Галина Рязанцева
Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивностью
▼ Скачать + Заказать документы
Преодоление синдрома дефицита внимания у детей
с гиперактивностью.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) нередко встречаются в практике логопедической работы. Как указывает Л. О. Бадалян, 4 - 10% детей школьного и дошкольного возраста страдают данным расстройством. Чаще его выявляют у мальчиков.
Публикация «Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивностью» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Уже на первых занятиях дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивы.
Причины данного расстройства чаще всего проявляются при минимальных мозговых дисфункциях как следствие ранних локальных повреждений головного мозга. В отдельных случаях возможно наследственное (генетическое) происхождение СДВГ.
Клинико-возрастные особенности данного синдрома могут проявляться уже с первых месяцев жизни в виде нарушений сна, беспричинного плача, отказа от груди, склонности к жидкому стулу вследствие повышенной возбудимости кишечной стенки. С каждым годом признаки СДВГ у ребенка становятся все заметнее.
По данным О. В. Халецкой и В. М. Трошина, полная картина синдрома разворачивается к 7—12 годам.
Практика показывает, что родители не всегда осознают глубину проблемы, особенно в дошкольном возрасте, считая, что ребенок "просто маленький, вот в школу пойдет, тог-да. ". Но в школьном возрасте проблемы лишь усугубляются. Вследствие плохой концентрации внимания, повышенной отвлекаемости, слабой самоорганизации дети начинают испытывать трудности в процессе обучения, даже имея неплохие способности. "Они составляют группу риска по дислексии и дисграфии, т. е. в школьном возрасте у них могут проявиться специфические стойкие затруднения при обучении их чтению и пись-му". Значительные отклонения формируются в поведении, развиваются такие отрицательные черты личности, как упрямство, агрессивность, негативизм, и, как следствие, к подростковому возрасту — социальная дезадаптация. Ее последствия могут быть самыми нежелательными: от невозможности получить хорошую профессию, достойную работу, создать благополучную семью до попадания в алкогольную или наркотическую зависимость и развития склонности к антиобщественному поведению.
Понимание серьезности нарушения необходимо донести до родителей и настроить их на раннюю коррекцию СДВГ наряду с работой над речью. "Лечение СДВГ всегда должно являться комплексным и включать методы модификации поведения, психотерапию, психолого-педагогическую коррекцию. Важное место занимает медикаментозная терапия". Она назначается врачом, по два-три курса в год, и в тех случаях, когда вышеуказанных методов оказывается недостаточно для преодоления проблем поведения и устранения нарушений когнитивных функций.
Необходимо знать, что не во всех случаях проявления ребенком невнимательности, неусидчивости на занятиях можно говорить о СДВГ. Его признаки таковы:
• возникает в возрасте до 8 лет;
• присутствует не менее чем в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, играх);
• не обусловлен психотическими, тревожными, аффективными, диссоциативными расстройствами или психопатиями;
• вызывает значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию;
• признаки сохраняются не менее 6 мес.
Итак, ребенок с СДВГ выявлен логопедом, направлен на консультацию и лечение к врачу и психологу. Результаты работы данных специалистов появятся не скоро. Лечение может занять месяцы, а в некоторых случаях и годы, а коррекцию речи надо начинать уже сейчас, не дожидаясь сглаживания проявлений СДВГ.
На основании изучения медицинских и педагогических источников, а также собственного опыта, разработаны некоторые методические подходы, приемов и правил, позволяющие повысить эффективность занятий с детьми с СДВГ и использовать логопедические занятия для педагогической коррекции данного расстройства.
Основные принципы взаимодействия с ребенком:
- Демонстрировать позитивное отношение к нему. Не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном.
- Общаться эмоционально. Монотонная речь быстро утомляет.
- Меньше замечаний — больше похвалы, так как "психологические особенности гиперактивных детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок".
- Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).
- Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.
Требования к организации и методике проведения логопедических занятий
1. Занятия должны иметь постоянное место в распорядке жизни ребенка (желательно в первую половину дня) и приводиться по стереотипным правилам.
2. Форма организации занятий индивидуальная или в небольшой подгруппе.
3. В поле зрения ребенка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к занятию).
4. Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т. д.
1. Содержание заданий должно быть не только коррекционно-развивающим, но и интересным.
2. Использовать разнообразный наглядный материал.
3. В работе с дошкольниками отдавать предпочтение игровым приемам, сюрпризным моментам.
4. Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколько блоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.
5. Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.
10. Со старшими дошкольниками и младшими школьниками следует заранее договариваться о продолжительности занятия или об объеме предстоящей работы.
Игры и упражнения, позволяющие снять двигательное напряжение в процессе занятия
Ребенок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу логопеда. Предъявление дисциплинарных требований по отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребенок меньше находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную "разрядку". Однако движения не должны стать дезорганизующим фактором. Их осмысленный характер служит целям коррекционно-развивающего обучения — совершенствованию мелкой моторики, обучению выделять слова в предложении, развитию слуховой и двигательной памяти и т. д. Возможность расходования избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными.
Повсеместно в логопедической практике используются физкультминутки, но для ребенка с СДВГ их явно недостаточно. На своих занятиях я даю задания, где нужно не только говорить, но и действовать. Например, работая над звукопроизношением, можно использовать упражнения на автоматизацию с двигательными заданиями.
Варианты заданий при работе над звукопроизношением на этапе отработки изолированных звуков:
• расправив руки-"крылья", "летать на самолете" по комнате — р-р-р;
• "Ездить" на маленькой игрушечной машине по ломаным, спиралевидным или извилистым дорожкам разной длины, нарисованным на листе бумаги, имитируя звук мотора: р-р-р.
Варианты заданий при автоматизации звуков на уровне слога:
• запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук, туловища: ша (руки вперед) — шо (руки вверх) — шу (руки опустить);
• "Игра на пианино" (используется картонный муляж клавиатуры). "Нажимать на клавиши" поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь: су-сы-са-со. Можно предложить сделать "песенку" грустной или веселой, громкой или тихой.
Варианты заданий при автоматизации звуков в словах:
• игры с перебрасыванием (перекатыванием) друг другу мяча ("Скажи наоборот", "Сложи слово", "Вставь пропущенный звук", "Назови детеныша" и др.);
• "Шаги" : сделать шаг вперед только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово и т. д.). При ошибочном ответе — шаг назад. Игра заканчивается, когда ребенок сможет дойти до заранее оговоренного предмета.
Варианты заданий при работе на уровне предложения:
• "Живые слова" : каждый ребенок выполняет роль определенного слова, его задача – занять свое место в предложении;
• "Скажи и покажи" : составить предложение по сюжетной картинке, а затем продемонстрировать его с помощью пантомимы ("Сова летает по лесу. Соня пьет ананасовый сок»). Возможен вариант, когда сначала составляются все предложения, затем один из детей демонстрирует пантомиму, а другой угадывает ее содержание;
• "Прошагай предложение" : ребенок идет и произносит предложение. Каждому шагу должно соответствовать одно слово.
Эти и аналогичные им задания могут быть применены и в других разделах логопедической работы. Таким образом, логопед не только повышает эффективность и качество своей работы, но и активно участвует в комплексной коррекции СДВГ.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Бадалян Л. О. Невропатология: Учебник. М., 2006.
2. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. М., 1997.
3. Халецкая ОБ., Троизин В. М. Минимальные мозговые дисфункции в детском возрасте. Н. Новгород, 1995.
4. Чутко Л. С., Пальчик А. В., Кроnотов Ю. Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. СПб., 2004.
План работы с родителями.
Дата проведения январь
Содержание работы
1. Проведение собрания с родителями, чьи дети зачислены на логопункт. Тема собрания: «Особенности коррекционной работы с детьми, посещающими логопункт».
2. Индивидуальное консультирование по запросам родителей
3. Подготовить консультацию для родителей по теме «Как заниматься с ребенком дома»
4. Внести анамнестические данные в речевые карты.
5. Подготовка материала в родительские уголки.
февраль 1. Индивидуальное консультирование.
2. Беседа с родителями детей из логопункта «Приемы активизации интереса к логопедическим занятиям»
3. Ведение индивидуальных тетрадей.
4. Знакомство родителей с компьютерными логопедическими играми и программами.
5. Встреча с родителями, приглашенными на ПМПк сада. Подписание договоров, беседа по интересующим вопросам.
март 1. Анкетирование родителей детей из логопункта на тему «Динамика развития речи»
2. Подготовка выставки книг для родителей на тему «Речевые игры»
3. Беседа с родителями на тему «Подготовка руки к письму»
4. Обсуждение с родителями показателей динамики развития речи.
5. Разучивание стихов к утреннику. Старшая группа
апрель 1. Составление коллективного коллажа на тему «Мы говорим правильно» (логопункт).
2. Практические советы родителям по воспитанию и исправлению речи детей.
3. Консультирование родителей детей, редко посещающих ДОУ
4. Направление нуждающихся в помощи детей к специалистам (невролог, ортодонт, фониатор и др.)
май 1. Проведение собрания с родителями, чьи дети зачислены на логопункт. Тема собрания: «Итоги коррекционной работы с детьми, посещающими логопункт».
2. Проведение открытого занятия с детьми, посещающими логопункт (для родителей).
3. Проведение конкурса на лучшую тетрадь для домашних занятий (логопункт).
4. Беседа с родителями на тему «Компьютер и малыш»