Татьяна Куценко
Преемственность учителей-логопедов в системе «Дошкольное образовательное учреждение — общеобразовательная школа»
▼ Скачать + Заказать документы
Куценко Т. А. ,
учитель-логопед,
МБДОУ д/с № 15, г. Таганрог
Проблема преемственности в работе детского сада и школы в условиях реализации ФГОС продолжает оставаться актуальной, и для ее разрешения необходимо тесное сотрудничество в логопедическом сообществе ДОО и школ.
На начальном этапе, то есть при поступлении воспитанников в группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи ДОУ, учителю-логопеду необходимо выявить уровень сложности речевых нарушений и провести коррекционную работу, что дает возможность не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения. Далее, когда воспитанники покидают стены дошкольного учреждения очень важно выработать единый подход к коррекции развития, учащихся учителю - логопеду школы. Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие помогает учителям-логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы логопедической службы школы, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести их до минимума.
Публикация «Преемственность учителей-логопедов в системе „Дошкольное образовательное учреждение — общеобразовательная школа“» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Важно, чтобы дети 7–летнего возраста владели, прежде всего, нормативным звукопроизношением, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольного учреждения. Группа ведущих ученых (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. В. Спирова, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова) доказали: существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Анализ письменных работ по русскому языку неуспевающих учеников позволил им выделить 4 группы специфических ошибок. Это такие ошибки, как замены букв, нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов, нарушения употребления лексико-грамматических категорий, ошибки в построении предложений. В исследованиях отечественных ученых вышеперечисленные нарушения письма рассматриваются как результат недостаточной подготовки ранних ступеней речевого развития к переходу на последующие его ступени, т. е. как результат недоразвития устной речи ребенка.
Сложности организации преемственности возникают из-за того, что воспитанники логопедических групп идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами. Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя-логопеды ДОУ мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов. Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы.
В настоящее время в рамках работы городского МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов отрабатывается система взаимодействия дошкольных и школьных логопедов : проводятся совместные семинары-практикумы по проблеме коррекции речевых нарушений, пропедевтической работы речевых нарушений у младших школьников, проходит обмен опытом по применению различных форм взаимодействия с родителями детей-логопатов.
План работы по осуществлению преемственности «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа» :
1. Составление координационного плана совместной работы учителей-логопедов, учителей и воспитателей.
2. Целеполагание и постановка задач на данный учебный год (согласно выявленному контингенту).
3. Выбор педтехнологий обучения и успешного сопровождения учащихся-логопатов.
4. Проведение родительского собрания для будущих первоклассников «Речевая подготовка ребенка к школе».
5. Открытые уроки, непосредственно образовательная деятельность, консультации для будущих первоклассников.
6. Посещение непосредственно образовательной деятельности в ДОУ учителями, учителем-логопедом школы.
Взаимодействие учителей-логопедов ДОО и школы осуществляется в :
• ознакомлении со списочным составом детей-логопатов;
• ознакомлении с дефектами речи у детей-логопатов согласно списку;
• составлении плана работы по устранению речевых нарушений;
• посещении непосредственно образовательной деятельности в ДОУ учителем-логопедом школы;
• участии в проведении родительского собрания, консультировании будущих первоклассников (февраль);
• передаче речевых карт воспитанников ДОУ (май);
• ознакомлении с анамнезом детей-логопатов (сентябрь);
• проведении совместного логопедического обследования (сентябрь);
• коллегиальной постановке речевых заключений;
• ознакомлении с планом сопровождения учеников-логопатов;
Что дает такое взаимодействие?
• Четкое представление о психофизических особенностях будущего первоклассника.
• Целостное видение проблем будущего ученика.
• Экономию времени в диагностировании ребенка.
• Постановку и формулирование грамотного речевого заключения.
• Выбор действенных педагогических технологий обучения и успешного сопровождения детей-логопатов.
• Осуществление планирования коррекционного воздействия с целью успешного усвоения учебного материала учащимися.
Результатом совместной работы учителей-логопедов ДОО– школы является :
• более мягкое прохождение периода адаптации у ребенка;
• успешное выполнение работы по коррекции звукопроизношения в стенах ДОУ;
• стопроцентный охват детей, нуждающихся в логопедической помощи;
• коррекция к окончанию второго класса школы такого вида речевого нарушения, как ФФНР;
• отсутствие разночтений в речевых заключениях у учителей-логопедов ДОУ и школы;
• возможность отслеживания учителями-логопедами ДОУ результатов обучения в школе в течение четырех лет с целью совершенствования коррекционной работы;
• прогноз уровня усвоения учебного материала учениками-логопатами по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с особыми педагогическими потребностями в области логопедии.
Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова «Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников». – М., 2006.
2. Н. В. Микляева. «Детский сад и школа будущего : основы сотрудничества и партнёрства». – М., 2011.
3. С. Должикова, Г. М. Федосимов, Н. Н. Кулинич, И. П. Ищенко «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей ДОУ и начальной школе». – М., 2012.