Юлия Скляренко
Отчёт «Информационно-коммунникативные технологии как средство ознакомления с миром природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №29 г. Ейска МО Ейский район
Отчет по самообразованию на тему:
«Информационно – коммуникативные технологии как средство ознакомления с миром природы»
Подготовила:
Воспитатель: Машукова Ю. В.
2015г
От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
Поднимаясь на первую ступеньку
Что он будет переживать,
Зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В. С. Сухомлинский
Публикация «Отчёт „Информационно-коммунникативные технологии как средство ознакомления с миром природы“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему, что их окружает, настроены на познание явлений действительности, предметов их свойств. Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Вопрос в том, как помочь маленькому ребёнку, входящему в жизнь взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, всегда волновало воспитателя.
Но наше время – это время перемен. Современное образование заставило нас по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно-коммуникативных технологий.
Одним из наиболее доступных средств использования ИКТ в обучении дошкольников являются мультимедийные средства и компьютерные игры.
Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего о маленьком ребёнке.
Исследовательскую деятельность я определила по этапам:
- диагностический (анализ затруднений, постановка проблемы, изучение литературы по данной проблеме);
- прогностический (определение цели и задач, прогнозирование результатов); - организационный (разработка конспектов непосредственно образовательной и совместной деятельности с детьми, формирование банка компьютерных дидактических материалов, разработка исследовательских и творческих проектов «Я - познаю мир».
Учитывая все принципы и задачи, я разработала познавательный цикл мероприятий по ознакомлению с окружающим миром в основе, которого лежит применение ИКТ в следующих блоках:
- Живая и не живая природа.
- Явления общественной жизни.
- Предметный мир.
Смотрели различные фильмы: Домовёнок Кузя, Уроки тётушки Совы, Даша путешественница, энциклопедии и компьютерные игры: «Чей дом» «Назови правильно»
Применяя ИКТ как принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, становилось возможным донести информацию в доступной для ребенка форме. Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.
Таким образом, были созданы электронные средства обучения, формируемые в банк компьютерных дидактических материалов:
- разработана картотека электронных презентаций («Живая природа», «Неживая природа», «Звуки природы, «Дикие животные», «Весна», «Зима», «Осень», «Лето», «Рост растения» и т. д.) с целью представления возможности ребенку не только увидеть, но и услышать звуки природы, животных, птиц. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. При использовании презентаций можно наглядно и последовательно показать на большом экране развитие растения, взаимосвязь и взаимозависимость в природе, влияние человека на окружающую среду. К тому же на экране можно сопоставлять несколько изображений одновременно, выявить их достоинства и недостатки.
- разработана картотека электронных альбомов («Красная книга Краснодарского края», «Растительный и животный мир Кубани») для сравнения уникальности и неповторимости природы и её объектов;
- разработана картотека электронные игры («Кто как поет», «Определи цепь питания», «Что занесено в Красную книгу», «Кто, чем питается» и т. д.)
Компьютерные игры, являются самым современным инструментом для обработки информации, служат и мощным техническим средством обучения, играют роль незаменимого помощника в экологическом воспитании и общем психическом развитии ребенка. Использование компьютерных игр является одним из эффективных способов повышения экологической мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Использование мультимедийных презентаций на занятиях сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения ребят. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного занятий– принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование педагогом в ходе занятия мультимедиа презентации.
Продолжительность занятий составляет от 15-20 минут. Из них 3-5 минут дети могут находиться непосредственно за компьютером, а другие мультимедийные средства ещё 5-10 минут. После окончания работы необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.
Я считаю, что нет необходимости использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
Данные формы работы помогли создать интегрированную систему взаимодействия с детьми, учитывая индивидуальные и психологические особенности ребенка.
Таким образом, ознакомление с миром природы с использованием ИКТ повышает экологическое воспитание ребенка, позволяет превратить образовательный процесс в увлекательную игру, у детей формируется экологически грамотная личность.