Ольга Фабричникова
Нравственно-эстетическое воспитание детей в педагогическом наследии С. Т. Шацкого
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье рассматриваются педагогические взгляды С. Т. Шацкого на нравственно-эстетическое воспитание детей. Показана актуальность опыта педагога в аспекте реализации задач реформирования общего образования. Отмечены истоки и предпосылки развития идеи эстетического воспитания в педагогической системе С. Т. Шацкого. Рассмотрены положения, определяющие содержание идеи эстетического воспитания в опыте С. Т. Шацкого.
Ключевые слова: эстетическая культура, эстетические теории, общечеловеческие ценности, личный опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого.
«В начале III тысячелетия становится
все более и более очевидно, что обращение к
педагогическому наследию прошлого
способствует более глубокому пониманию
проблем, которые стоят в центре теории
и практики современного образования»
Б. Г. Корнетов
Сегодня все большую социокультурную значимость в современном мире, современной системе, современном обществе приобретает проблема такого порядка как сохранение гуманистического отношения, укрепление духовно-нравственных ценностей человека.
Прагматизация всех сторон жизни ведет к духовному оскудению жизни общества и человека. Это стало причиной изменения целевых приоритетов образования и обращенность образовательной парадигмы к гуманитарной. Цель образования – это развитие личности, предполагающее создание условий для воспитания человека культуры, формирования структуры его ценностных ориентаций.
В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных путей и средств развития духовной сферы личности ребенка. В этом плане особую важность приобретает воспитание эстетической культуры.
Эстетическое воспитание способствует формированию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, выработке поведения в обществе и взаимодействия ребенка с окружающим миром. Результатом эстетического воспитания выступает сформированная эстетическая культура личности как часть её духовной культуры.
Решение проблемы нам видится через обращенность к педагогическому опыту Станислава Теофиловича Шацкого, поднимающего вопросы эстетического воспитания и помогающего педагогам в их стремлении помочь подрастающему поколению выстроить иерархию ценностей, обрести духовный стержень в жизни.
Анализ разнообразных источников позволяет утверждать, что богатое педагогическое наследие С. Т. Шацкого стало предметом глубокого и всестороннего изучения многих теоретиков и практиков образования. Реконструкция его педагогического опыта проведена нами на основе изучения педагогического наследия выдающегося педагога.
На сегодняшний день известны работы педагогов, философов различных исторических эпох, в которых прослеживается мысль, что подлинно эстетическое воспитание человека – это воспитание в русле народных ценностей и традиций. Было высказано немало идей, обогативших эстетические теории своими мыслями (Аристотель, Гераклит, Демокрит, Платон, Дидро, Лессинг, Гегель, Шиллер и др.).
Первые концептуальные представления о роли эстетического воспитания в России начали складываться в трудах К. Д. Ушинского, Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, и др. Они заложили теоретические основания, выдвинули идеи о возможности и необходимости эстетического воспитания.
Отечественная методологическая база для исследования эстетического и художественного воспитания была создана такими учеными, как М. М. Бахтин, Л. С. Каган, А. Ф. Лосев, и др. Проблеме развития личности посвящены работы А. Г. Асмолова, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева и др. Теоретическая разработка проблемы эстетического воспитания представлена в работах Б. Т. Лихачева, В. А. Сухомлинского и др.
Прежде чем реконструировать педагогическую систему эстетического воспитания С. Т. Шацкого, необходимо понять его как человека, что предполагает погружение в окружающий его контекст жизни, в самых различных ее аспектах: политическом, социальном, интеллектуальном, духовном, эстетическом и т. д.
Станислав Теофилович Шацкий – один из ярких представителей отечественной педагогики советского периода. Это человек широкого образования и большой культуры, вдохновенный строитель трудовой школы, отдавший педагогической деятельности всю свою сознательную жизнь. Весь жизненный и творческий путь педагога условно можно разбить на два периода, которые повлияли на формирование мировоззрения и научные позиции С. Т. Шацкого.
К первому этапу относятся 1905 – 1917 гг., когда происходит осмысление педагогических проблем, которые требовали теоретического обоснования.
Второй этап (1918 -1934 гг.) – это период научного обоснования системы воспитания.
C.Т. Шацкий для себя определил свое будущее так: «Когда я подумаю, что у меня достанет сил достичь желаемого — увидеть вокруг себя свежие, здоровые, вольные детские лица и знать, что я сберег для их жизни тот капитал, что в них заложен, душа делается радостно спокойна и ничего, ничего больше я в жизни для себя не хочу.»
В наследии С. Т. Шацкого присутствуют две составляющие: его индивидуальный теоретический и практический поиск и обобщение педагогических наработок коллег, объединенных им в сообщество Сетлемент (1906 – 1909 гг.) и в Общество «Детский труд и отдых» (1909 – 1917 гг.). Оба педагогических сообщества строили процесс воспитания детей на новых принципах и при помощи новых методов. Педагогические идеи С. Т. Шацкого формировались в практике, часто носившей исследовательский характер. В постоянном поиске он конструировал педагогическую систему, следуя своей позиции: «не может быть педагогических рецептов… человек ценен».
Исследовав проблемы детского коллектива, содержание и методы работы с детьми, С. Т. Шацкий изложил все свои выводы в монографии "Бодрая жизнь" (1914; совместно с Шацкой В. Н.). Вот лишь небольшая цитата, касающаяся его взгляда на воспитание: «Начатки творческой силы существуют почти у всех, у маленьких и у больших людей - надо лишь создать для проявления её подходящие условия» («Бодрая жизнь» 1914).
Глубокое влияние на формирование взглядов С. Т. Шацкого оказали такие выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, как И. Г. Песталоцци и его идея развивающего обучения; Я. А. Коменский – обучение всех всему, а также идея природосообразность обучения; П. Ф. Лесгафта, изложившего научные основы семейного воспитания детей и которого С. Т. Шацкий считал «истинным создателем русской научной педагогики».
В 1919-1932 гг. С. Т. Шацкий руководил работой 1-й Опытной станции по народному образованию наркомата просвещения РСФСР. Здесь действовал самостоятельно, часто вопреки официальным указаниям, развернув теоретическую и опытно-экспериментальную работу по созданию школы нового типа. В основу его концепции легла идея организации "открытой" школы, центра воспитания детей в социальной среде. Организующим началом школьной жизни С. Т. Шацкий считал эстетическое воспитание в единстве с трудовым воспитанием.
В «Декларации о единой трудовой школе» была поставлена задача развития органов чувств как необходимой предпосылки эстетического развития; задачи воспитания художественных способностей детей были четко сформулированы наряду с указаниями о необходимости планомерных, систематических занятий искусством как пути к всеобщему художественному развитию подрастающего поколения. Н. К. Крупская также придавала особое значение художественному воспитанию в школе. Она подчеркивала его роль в развитии творческих способностей ребенка, в радостном восприятии им жизни, в его общем развитии.
Концептуальная система духовного и эстетического воспитания С. Т. Шацкого складывалась под действиями социально-экономических и политических предпосылок Советской власти. Массовое распространение получило в первые годы Советской власти такое важное средство воспитания коллективизма и подготовки молодежи к активному участию в общественно-политической жизни страны. Одной из важных задач коммунистического воспитания была в те годы задача формирования у подростков и юношей общественной активности и самостоятельности.
В Советский период роль эстетического воспитания возрастает как фактор формирования «нового человека». В документе «Основные принципы единой трудовой школы» 1918 г. было сказано, что «предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка – отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни… Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы бездушным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда и науки». Эстетическое воспитание должно было пронизать трудовое воспитание и научное образование.
С. Т. Шацкий относился к эстетическому воспитанию, как комплексу педагогических воздействий, обеспечивающих гармоничное развитие личности: знакомство с различными видами искусства и их спецификой; формирование художественного вкуса, правил поведения, языковой культуры, умение выразить себя в искусстве т т. д. По мнению С. Т. Шацкого, эстетическое воспитание основывается на единстве развития природных сил, эмоционального переживания, развития художественного вкуса и играет огромную роль в самовоспитании и образовании. Подлинное искусство всегда имеет идейную направленность.
Изучение системы эстетического воспитания С. Т. Шацкого дало возможность познания ее через:
– личный опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого с 1905 по 1934 гг.
– педагогический опыт в обществе Сетлемент, колониях «Бодрая жизнь» и «Детский труд и отдых», Первой Опытной станции по народному образованию при Наркомпросе: создание интеллектуального и эмоционального фона жизнедеятельностной среды; совместное переживание красоты умственного труда; уроков эстетического цикла и др.
Таким образом, педагогика С. Т. Шацкого являлась продолжением образовательных традиций зарубежной и отечественной гуманистической мысли. Его система эстетического воспитания строится на воспитании общечеловеческих ценностей: человек, добро, семья, мир, знание, культура, труд, природа, на закреплении этих норм в их поведении духовности, развитии идеи общественного воспитания, происходит сотрудничество педагога и ученика, которое основано на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога, а также родителей.
В настоящее время теоретические взгляды Шацкого и его практический опыт обращают на себя внимание педагогов оригинальным решением ключевых проблем педагогики – проблем социализации личности, методов педагогического исследования взаимодействия ребенка и окружающей среды, функционирования образовательного учреждения в комплексе учреждений, обеспечивающих целостность и преемственность воспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Беляев, В. И. Становление и развитие инновационной концепции С. Т. Шацкого. — М. : МНЭПУ, 1999.
2. Булатников, И. Е. Этизация образования в концепции В. А. Сухомлинского: современное прочтение наследия великого педагога-гуманиста / И. Е. Булатников // Известия ВГПУ. – 2013. – №2 (261). – С. 24-32.
3. Гильберт, К., Кун Г. История эстетики. М., 2000.
4. Лихачев, Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников. – М. : Просвещение, 2000. – 254 с.
5. Малинин, Г. А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого. — М. : Прометей, 1993. — 176 с.
6. Мамонтов, Я. А. Проблема эстетического воспитания. / Я. А. Мамонтов. -
М. : тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1914. - 20 с. ; 28.
7. Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого. Сборник статей/ Составитель Ю. В. Новикова; Под редакцией В. Н. Шацкой и Л. Н. Скаткина. - М. : «Педагогика», 1976
8. О Станиславе Теофиловиче Шацком. Статьи и воспоминания. Под редакцией Л. Н. Скаткина и В. Н. Шацкой. М., изд-во АПН РСФСР, 1961
9. Опыт С. Т. Шацкого и современность (к 125-летию со дня рождения). Сборник статей. — Обнинск, 2003. — 124 с.
10. Рубинштейн, М. М. Эстетическое воспитание детей. — Изд. 3-е, испр. — М. : 1924
11. Шацкая, В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М. :
Советская педагогика, 1976. – 344 c.