Олеся Пономаренко
Дидактическая игра как средство ознакомления с хакасской культурой
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину,-задача актуальна сегодня, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Ребенок с детского сада должен впитывать культуру своего народа через и других народов через песни, колыбельные, потешки и разные виды игр, а также через декоративно-прикладное творчество.
Цель обобщения опыта работы:
Публикация «Дидактическая игра как средство ознакомления с хакасской культурой» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Республика Хакасия
- Хакасские народные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Систематизировать личный опыт по проблеме использования дидактических игр в ознакомлении с хакасской культурой для использования в работе детского сада.
Задачи:
1. Обобщить опыт использование дидактических игр в формировании представлений о хакасской культуре.
2. Систематизировать и структурировать накопленный фонд методических пособий.
Искусство Хакасии, как и искусство любого народа,- мир особого отношения человека к своему труду, к своей деятельности вообще и жизни в целом. Трудовая деятельность, быт, обряды-мировоззрение народа. Предметы народного искусства-это стройный, целый мир, они служили человеку в будни и праздники. Предметы народного искусства выражают единое представление о красоте, поэтому они традиционны, ибо человек жил традиционными представлениями о красоте, который оказались устойчивыми. В эту устойчивость постоянно вливались новые традиции, которые с органичной диалектичностью быстро осваивались и преобразовывались в традиционные формы народного творчества.
Хакасское прикладное искусство представлено в виде вышивки, резьбы по дереву, украшений из драгоценных камней, бисера и перламутра. Хакасское творчество самобытно, интересно, разнообразно и очень привлекательно. Для восприятия детей дошкольного возраста, при ознакомлении их с хакасским орнаментом, наиболее доступна хакасская вышивка. Это искусство вносить в жизнь радость яркими, сочными красками, выразительными ритмами, особой стройностью, соразмерностью, гармонией форм, линий, мудростью и добротой. Хакасская вышивка по своим мотивам близка к природе. Восхищение человека природой, ее гармонией, соединенное с тонким анализом, сравнением, обобщением, нашло отражение в обобщенных стилизованных формах и ритмах искусства хакасского народа.
В хакасском декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отображено и сохранено главное. Подлинно народное искусство отличается простотой, вкусом и выразительностью. Именно по этому оно понятно и доступно детям дошкольного возраста. Эмоциональный язык искусства самый легкий верный и доступный мостик от души народа душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется главный принцип: воспитывать детей в семье и детском саду на искусстве, близком, родном искусстве того края, где живет человек. Национальное искусство тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому свое родное искусство должно быть им остро прочувствованно. Не чувствуя, не понимая родное искусство, человек вряд ли способен чувствовать искусство, культуру, понимать психологию человека другой национальности. Именно по этому для меня эта тема актуальна.
Душа народа едина, только проявляется по-разному в разных видах искусства: в песне, сказках, легендах, танцах, изобразительном искусстве, поэтому и воздействие искусства на ребенка должно быть комплексным. Колыбельная песня, сказка, ритмы и мелодии, красочных узоров, народные игры-все воспринимается в единстве, если они с детства окружают ребенка.
Для воспитания у детей любви к народному искусству, и в частности формирования знаний о хакасском орнаменте, используются игры. В практике широко применяются разные виды игр: сюжетно- ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные и народные. Все эти игры помогают детям лучше усваивать знания, закреплять навыки, полученные на занятиях.
Рассмотрим особенности организации дидактических игр в работе со старшими дошкольниками. Дидактическая игра занимает важное место в обучении, которое трудно переоценить, она выступает инструментом освоения знаний и формирования представлений об особенностях и традициях декоративно-прикладного искусства.
Говоря о ценности применения дидактических игр, следует отметить, что у детей должны быть необходимые знания об искусстве хакасского народа. Знакомя детей с родным краем, я стараюсь как можно больше рассказать детям о природной красоте, о богатстве земных недр, о флоре и фауне нашей Хакассии. В месте с тем, рассказывая о природных богатствах нашей республики, идет знакомство с самобытным творчеством хакасского народа. Так, на познавательных занятиях мы рассмотрели национальную хакасскую одежду, украшенную хакасской вышивкой, я обратила внимание детей на то, что наплечники обшлага женского платья несут в себе основную декоративную нагрузку, их покрывают вышитым узором. Цвет, форма наплечников и обшлагов подбирают к платью по принципу контраста. Посещение музея дает детям представления о хакасской культуре, они увидели что такое «Хакасская юрта». Дети имели представления,как жили хакасы раньше, какую одежду они носили, какой посудой пользовались, чем занимались.