Юлия Донченко
Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2:
Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности. Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, в том числе и его речевое развитие.
Темочки:
- Конструирование. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
• «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи…» (п. 2.5);
• необходимо «обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы» (п. 2.11.2);
• Целевые ориентиры предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности» (п. 4.6).
Для детей с ОНР характерны низкий уровень развития основных свойств памяти и внимания, низкая активность припоминания, что создает дополнительные затруднения в усвоении речевых норм родного языка. У большинства детей с речевой патологией также отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений, поэтому правильное употребление предложно-падежных конструкций представляет значительные трудности для старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Таким образом, можно заключить, что формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с ОНР является одной из важных сторон коррекционно-развивающей работы.
Слайд 3:
Данная тема очень важна для старших дошкольников, мы решили реализовать логопедический проект «Маленькие слова» по формированию предложно-падежных конструкций у деетй страшего дошкольного возраста с ОНР.
Вид проекта: групповой (подготовительная к школе группа) — 14 детей участники.
Длительность проекта: краткосрочный: сентябрь — декабрь
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели компенсирующей группы, родители воспитанников.
Прежде чем начать наш проект, мы провели обследование навыков употребления предлогов. Обследование строится в трех направлениях:
1. Обследование понимания пространственных предлогов детьми.
2. Изучение владения предложно-падежными формами во фразовой речи.
3. Диагностика умения правильно употреблять предложно-падежные конструкции в связной речи.
По результатам мониторинга на начало проекта было выявлено:
-- большинство детей понимают смысловое значение не всех предлогов,
– не дифференцируют предлоги (на-под, в-из, из-из-за, с - на);
- возникают трудности при составлении предложений по картинке с предлогами;
- затруднялись правильно употреблять предложно-падежные конструкции в связной речи – встречались ошибки с неправильным подбором предлогов, не правильное согласование предлога с существительным в падежах и т. д.
Слайд 4:
Цель:Определить коррекционные пути эффективности формирования предложно - падежных конструкций у детей с нарушением речи, средствами совместного творческого взаимодействия с родителями.
Задачи:
1. Развивать понимание лексического значения пространственных предлогов.
2. Уточнять представления детей о предлоге как отдельном слове.
3. Учить использовать предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов в словосочетаниях, предложениях.
4. Развивать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в самостоятельной речи.
5. Разработать и апробировать систему методических приемов, направленных на формирование грамматических конструкций с предлогами.
6. Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.
Слайд № 5:
Предполагаемые результаты :
Предполагается, что в результате проведенной работы улучшатся показатели по использованию предложно-падежных конструкций :
Дети на практике усвоят использование предлогов;
Будут правильно подбирать предлоги к более широкому кругу слов;
Смогут самостоятельно использовать предложно-падежные конструкции в свободной деятельности;
Расширится активный словарь.
Слайд 6:
Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних с лов от других в словосочетании или предложении.
Слайд 7:
Для таких детей характерными являются следующие ошибки:
• пропуск или замена предлогов;
• замена одной предложно-падежной конструкции другой;
• неправильное употребление падежного окончания существительного;
• неправильное употребление, как предлога, так и падежного окончания.
Слайд 8:
Этапы работы по теме:
1 этап – подготовительный.
• Изучение литературы по теме;
• Разработка игровых комплексов по развитию формирования употребления предложно-падежных конструкций;
• Создание предметно-развивающей среды;
2 этап – основной. Работа выстраивалась в двух направлениях:
• С детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми;
• С родителями – посредством проведения педагогической работы, вовлечение родителей в единое общеобразовательное пространство “семья-детский сад”
3 этап – заключительный.
• Разработка рекомендаций по развитию-предложно падежных конструкций у дошкольников с ОНР;
• Презентация работы на педагогическом совете, на РМО.
Слайд 9:
Формы работы :
1. Логопедические занятия
2. Занятия по развитию речи, рисованию, конструированию, лепке, физкультуре
3. Закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов и в часы досуга (прогулки, экскурсии, игры)
4. Закрепление пройденного материала в домашних условиях
Слайд 10: задание для слушателей
Уважаемые коллеги, предлагаем Вам подумать и записать этапы знакомства с предлогами, введения их в речевую деятельность детей из вашего опыта работы.
Слайд 11 — последовательность работы с предлогами
Во время работы:
1. Учили детей вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность, понимать пространственное значение предлогов, дифференцировать их (покажи, где сидит; найди где находится предмет, будь внимательным, помоги незнайке);
2. Далее предлагали детям задания на понимание обобщенного значения предлогов и упражняли в правильном употреблении (куда села бабочка, где находится зайчик — лото);
3. Затем использовали игры на закрепления правильного и осознанного употребления во фразе падежных конструкций и предлогов. («Составь предложение», «Подбери предлог»);
4. На этапе автоматизации полученных грамматических навыков используем заучивание короткого текста с предлогами : стихов, текстов пальчиковых гимнастик и обыгрываем их содержание (добавь предлог по тексту).
Слайд 12-18 — ФОТОотчет работы по теме
Слайд 19
Одним из принципов дошкольного образования предусмотренных ФГОС ДО является сотрудничество Организации с семьей (п. 1.4., поэтому в плане были предусмотрены различные формы по повышению педагогической компетентности родителей:
• консультации «Роль игры в развитии речи дошкольников», «Формирование предложно – падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»;
• Творческий логопедический конкурс для детей с родителями по изготовлению книжки-малышки «такие разные предлоги»
• Итоговым мероприятием стала викторина «Ох, уж эти предлоги»
• «Игротека» - игры и упражнения на формирование предложно-падежных конструкций
Слайд 20 — видео просмотр викторины
Слайд 21
Новизна опыта состоит в том, что:
- разработана игровая технология по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ОНР;
- сделана подборка игр с пособиями;
- консультационный материал для родителей по данной теме.
Слайд 22
Проведенное обследование в конце проекта показало положительную динамику в развитии навыка употребления предложно-падежных конструкций. Большинство детей стали увереннее ориентироваться в окружающем пространстве и определять, ориентируясь на словесную инструкцию и предлог, место нахождения предметов. Все дети научились правильно использовать простые предлоги «в», «на», «за». Появились дети, у которых навык употребления предлогов сформировался. Большинство детей стали меньше допускать ошибок при изменении существительных по падежам.
Однако по-прежнему часть детей не всегда правильно использует предлоги «над», «под», «с», «из»; достаточно много ошибок дети допускают в падежных окончаниях родительного и предложного падежей; навык использования сложных предлогов так же сформирован слабо.
В дальнейшем планируем продолжить работу в данном направлении с использованием данного опыта работы по данной теме, так как он доказал свою эффективность.