Юлия Кубасова
Преодоление тревожности и страхов у первоклассников с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого ребенка, пришедшего в школу, начинается новый этап в его жизни, появляются новые требования, обязанности, дружеские отношения, ведь ребенку придется не только осваивать абсолютно новый кабинет, но и взаимодействовать с незнакомыми лицами: одноклассниками, учительницей, школьным охранником, работниками столовой. Ему придется с ними общаться, и важно знать, как это делать.
В этот период первоклассники отличаются повышенной возбудимостью, утомляемостью, эмоциональностью, неустойчивостью внимания, а тем более первоклассники с ограниченными возможностями здоровья, необходимость изучения психологических проблем которых связанны с адаптацией их в социуме. Тема является актуальной и очевидной.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Начальная школа. 1 класс
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Страх и детская тревожность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
Преодоление тревожности и страха у первоклассников с ограниченными возможностями здоровья является важной задачей для образовательной системы. Эти дети могут испытывать особые трудности при адаптации к новой школьной среде и общению с другими учениками.
Одной из основных причин тревожности и страха у первоклассников с ограниченными возможностями здоровья является неуверенность в своих способностях и боязнь быть отвергнутыми или непонятыми окружающими. Они могут испытывать страх перед новыми людьми, новой учебной средой и неизвестными ситуациями.
Для обследования тревожности, наличия страха у детей с ограниченными возможностями могут быть использованы следующие методы:
- диагностика М. А. Панфиловой «Страхи в домиках», направленная на выявление и определение доминантных типов страхов - темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д. ;
- методика А. Л. Венгера – помогает диагностировать важнейшие компоненты готовности детей к школьному обучению с уровнем тревожности;
- «Пиктограмма», «Образец и правило», направленные на выявление особенностей самооценки, тревожность;
- метод «Незаконченные предложения», помогающий узнать особенности эмоционального отношения школьников к различным компонентам образовательной среды;
- проективные методики: «Нарисуй свой страх», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Автопортрет» и т. д. Развитие детей имеет индивидуальный подход, но важно знать, что ученик может рисовать, еще не умея писать. Тревожность хорошо прочитывается в рисунке человека, он наиболее прост и применим в использовании, доступен для детей с особыми нуждами, с помощью рисунка можно понять ребенка, помочь ему, прочитать о его потребностях, желаниях и переживаниях, стремлениях. Проводящему тест нужно обратить внимание на расположение листа при выполнении рисунка, на затраченное время, последовательность изображения различных деталей. Стремление к штриховке и завышенное внимание к каким-то деталям, сильный нажим карандаша – признаки тревожного состояния.
Протекание адаптации у детей с особыми потребностями может быть довольно длинный в связи с тем, у первоклассников плавно образовываются новые умения и привычки, требуемые для адаптации, социализации и дальнейшего обучения. Для преодоления тревожности и страха у таких детей требуется сделать защищённую атмосферу в классе. Учителя и родители должны проявлять понимание и терпение, помогая детям преодолеть свои страхи. Важно проводить индивидуальные беседы с каждым ребенком, выслушивать его опасения и находить способы их преодоления.
Детские страхи, если вовремя их исследовать, как правило, исчезают. Перед тем как помочь учащимся в перебарывании страхов, требуется получить ясное представление о всех всевозможных страхах ребенка. Также полезно использовать различные методики работы с тревожностью и страхом. Например, можно проводить игры и упражнения, направленные на развитие самооценки и уверенности в себе. Такие занятия помогут детям осознать свои сильные стороны и научиться справляться с трудностями.
Важно также обратить внимание на взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Они могут подвергаться трудностям в общении и включении в игры с другими детьми. Поэтому необходимо создавать условия для развития социальных навыков и поддержки взаимодействия с одноклассниками.
Главное, помнить: если необходимо избавить первоклассника от страхов и тревожности, необходимо расслабиться прежде всего самим родителям и дать ребенку понять, что его любят и он любим, независимо от оценок и успехов в школе, ведь одной из причин тревожности младших школьников с ОВЗ считают нарушение детско-родительских отношений. Снятие тревоги, когда она возникает, в огромной мере зависит от того, насколько удается успокоить свое чадо, возвратить ему душевный баланс. Следует произвести такую атмосферу в своем доме, чтобы ребенок уяснил - он без смущения и неудобств может сообщить обо всем, что его тревожит, и не будет пугаться своих папу или маму; ощутит на себе, что его не осуждают.
В заключение, преодоление тревожности и страха у первоклассников с ограниченными возможностями здоровья требует комплексного подхода и сотрудничества учителей, родителей и специалистов.
Литература
1. Голутвина В. Как победить детские страхи. М. : Гелеос. – 256 с.
2. Захаров А. И. Ночные и дневные страхи у детей. – СПб. : «Издательство СОЮЗ», 2000. – 448 с.
3. Моргулец Г. Г. Руссулова О. В. преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция. – Изд. 2-е. –Волгоград : Учитель. – 143 с.
4. Щербатых Ю. В. Психология страха : Популярная энциклопедия. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.
5. Луговская А., Кравцова М. М., Шевнина О. В. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. – М. : Эксмо, 2008. – 352 с.