Зубова Яна Владимировна
Игротерапия: методы и направления
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Тема моей презентации «Игротерапия : методы и направления».
Вы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в нежно-детском возрасте. Почему именно с песочницей, куклами и жмурками мы ассоциируем наше детство? Оказывается, это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться.
Публикация «Игротерапия: методы и направления» размещена в разделах
Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг-Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы. С помощью игры можно научить детей правильно строить диалог, влиять на психику малышей, убавлять гиперактивность и агрессию.
Игротерапия- это один из методов АРТ- ТЕРРАПИИ.
Что же такое АРТ -ТЕРРАПИЯ?
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. буквально означает «лечение искусством». Это стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и даже педагогами Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
Существует множество видов АРТ ТЕРРАПИИ
Виды АРТ ТЕРРПАИИ:
• Изотерапия
• Цветотерапия
• Песочная терапия
• Фототерапия
• Игротерапия
• Музыкотерапия
• Вокалотерапия
• Сказкотерапия
• Драмотерапия
• Библиотерапия
• Маскотерапия
• Куклотерапия
• Танцевально-двигательная терапия и др.
Но большее внимание я уделила именно ИГРОТЕРРАПИИ
ИГРОТЕРАПИЯ- это воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.
Игра как средство подготовки к будущей жизни – одно из главных положений русской народной педагогики.
Игра призвана помочь ребёнку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно – важных действиях, поступках, ценностях.
Игротерапия используется при проявлениях агрессии, помогает замкнутым детям, повышает самооценку, снимает эмоциональное напряжение, учит находить выход из конфликтных ситуаций, решает проблемы с адаптацией в детском саду, в школе, в новой семье… Игровая терапия – методика, спектр применения которой очень широк.
Игрушки и игры, которыми увлечен ребенок, оказывают огромное влияние на развитие его личности, игротерапия становится важным средством в арсенале современных родителей и педагогов. Игрушки могут как обострить негативные черты, спровоцировать проявления агрессии, грубости, так и сгладить их при умелой организации игры и участии в ней взрослого.
Цель игротерапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
Песочная терапия — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт. Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но как оптимально использовать их, мало кто знает. Часто работники детского сада считают, что песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо — они делают это сами. Таким образом, интуитивно педагоги понимают тайну «песочной терапии», в основе которой лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх.
Музыкотерапия один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.
Глинотерапия Показателями реабилитационной эффективности глинотерапии служат развитие интеллекта, мелкой моторики, овладение навыками профессионального мастерства. Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь отреагировать гнев, агрессию, страх, тревогу, вину, тем самым снижая вероятность проявления их в реальной жизни. Пластичность глины позволяет вносить изменения в работу и «исправлять» эмоциональное состояние.
Сказкотерапия Сказки в педагогической работе использовались издавна. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.
Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы
Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, трудовой, профессиональной игры при помощи приобщения к работе с растениями. Эта деятельность напрямую связана с положительным терапевтическим воздействием энергетики земли, растений. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически балансирует и успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, для улучшения психоэмоционального состояния (работа в зимнем саду, на приусадебном участке, изготовление поделок в студии флористики и фитодизайна).
Изотерапия использует символический язык рисунка, который точнее, чем слова передает содержание внутреннего мира личности, снимает психологическое напряжение.
Новое игровое направление (технология) :
Мозартика
представляет собой синтез игротерапии, арттерапии и психоанализа. Появление Мозартики - яркое событие в области игровых реабилитационных технологий
Мозартика позволяет достичь принципиально новых возможностей в таких важных сферах, как развитие личности ребенка, психологическая помощь детям в чрезвычайной ситуации, система семейных отношений, профилактика отклоняющегося развития и психологическая реабилитация детей и подростков. Мозартика - не просто игра, а принципиально новый системный подход к созданию терапевтических игр будущего.
Новое игровое направление Мозартика прошло серию государственных и негосударственных экспертиз и запатентовано как "Ментальная игра для лечения стрессовых состояний и для личностного развития детей" (патент РФ № 31203).
Новые технологии в игротерапии воспитывают умение видеть, чувствовать и понимать прекрасное. Развивают творческую активность, учиат мыслить смело и свободно, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Учат ориентироваться в духовных ценностях общества. Дают радость общения с товарищами, формируют умение сопереживать, кроме этого происходит совершенствование двигательно-моторной сферы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Существует множество разных методик психологической помощи детям: игротерапия, сказкотерапия, арт – терапия, песочная терапия и другие. Их эффективность уже давно доказана.
Игра имеет исключительное значение для психического развития ребёнка, помогает ему приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные нормы поведения, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. Игра обладает лечебным действием, избавляет от психотравмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в облегчённой форме.
Отправная точка начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка.
Уважайте его желания, не заставляйте его играть насильно, сделайте так, чтобы игра приносила радость!