Люция Малихова
Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка проблемы преемственности между дошкольным учреждением и детских садах систематического обучения, т. е. занятий, Это было в 1953 году, В. детские сады ввели подготовительную к школе группу. Основное ее назначение - готовить детей к обучению в школе. Все эти требования подготовительные группы взяли на вооружение. В группе появилась классная доска. Столы расставили в три ряда, как в школе. За столом сидели по два ребенка. Иногда занятия начинались со звонка. При ответе вставали, поднимали руку и т. д. В день по расписанию было по три занятия, продолжительность их -30 -35 минут. Это плохо, потому что искажались закономерные тенденции детского развития; практически стала исчезать самодеятельная игра и диалогическое общение во время занятия. Резко снизилась познавательная активность, Понимая негативное влияние такого обучения на психическое развитие детей, педагоги стали уделять внимание образовательному значению игры, т. е. в обучении стало много дидактических игр (они стали заменять занятия). Но самодеятельная игра снова осталась в стороне. Времени на нее не хватало. И опять та же проблема тенденций детского развития. Познавательная активность детей по-прежнему оставалась низкой. Главный недостаток в работе дошкольных учреждений 60-90-х - нарушение закономерных годов - нарушение закономерных тенденций детского развития, Дошкольное учреждение должно сохранить «самоценность» дошкольного детства, у ребенка нельзя отнимать детство. В то же время дошкольное учреждение должно сформировать личностные качества, которые потребуются ребенку при обучении в школе. Школа должна с точки зрения нравственности подхватить достижение ребенка и организовать свою деятельность так, чтобы эти достижения развивались и дальше.
Публикация «Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы» размещена в разделах
Таким образом, преемственность - процесс двусторонний, взаимосвязанный. Мы говорили о качествах и достижениях ребенка. А что же это преемственность это такое? Ключевым моментом преемственности является определение сущности готовности ребенка к обучению.
В нашей стране проблему готовности изучали в Институте дошкольного воспитания АПн под руководством А. В. Запорожца. Это ученые Л. А. Венгер, Ф. А. Сохин, Л. Е. Журова, Т. В. Тарунтаева и др. Они выделили два вида готовности: общую и специальную.
Общая готовность включает физическую, интеллектуальную и личностную. Физическая готовность это - состояние здоровья, правильное телосложение, хорошая осанка, физическая умственная работоспособность, развитие двигательные навыки и качества, особенности тонких моторных координации, интеллектуальная готовность это - сформированное образное мышление, основы словесно- логического мышления, на основе образного мышления появляется способность устанавливать причинно - следственные связи, уровень владения родным языком - ребенок овладевает структурой языка: лексикой, фонетикой, грамматическим строем, развитая диалогическая и монологическая речь (В. А. Сухомлинский советовал: «Учите детей рассказывать сказки»).
Здоровьем детей, их умственным развитием заинтересованы родители. Эта задача неплохо решается и в дошкольных учреждениях. На это направлен ряд программ («Старт», «Здоровье» и т. д.).
Программы «Развитие, «Одаренный ребенок» направлены на умственное развитие детей. Эти задачи решает и Типовая программа, «Радуга» и другие.
Сложнее обстоит вопрос с личностной готовностью, Личностная готовность- это сформированное отношение с окружающими взрослыми, сформированные взаимоотношения сверстниками объективная оценка возможностей.
Рассмотрим эти показатели подробнее. 1. С приходом ребенка в школу меняется его стиль отношений со взрослыми. Воспитателя можно обнять, сесть на колени, рассмотреть бусы и т. д. А учителя? Важно сформировать принятие взрослого в новом качестве-в качестве учителя, выполнять его указания, действовать согласно поставленной цели (исследования М. И. Лисиной).
2. С приходом ребенка в школу меняется его положение в коллективе. В детском саду он самый взрослый, а школе самый маленький. И это ребенок переносит болезненно. Поэтому важно взаимоотношения со сверстниками происходит в совместных играх, особенно с правилами, в конструктивной деятельность и т. д. в детском саду сформировать его
3. К концу дошкольного возраста появляется объективная оценка собственных возможностей (могу, умею, сделаю и т. д.).
4. Важным показателем является мотивационный план, формирование внутренней позиции дошкольника. В этой основе лежат 2 мотива: а)социальный (связанный с потребностью общения, б)познавательный (интересно узнать, исследования Л. Потович).
Специальная готовность область знаний, которые будут востребованы в школе - грамота, математика. Психология и педагоги выделили понятия общей и специальной готовности. А врачи и гигиенисты ввели понятие включает школьной зрелости. Школьная зрелость уровень морфологического и это функционального систематическое обучение не ухудшит здоровья ребенка. ребенка, который заключить, Основанием для определения зрелости является расхождение паспортного и функционального развития ребенка.
7 лет наиболее оптимален для поступающих в школу. Но так как готовность определяется дифференцированно, то сегодня обучение начинается и с 6 лет, и с 7 лет. Мы познакомились с содержательной характеристикой готовности к школьному обучению. Есть ли подготовить детей к обучению в школе?
Существует ряд проблем.
- Наличие разнообразных программ, большинство из них отражает ту или в дошкольном учреждении возможность полноценно иную приоритетность.
- Почему так много односторонних программ? Потому что нет единого стандарта образования к уровню развития детей каждого психологического возраста. Не является ли это нарушением конвенции о правах ребенка.
- в этом документе говорится, что ребенок имеет право на образование, развитие личности, таланта, умственных сил и способностей. Стандарт образования детей дошкольного возраста должен соответствовать Конвенции о правах ребенка.
А как осуществляется преемственность со стороны школы?
Здесь тоже есть проблемы.
Хоть у дошкольников и сформированы предпосылки к учению, но он еще происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни (исследования Выготского). Процесс становления при благоприятных условиях охватывает 1 полугодие первого класса, А у учителя нет времени ждать этого перехода, Он предъявляет требование к ребенку как к ученику (стиль поведения школьного типа, домашние задания и др.).
Учителя так поступают, потому что цель начальной школы-дать знания, сформировать навыки чтения, письма, счета, способы поведения школьного типа.
Бесспорно, решение этой задачи очень важно. Однако, на начальных этапах эта методика дает минимальные результаты (несовершенные навыки письма, затруднения при чтении и т. д.). Постепенно начинает снижаться интерес к школе, снижается познавательная активность детей. В то же время самодеятельная игра, конструирование и другие виды художественной деятельности невостребованными. На первых порах наблюдаются неуспехи (нет возможности остаются проявить себя, снижается самооценка. А это наносит вред личностному развитию, появляется формальное отношение к результатам своего труда. В классе появляются "хорошие» ученики. Нарушаются межличностные отношения между детьми и родителями.
Организация уроков школьного типа требует напряжения всех систем организма: сердечно-сосудистый дентельности, опорно-двигательного
аппарата, ЦнС и ВНС. Начинаются хронические перегрузки, а отсюда перевозбуждение, ухудшение сна и аппетита, ухудшается здоровье,
теряется интерес к школе.
А опыт организации обучения шестилеток есть (см. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).
Как решить проблему преемственности?
1. Согласовать цели на дошкольном и школьном уровнях образования (дошкольное образование всестороннее общее развитие ребенка, соответствующее его потенциальным возможностям, в начальной школе должно быть продолжение целей дошкольного образования).
2.0богащение содержания образования в начальной школе театрализация, драматургия, моделирование, музыка, танцы, т. е. то, что есть в дошкольном учреждении).
3. совершенствование форм организации и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе.