Исмагамбетова Эльмира
Преемственность в работе учителя-дефектолога и педагога-психолога. Развитие зрительного восприятия и узнавания
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность в работе учителя-дефектолога и педагога-психолога. Развитие зрительного восприятия и узнавания
В решении актуальных проблем современной школы существенную роль играет система комплексного сопровождения развития детей, так как в последнее время отмечается увеличение числа детей, имеющих различные нарушения.
Публикация «Преемственность в работе учителя-дефектолога и педагога-психолога, Развитие зрительного восприятия и узнавания» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
2 слайд. Преемственность- это система организационных, педагогических, методических и развивающих мероприятий для детей, педагогов, администрации и родителей, направленных на оптимальное умственное и личностное развитие детей.
Целью совместной работы учителя-дефектолога и педагога-психолога является обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-педагогического сопровождения детей, с нарушениями в развитии в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями воспитания.
3 слайд. Общие задачи:
- Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и
дефектолога как условие интеллектуального и личностного развития ребенка.
- Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-
развивающей деятельности специалистов.
- Разработать систему работы и формы взаимодействия дефектолога и психолога в условиях образовательной среды.
4 слайд. Принципы взаимодействия:
Системность.
Комплексность.
Соответствие возрастным индивидуальным возможностям.
Личностно-ориентированный подход.
5 слайд. Задачи учителя-дефектолога :
• Углубленная диагностика развития познавательной деятельности ребенка
• Систематическая коррекционная и развивающая работа с детьми в соответствии с их индивидуальными программами по следующим направлениям:
- развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
- развитие речи;
- развитие моторики;
- развитие математических способностей;
- расширение кругозора.
• Прослеживание динамики развития детей и результата коррекционно-
развивающей работы.
• Оценка интеллектуальной готовности к обучению в школе.
• Формирование у педагогического коллектива и родителей информационной готовности к коррекционной работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
6 слайд. Педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение детей. Задачи:
• развивать высшие психические функции — внимание, память, мышление;
• развивать эмоционально-личностную сферу;
• совершенствовать зрительно-моторную координацию;
• формировать навыки самоконтроля и волевые качества;
• обеспечивать психологическую поддержку;
• снятие тревожности у детей;
• повышение психологической культуры педагогов и родителей.
7 слайд. Формы совместной деятельности:
- взаимообмен данными диагностики;
- координированное планирование совместной работы;
- оформление документов по взаимодействию;
- совместное проведение тематических, интегрированных занятий, итоговых занятий;
- участие в педагогических советах;
- взаимопосещение занятий;
- досуги, развлечения, праздники;
- итоговая аналитическая отчетность.
1. Взаимообмен данными диагностики помогает выявить актуальный уровень психического развития ребенка и на основе этого выбрать стратегию дальнейшей работы, правильно скоординировать совместные действия специалистов по преодолению нарушений, имеющихся у ребенка.
2. Коррекцию нарушений осуществляет учитель-дефектолог, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу активно подключается педагог-психолог, так как у детей с различными нарушениями наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: небольшой объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности. Со стороны эмоционально-волевой сферы так же наблюдается ряд особенностей.
Тематический подход обеспечивает комплексное изучение материала. Связь во время коррекционной работы на заданную отработку навыков служит также средством установления более тесных связей между педагогом-психологом и учителем-дефектологом, так как специалисты работают в рамках одной темы. Педагог-психолог ведет коррекцию основных психических процессов, используя игры и задания в соответствии с темой, заданной учителем-дефектологом.
3. Аналитическая деятельность позволяет нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве дефектолога и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка.
4. Консультативно-просветительская работа обеспечивает непрерывность сопровождения детей, их семей и педагогов по вопросам создания дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания
коррекции и развития.
Эффективной формой работы с родителями является совместное консультирование учителем-дефектологом и педагогом-психологом, которые предоставляют возможность посмотреть на проблему ребенка с разных сторон.
Таким образом, согласованность действий учителя-дефектолога и педагога-психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
8 слайд. Зрительные образы играют важную роль в развитии познавательных процессов, эмоциональной сферы, в формировании многих умений и навыков. Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют, в конечном счете, эффективность формирования навыков письма и чтения у учащихся.
Зрительное восприятие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания : умственного, эстетического, физического и нравственного. В связи с этим следует признать целесообразным выделение зрительного восприятия как составной части педагогики.
Восприятие - это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека. В его процессе человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом.
Зрительное восприятие – это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого числа раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, тем точнее отражается окружающий мир.
Развитие зрительного восприятия обусловлено рядом своеобразных особенностей школьников с нарушениями в развитии, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром:
1. нарушения обобщенности;
2. замедленный темп восприятия;
3. узость объема восприятия;
4. малая дифференцированность;
5. пассивность восприятия.
Важно, чтобы дети научились выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности.
Общая схема обследования предполагает определенный порядок :
- восприятие целостного облика предмета;
- выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.);
- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т. д.);
- выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т. д. ;
- повторное целостное восприятие предмета.
9 слайд. Сравнение — это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием.
Таким образом, сравнение — это своеобразный механизм обследования предмета, который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решает задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов. Подчеркну, что сравнение, являясь компонентом осмысленного восприятия предметов (объектов, явлений, способствует формированию правильных представлений о них, создает основу для обобщения и систематизации знаний.
10 слайд. Наглядные методы – методы, при применении которых используются наглядные пособия и технические средства обучения. Использование наглядных методов значительно повышает эффективность работы, т. к. опирается на чувственные образы ребёнка, делает материал более конкретным, а его усвоение более доступным. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, рисунков. Из наглядных методов также используется показ образца задания и способа действия. Использование наглядных пособий помогает ребёнку расширять запас своих представлений, развивать познавательную активность, повышать общий эмоциональный фон. В качестве наглядных дидактических средств на занятиях используются предметные пособия, дидактический раздаточный материал, графические схемы, картинки и пр.
К наглядным методам предъявляются следующие требования:
- соответствие с возрастом и индивидуальными особенностями ребёнка;
- соответствие с задачами данного этапа работы;
- сопровождаются правильной и чёткой речью, так как словесное описание должно способствовать развитию речи, наблюдательности.
11 слайд. Словесные методы - занимают ведущее место в системе методов обучения, в том числе и по развитию зрительного восприятия и узнавания. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учащимися проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
Дидактические игры – широко используются для развития зрительного восприятия.
Игра способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизирует познавательную деятельность ребёнка, позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально - положительного отношения к заданию: даёт возможность индивидуализировать работу с каждым ребёнком с учётом его умственных и психофизических способностей.
Методика применения дидактических игр заключается в предварительном ознакомлении детей с содержанием и правилами игры. Сложную по содержанию игру можно объяснить поэтапно. Результат игры должен быть хорошо понятен детям; по окончании необходимо подвести итоги
12 слайд. Зрительное восприятие и узнавание учебного материала проходит более активно, повышается внимание, интерес к занятиям, улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным, если использовать на занятиях компьютерные технологии. Использование ИКТ на занятиях позволяет создать информационную обстановку, усиливает мотивацию обучения, позволяет организовать процесс обучения, шире использовать развивающие методы и приемы : анализ, сравнение, обобщение, классификация. Также использование на уроке компьютера привлекает внимание, развивает интерес у учащихся, воздействует на их эмоции, активизирует познавательную деятельность.
Наиболее доступными для восприятия учащихся являются реальные предметы и их изображения, более сложными — схематические изображения, знаки и символы. В последнюю очередь используются материалы с наложенным, «зашумленным», недорисованным изображением.
Полноценное зрительное восприятие у детей складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах. Под руководством дети вычленяют основные элементы, детали объекта, определяют их соотношение, положение в пространстве, замечают изменения в самом объекте или его расположении.
Игры и упражнения для развития зрительного восприятия.
13 слайд. Найди сходства и различия.
Суть игры в рассматривании и назывании реальных предметов, выделении в них главных и второстепенных деталей, поиске в предметах черт сходства и различия. Ведущий дает ребенку инструкцию: «Назови все красное (круглое, деревянное.)». Ребенок перечисляет окружающие предметы по названому признаку. По ходу игры ведущий задает основание для выделения в окружающих предметах того или иного признака. Повторять уже названные предметы нельзя. Игра проходит несколько циклов, каждый из которых начинается тогда, когда будут названы все окружающие ребенка предметы, соответствующие названному признаку.
14 слайд. Одинаковые по форме.
Перед началом игры выбирают ведущего, и каждый участник получает набор геометрических фигур. Ведущий выкладывает любую фигурку, а остальные должны выложить из имеющегося у них набора фигуру, имеющую ту же Форму. Если кто-то ошибается, ведущий вручает ему штрафную карточку. Игра продолжается до тех пор, пока будет возможен следующий ход. Проигрывает тот, у кого будет больше всех штрафных карточек.
Аналогично организуется игра «Одинаковые по цвету».
15 слайд. Рассели жильцов.
Перед началом игры рисуется многоэтажный дом (или дается готовая схема, где видны этажи, квартиры. Дается также и набор геометрических фигур, каждую из которых следует поселить на «своем» этаже и в «своей» квартире. Признак, определяющий принцип размещения фигур на этажах, может быть выбран на усмотрение ребенка (форма, цвет, материал, из которого он сделан, и т. д.).
1. Отгадай признак.
Взрослый берет по своему выбору два предмета, имеющие один общий признак, ребенок должен назвать этот признак, затем они меняются ролями и т. д.
1. Чем похожи? Чем отличаются?
Перед началом игры взрослый подбирает пары предметов так, чтобы между ними возможно было установить некоторое число черт как сходства, так и различия. В ходе игры эти пары последовательно предъявляются ребенку, а за каждый правильно указанный им признак сходства или отличия. Начисляется поощрительный балл, в конце игры подводится итог.
1. Разноцветные пуговицы.
Название игры условно, так как пуговицы отличаются друг от друга не только по цвету, но и форме, количеству отверстий для пришивания, наличию или отсутствию «ножки» и др. Взрослый предлагает ребенку в ходе игры разделить собранную совместными усилиями богатую «коллекцию» пуговиц сначала на две группы – подходящие к подходящим, потом – на три, четыре и т. д. Каждый раз после того, как выполняется задание, необходимо обсудить с ним основание выделения групп и оценить соответствие результата группировки выбранному основанию.
1. Найди отличия.
Для проведения этой игры заранее готовится альбом игровых заданий, на каждой странице которого располагается по два рисунка с изображением листьев (или плодов, цветов, ягод и т. д.). В каждой паре один рисунок отличается от другого лишь одним каким-либо признаком, который и должен быть замечен детьми при их рассматривании. Выигрывает тот, кто заметит больше других отличий в изображениях.
16 слайд. Заплатки.
В этой игре ребенку предлагается «починить» коврики с несложным узором, выбрав необходимую «заплатку» среди предложенных. Игровая задача может быть значительно усложнена в том случае, если ребенку будет предложено правильно подобрать утраченные фрагменты к сюжетным картинкам самостоятельно с помощью карандашей.
1. Шерлок Холмс.
Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит на короткое время из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «сыщику» угадать, что он изменил. Если в игре принимают участие несколько детей, можно провести своеобразный турнир на звание «лучшего Шерлока Холмса». Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и др. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов: лучше начать с 3–4 изменений и постепенно увеличивать их число.
1. Угадай, что изменилось?
Для проведения этой игры потребуется несколько предметных картинок, как случайно подобранных, так и объединенных по какому-либо признаку (например, принадлежащие к одной тематической группе или начинающиеся на один и тот же звук, сходные по функциональному назначению и т. д.). Ребенку предлагается их рассмотреть, назвать и на некоторое время закрыть глаза для того, чтобы ведущий смог провести какие–либо изменения в их расположении. Открыв глаза, ребенок должен отгадать, что изменилось в расположении картинок.
17 слайд. Зашумленные картинки.
Цель дидактической игры: узнавание предметов по их контурам среди нескольких наложенных изображений. Предъявить ребенку рисунок предметов, лежащих поверх друг друга. Ход игры: рассмотреть картинку, а потом назвать всё, что здесь нарисовано. Когда предмет ребёнком узнан, предложите ему : «Обведи его пальчиком».
Если ребёнок ещё не показал все фигуры, но уже бездействует, стимулируйте вопросами: «А что-нибудь ещё есть на картинке? Покажи, пожалуйста». Предъявлять зашумлённые картинки надо от простого к сложному.
18 слайд Вышеперечисленные игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия, играют немаловажную роль успешной адаптации в окружающем мире и интеграции в школьном обучении наших детей и помогают если не восстановить, то помочь улучшить существующие пробелы.
Преемственность в работе учителя-дефектолога и педагога-психолога позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей. Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей, обеспечение их полноценного участия в жизни общества. Благодарю за внимание.