести. (чистящее средство).
-То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.
-Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? (Без денег.)
-Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги. (Папа и мама работают.)
-Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться. (СЛАЙД2)
-Кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги.
-Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам. (пенсию).
-Правильно, а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.
-Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.
-Если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, (СЛАЙД3) стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.
-Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей.)
-А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».
-На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей.)
-За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.
Воспитатель обращается к Незнайке. Тот называет много ненужных вещей. Воспитатель обращается к детям с вопросом: - Прав ли Незнайка?
Все вместе приходят к выводу, что Незнайка тратит деньги попусту.
Воспитатель: -. Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются (СЛАЙД4)
-Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, стиральную машину, а можем купить порцию мороженого. Стиральной машиной мы будем пользоваться долго, а на сколько нам хватит мороженого?
-Значит, стиральную машину мы назовем товаром длительного пользования, а порцию мороженого — товаром кратковременного пользования.
Незнайка спорит с детьми и говорит, что очень долго ест мороженое, поэтому мороженое тоже можно назвать товаром длительного пользования. Дети объясняют, почему это не так.
Воспитатель: -Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования.
-Назовите, какие это товары? (Машина, утюг, пылесос, телевизор и т. д.) (СЛАЙД5)
-А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования. Назовите эти товары. (Продукты питания и т. д.)
-Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т. е. это:
-а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ). (Дети называют, за что нужно платить: за телефон, за детский сад и т. д.);
-б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).
Воспитатель: - Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями. Напомните, что же такое семейный бюджет? Что такое расходы? Какими бывают они?
-А сейчас мы с вами отправимся за покупками в магазин. -Но прежде я хотела бы узнать: -Вы были в супермаркете? - С кем вы были? В каком супермаркете были? Что там продается? Кто работает в супермаркете? (Товаровед- делает заявки на получение товаров, беседует с покупателями о том, какие товары они ещё хотели бы покупать в их магазине. Кассир- «выбивает» чек, проверяет весь ли товар оплачен, вручает чек покупателю, берет с покупателя деньги и выдает сдачу. Водитель- доставляет нужное количество товаров, получает заявки на получение товара от товароведа или директора. Грузчик – разгружает товар на склад, помогает продавцам распределить его по отделам. Уборщица- моет пол и вытирает пыль. Директор- проверяет работу своих подчиненных. Покупатель- приходит в магазин, сообщает продавцу, что бы он хотел купить, беседует с продавцом о качестве товара, расплачивается с кассиром деньгами).
Дальше воспитатель задает вопросы с помощью показа: Что это? (Это касса. Это чек. Это деньги.) Молодцы!
-А теперь послушайте стихи, о работе продавцов (СЛАЙД6)
1. Продавец- молодец!
Он товары продает-
Молоко, сметану, мёд.
А другой- морковь, томаты,
Выбор у него богатый!
Третий продает сапожки,
Туфельки и босоножки.
А четвертый- стол и шкаф,
Стулья, вешалки для шляп.
2. Продавцы товары знают,
Даром время не теряют.
Всё, что просим продадут
Это их привычный труд!
3. Много есть профессий разных,
Важных, нужных и прекрасных.
Продавца, скажу друзья,
Обошли вниманьем зря.
4. Ты приходишь в магазин-
Продавец там есть один,
Всё подскажет: что купить,
Сколько надо заплатить,
Подобрать, найти, примерить,
Взвесить, завернуть, отмерить,
Настроение поднять,
Снова в гости вас позвать.
Сразу видно- молодец!
Самый лучший продавец!
-Ребята, а как вы хотели бы назвать наш супермаркет? (ответы детей). Хорошо, давайте назовем «Магнит»
-А теперь давайте выберем работников для супермаркета (распределяют роли) А я буду директором супермаркета. Продавцы, консультанты вставайте на свои рабочие места и приведите их в порядок. Оставшиеся дети будут покупателями, возьмите все что необходимо покупателю (сумки, кошельки, деньги).
Директор: Уважаемые покупатели, наш супермаркет «Магнит» открывается! Приглашаем вас за покупками!
Покупатели начинают заходить в супермаркет. (СЛАЙД7)
Продавец питьевых напитков: -А сейчас вы в магазине - Все продукты на витрине: Чай, конфеты, колбаса - Разбегаются глаза. Подходите, покупайте, Деньги в кассу отдавайте!
Продавец сладостей: -Если в доме нет сластей, Не зови к себе гостей, Веселиться невозможно Без конфет и без пирожных.
Продавец молочных продуктов: -Здравствуйте, уважаемые покупатели! Наш магазин предлагает продукцию Ростовского молочного комбината. Наш завод выпускает продукцию более 20 видов: молоко, сметану, сгущенное молоко, кефир, ряженку и многое другое. Покупайте нашу продукцию!
Директор подходит к покупателям и беседует с ними: -Скажите, что вы купили? Это овощи или фрукты? (Проводится работа по дифференциации понятия «овощи» и «фрукты».) Вы купили сливы для своей дочки? Какие она ещё любит? (Покупатели рассказывают, что они купили, и собираются приобрести ещё.) Вот эти бананы не берите. У них кожура очень тёмная. Они уже испортились. Выберите что-нибудь другое…
Охранник: -Здравствуйте! Возьмите пожалуйста корзины!
Покупатель: -Подскажите, пожалуйста, где находится «Бытовая техника» и отдел «Фрукты- овощи»?
Охранник: - «Бытовая техника» - отдел находится возле отдела «Кондитерский», а рядом с «Молочным» отделом находится отдел «Фрукты-овощи».
Покупатель: -Спасибо!
Покупатель подходит к продавцам отделов и спрашивает о свежести и о цене товара: -Мне нужно купить 1 грушу. Покажите, пожалуйста, какие у вас груши. Мне нравятся вот эти. Сколько стоит 1 килограмм груш? Скажите, к вам завезут виноград? (Педагог даёт образец поведения покупателя). А что это у вас такое красное, круглое, наверное, очень сладкое? (Педагог закрепляет знания детей о признаках овощей и фруктов). Затем покупатели, выбрав нужный товар подходят к кассе, занимают очередь, здороваются с кассиром, отдают ему корзину с товаром.
Кассир: -Вам в пакет положить?
Покупатель: -Да
Кассир пробивает весь товар и кладет в пакет: -С вас 5 рублей.
Покупатель достает с сумки кошелек и отдает деньги.
Кассир берет деньги : -Возьмите пожалуйста вашу сдачу.
Покупатель: -Спасибо!
Кассир: -Спасибо за покупку, приходите еще!
Директор: -Уважаемые покупатели, к сожалению, наш магазин на сегодня закрывается. Ждем вас завтра за покупками! Продавцы, пока покупатели рассчитываются приводите в порядок свои отделы.
Затем все дети встают вместе и прощаются.
-А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг взяться за руки и друг другу
улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…» или «Сегодня мне
запомнилось», «Сегодня было трудно»
-Мне очень понравилось с вами играть.
-Давайте возьмемся за руки и скажем:
-Мы ребята просто класс!