Елена Скулганова
Занятие в старшей группе «Органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
- Ребята, вы знаете кто такие ученые? (Это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, они ставят опыты, проводят эксперименты.) Я хочу вам предложить стать сегодня учеными и отправиться в Институт Здоровья, в котором изучают органы чувств, проводят эксперименты. Как нужно вести себя в институте Здоровья? (Не шуметь, четко выполнят задания, быть внимательным). Прежде чем войти в лабораторию все ученые одевают специальную одежду, давайте оденемся и мы и превратимся в ученых. (Дети одевают медицинские шапочки).И так, в путь! (Слайд №2).(Дети проходят и садятся на стульчики).
Публикация «Занятие в старшей группе „Органы чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
В: Вот мы с вами и оказались в лаборатории, что здесь изучают, вы узнаете, отгадав загадку:
Видеть папу,
Видеть маму
Видеть небо и леса
Помогают нам.
(Глаза)
Ответы детей, слайд № 3)
В. : Правильно, ребята! Это - глаза. Глаза - это наш орган зрения.
Это самые удивительные, загадочные и совершенные органы в нашем теле.
О чём же мы узнаём с вами с помощью глаз? (Ответы детей, слайд № 4).
В. : Правильно, благодаря глазам мы видим, что происходит вокруг нас, мы различаем цвета, форму, величину предметов, их расположение. Возьмите зеркало и посмотрите на свои глаза. Какого они цвета? У всех людей глаза разного цвета. У меня карие, а у вас (Ответы детей).
В. : Закройте глаза, что вы видете? Как вы думаете легко жить человеку, слабовидящему или совсем слепому? (Ответы, слайд №5)
В. : Вы правы, конечно тяжело, и таким людям, общество может помочь. (Ответы детей, слайды № 6,7)
Комментарий к слайдам:
• Для слабовидящих людей изготавливают разнообразные очки.
• Специально обученные собаки-поводыри для слепых людей.
• На тротуарах укладывают специальную, так называемую тактильную (выпуклую) плитку.
• В общественных местах устанавливают специальные знаки, полосы ярко- жёлтого цвета на входных дверях, пешеходных переходах, лестницах, как предупреждение о препятствии на пути.
• Устанавливаются звуковые сигналы на пешеходных переходах.
• Чтобы слепые люди могли получать информацию, для них издают специальные книги, где вместо букв выпуклые точки и такие книги читают «не глазами», а пальцами рук. (слайд № 8)
А представьте, как бывает трудно человеку с плохим зрением где-то в городе, на улице, поэтому встречая таких людей, не забывайте предложить свою помощь, проявите внимание, заботу, уважение. Не проходите мимо!
Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь.
В: А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику.
(Слайд №9)
Гимнастика для глаз.
Раз налево, два направо,
Три наверх, четыре вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть всех.
В: А сейчас перейдем в следующую лабораторию, отгадайте загадку:
Оля слушает в лесу,
Как кричит кукушка,
А для этого нужны -
Нашей Оле: (Ответы детей, слайд10)
В. : Правильно, уши! Ухо - это орган слуха, второй по важности орган чувств у человека.
- Что мы слышим ушами? (Ответы детей, слайд №11)
-Проверим? Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом 2-3 слова)
-Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? Почему? (ответы детей)
-Проведем еще один эксперимент. (За ширмой наливаю воду из одного стакана в другой, мешаю ложкой в стакане, шуршу бумагой).
-Что я делала? Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки, и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам сориентироваться в пространстве. Проверим? Закройте глаза (Звоню в колокольчик).
- А еще полезно для наших ушей делать зарядку! (Слайд№12)
Мы ладошки разотрем,
Смело ушки мы возьмем,
Сверху - вниз мы их пощиплем,
Пальчиками разотрем
В. : Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности говорить, поэтому люди, у которых отсутствует слух общаются с помощью мимики и жестов. (видео общения немых людей).
В:Переходим в следующую лабораторию.
Между двух светил,
В середине я один. (Ответы детей)
Слайд№13
- А теперь мы будем изучать…. Нос! Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще? (чтобы дышать, различать запахи).
(Слайд 14).
-Проверим, так ли это? Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам захотелось сделать? (вдохнуть). Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать. Но у него есть и еще одна обязанность. И это нам покажет следующий эксперимент. (Предлагаю детям понюхать ватные палочки из баночек. Баночка №1 - вата пропитана чесноком, баночка №2-духами)
-Что вы почувствовали? (запах чеснока и духов) .
-значит, нос нам нужен еще и для того, чтобы различать запахи. Нос-орган обоняния (повторяем вместе).
-А давайте мы и носикам нашим сделаем гимнастику! Сделаем один глубокий вдох носом, а выдохнем ртом. А теперь носиком быстро-быстро сделаем вдох-выдох.
В. : Мы покидаем лабораторию по изучению органа обоняния и идем дальше.
Загадка:
Всегда во рту,
А не проглотишь.
Что это? (Ответы детей, слайд №15)
Зачем человеку язык? (Ответы детей)
Язык - орган вкуса у человека. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус.
Возьмите ватную палочку и одним концом обмакните в стакан №1.(В стакане соленая вода). Дотроньтесь ватной палочкой до языка. Что вы почувствовали? А теперь другой конец палочки обмакните в стакан №2 (Сладкая вода). Какой вкус? (сладкий)
-Значит, мы с вами можем смело утверждать, что нашли еще один орган-орган вкуса- язык!
-А сейчас отгадайте следующую загадку, чтобы узнать название лаборатории:
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое:
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша… (Ответы детей)
- Мы с вами оказались в последней лаборатории, где изучают орган чувств, который отвечают за осязание. Это наша кожа. (слайд № 16).Кожа - это самый большой орган чувств, он покрывает и защищает все наше тело. На коже находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают тепло, холод и даже боль. (слайд 17). Давайте убедимся, действительно ли мы с помощью кожи можем определить тепло и холод? ( дети сравнивают две бутылки: холодную и горячую). А теперь ущипните себя. Что вы почувствовали? (боль). Какой вывод можно сделать (Кожа воспринимает тепло, холод и боль).
В. : Вот, ребята, мы и узнали обо всех органах чувств человека! Давайте еще раз их назовем: орган зрения – глаза, орган слуха – уши, орган обоняния – нос, орган вкуса – язык, орган осязания – кожа. Их нужно беречь, чтобы быть здоровыми.
(Слайд № 18)
В. : А сейчас давайте посмотрим на экран и запомним, что лучше делать, а чего лучше не делать, чтобы органы чувств "служили вам верой и правдой"? (Слайды № 19)
Соблюдать следующие правила гигиены:
• относиться бережно, содержать в чистоте;
• не переохлаждаться;
• не обжигаться;
• не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;
• не читать книги при плохом освещении;
• не включать громко музыку, особенно в наушниках.
Берегите себя, заботьтесь о себе!
В. : Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат портреты. Чего на них не хватает? Правильно, органов чувств. Давайте их нарисуем и дадим этим героям возможность познавать наш удивительный мир.
Но прежде чем рисовать, давайте подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни,
Хочешь,эдак, хочешь так,
Не обидятся никак.
(Действия выполняют в соответствии с текстом).
(Дети садятся и рисуют уши, глаза, нос, рот).
Анализ работ.
В. : Какие прекрасные портреты у вас получились!
Рефлексия.
В: Ребята, теперь вы знаете, какие у вас есть органы чувств и для чего они нужны. Я вам желаю всегда быть здоровыми и беречь свои органы чувств, так как благодаря им мы познаем всю красоту окружающего нас мира. (Слайд №20).
Литература:
1. Азбука Здоровья в картинках под ред. О. Корчагиной, М. : Русское энциклопедическое товарищество, 2004.
2. Слисенко Е. И., Гуменюк Н. А. Новые валеологические игровые технологии. //Дошкольная педагогика. - 2005. №4,5
3. Формирование здорового образа жизни у дошкольников:/авт. - сост. Т. Г. Карепова. - Волгоград: Учитель,2015.- 170с.
4. Формирование представлений о себе у старших дошкольников / авт. - сост. Сигилива М. Н. -Волгоград : Учитель,2015.