Алевтина Творогова
Деловая игра для родителей «Азбука толерантности»
Цель: создание условий для повышения компетентности участников деловой игры по формированию толерантности; приобретение педагогами и родителями знаний и практических навыков по формированию толерантности детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Задачи: ознакомление с понятиями "толерантность", "толерантная личность"; развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.
Публикация «Деловая игра для родителей „Азбука толерантности“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Игрушки. Консультации для родителей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Материал и оборудование: медиа проектор, экран, презентация, лист ватмана, на котором написаны буквы от Г до Л, маркер, бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.
Ход игры:
Ведущий: Сегодняшнюю нашу встречу хотелось бы начать с определения понятия Толерантности. Что оно значит для Вас? (ответы участников).
Ведущий: «Толерантность – это, можно сказать, лучшее качество человека. Оно учит людей быть такими, какие они есть, а также принимать других людей такими, какие они есть. Если бы все люди были такими, то мир был бы совсем другим, намного лучше». «Толерантный человек способен понять и простить других людей, он с уважением относится к их привычкам и ценностям».
Ведущий: Мы родители, это значит, что мы несём ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Можно продолжить перечень высказываний о роли, о душевной взаимосвязи взрослого и ребё нка: «Что посеешь, то и пожнёшь», «Яблоко от яблони недалеко падает», «От плохого семени, не жди доброго племени» и т. д. поэтому нам взрослым, нужно научиться взвешивать каждое слово, нести ответственность за каждый поступок, прежде чем принимать участие в воспитании детей.
Ведущий: Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и с миром. Можем ли мы научить наших детей толерантно вести себя в обществе. Нашу взрослую игру мы так и назвали «Азбука толерантности». Каждый человек проживает свою жизнь по - разному, но каждый из нас проходит одни и те же этапы жизненного пути. Мы словно поднимаемся по лестнице. Вначале какое - то время стоим на ступеньке, называемой «Я», пытаемся понять – «Кто такой я?». Затем осторожно поднимаемся на другую ступеньку, которая вводит нас в «мир людей». Именно здесь каждый осознаёт, что он не один, завязывает отношения, проявляет эмоции, характер. Переходя на ступеньку, именуемую «окружающий мир», мы видим жизнь в ещё большем многообразии. Самая высокая ступень жизненного пути – «творческая», олицетворяет высшую ступень человеческих умений. Я предлагаю вам пройти по этим ступенькам. И так мы начинаем.
1. Ступенька «Я». Знакомство. Ведущий предлагает участникам представиться так, как бы им хотелось, чтобы их называли в группе (например, использовать псевдонимы).
2. Ступенька «Мир людей». Ведущий: Итак, мы с вами на следующей ступеньке. Здесь происходит общение, живой контакт между людьми. И очень важно, чтобы это общение было радостным.
Упражнение "Чем мы похожи". Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)". Света выходит в круг и приглашает выйти кого - нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Резюме: Итак, мы показали, что все мы похожи в чём либо, а значит мы равны.
3. Ступенька «Окружающий мир». Окружающий мир – это пространство, в котором мы существуем. Иногда оно расширяется до размеров государства, а иногда сжимается до пределов нашей комнаты.
Упражнение «Азбука толерантности».
Ведущий: А сейчас мы поиграем на ассоциации. Существует программа «Азбука» по воспитанию толерантности и основ культуры мира в детях старшего дошкольного возраста. Автор составил её в виде подобранных на каждую букву русского алфавита общечеловеческих ценностей. Давайте представим себя такими составителями и впишем эти ценности в алфавит. Например, А – ангел, Б – братство, благодарность, В – вера, верность. Какие ассоциации у вас на следующие буквы? Резюме: Важно уметь отличать действительные ценности от мнимых.
4. Ступенька «Творческая мастерская». Ведущий: Самая высокая ступень – в «творческую мастерскую». Подъём на неё нелёгок и крут. Но, поднявшись, мы преображаем не только свою душу, но и всё, что нас окружает. И пусть сердечная недостаточность будет уделом равнодушных и не радостных людей.
Упражнение "Эмблема толерантности".
На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что абстрактном уровне. обсуждение проходило на интеллектуальном, Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны участникам предстоит создать эмблему толерантности.
Ведущий: Я предлагаю вам сейчас стать художниками и создать эмблему толерантности. Ею можно украсить своё рабочее место или место отдыха. Для этого вам необходимо сейчас разделится на подгруппы по 4 - 5 человек. Каждая подгруппа попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5 - 7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны объяснить значение символов на своих эмблемах.
Заключительный этап упражнения презентация эмблем каждой подгруппы.
Резюме: Мы с вами молодцы, теперь видно наглядно, что понятие толерантность можно объяснить не только при помощи слов. Толерантность имеет множество сторон. В рисунках - эмблемах вы отразили какую - то свою грань толерантности, важную для вас, а значит, вы осознали, что формирование толерантности это общее дело. Но самое главное, надо воспитывать толерантность в наших детях на собственном примере.
Упражнение «Пожелания».
Ведущий: И в заключении мне бы хотелось предложить вам интересное задание. Я предлагаю вам оставить друг другу пожелания. И сделаем мы это на открытой ладони в знак открытости, ведь ладонь ассоциируется с рукопожатием, с приветствием, с семьёй. Каждый участник предлагает слова пожелания и ведущий вписывает их вокруг ладони.
Итог: Посмотрите, какие прекрасные пожелания мы оставили друг другу! Если мы научим своих детей доброжелательности, терпимости к другим, то за свое будущее мы сможем не волноваться. Не забывайте: все мы – разные, но мы – ВМЕСТЕ! - Всем участникам хочу подарить буклет «Азбука толерантности», который пригодятся вам в жизни. Я надеюсь, что наше сегодняшнее общение поможет Вам хоть немного изменить не только ваш внутренний мир, но и отношение к окружающей вас действительности.