Салтанат Кустанова
Проект «Тайны снежинок» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Очень красиво зимой, когда идет мягкий, пушистый снег. Снежинка – одно из самых прекрасных созданий на земле. Во время прогулки на участке детского сада дети ловили снежинки на ладошки, рассматривали форму снежинок. Любовались ими. А так как детям нравится узнавать все новое и интересное, экспериментировать, наблюдать, то появилось много проблемных вопросов:
- как появляются снежинки?
- почему снежинки прозрачные, а снег белый?
- почему снежинки имеют разную форму?
Публикация «Проект „Тайны снежинок“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Снежинка. Все о снежинках
- Снежинки. Проекты
- Темочки
Мир природы удивителен! Но свои тайны он открывает только самым любознательным и внимательным. И поэтому мы решила провести исследование, чтобы узнать, как появляются снежинки и какие тайны они хранят. Так появилась идея создания проекта «Тайны снежинки».
Вид проекта : исследовательско-творческий, краткосрочный, групповой.
Сроки реализации: краткосрочный (23.01.2023 -27.01.2023)
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Цель: развивать познавательный интерес детей и расширять знания о явлениях неживой природы в зимний период через исследовательскую и продуктивную деятельность; изучение природного явления – снежинки.
Задачи:
- изучить строение, форму, свойства снежинок;
- расширять представления о сезонных изменениях в природе в зимний период;
- учить устанавливать простейшие связи между явлениями в природе;
- развивать связную речь, обогащать ее новыми словами и выражениями;
- развивать интерес к художественной и познавательной литературе;
- учить создавать снежинку, используя различные виды художественной деятельности;
- способствовать развитию интереса к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности и применять полученные знания и умения в самостоятельной активной деятельности.
Предполагаемый результат: В ходе реализации данного проекта у детей расширяются знания о явлениях неживой природы. Поисково-познавательная деятельность будет способствовать развитию у детей умения анализировать проблему, осуществлять поиск ее решения. В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение снега, у детей формируются естественно научные представления об объектах неживой природы, а также учатся делать выводы и аргументировать их. Дети станут более отзывчивыми и внимательными к окружающей природе.
Методы и приё мы:
- экскурсии по территории детского сада;
- беседы;
- наблюдения;
- игры;
- ознакомление с художественной литературой;
- рассматривание иллюстраций;
- просмотр обучающих видеофильмов и мультфильмов;
- продуктивная деятельность.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
Постановка проблемы, обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Перспективное планирование проекта.
Разработка и накопление методических материалов, подбор познавательной, художественной литературы, подбор обучающих, познавательных видеофильмов, мультфильмов.
II этап – основной (практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о явлениях неживой природы, реализация перспективного плана.
III этап – заключительный.
Оформление проекта в виде презентации, выставка «Волшебная снежинка»,
Итоговое занятие «Тайны снежинки».
Перспективный план по реализации проекта «Тайны снежинки».
1. Беседа «Что такое снег».
Рассказ педагога «Как рождается снежинка».
Просмотр обучающих видеофильмов о снежинках.
НОД «Откуда берутся снежинки»
Наблюдение за снежинками на прогулке с последующим экспериментированием:
- определить, где быстрее тает на руке или на варежке.
- почему снежинка прозрачная, а снег белый.
- беседы «Почему снежинка тает в тепле»,
- дидактические игры «Найди две одинаковые снежинки», «Найди снежинку» (ориентировка в пространстве)
- конструирование из палочек.
Проведение экспериментов:
- «Соленая снежинка» - выращивание кристаллов из соли.
- таяние льда под воздействием соли.
- почему снег белый.
- можно ли пить талую воду.
2. Социально-коммуникативное развитие
Игра-путешествие “Тайна снежинки”.
Игровое упражнение “Подуй на снежинку”.
Игровое упражнение “Скажи комплимент снежинке”
«Магнитные истории. Времена года»
3. Речевое развитие
ЧХЛ на тему: «Где рождается снег», «Как образуются снежинки».
Сказки о снежинках.
Чтение, заучивание наизусть стихов, загадок, пословиц, поговорок о снежинках.
Речевая игра «Снег-снежок» (родственные слова)
4. Художественно-эстетическое развитие
Рисование, аппликация, пластилинография, поделки из ватных палочек «Такие неповторимые снежинки»
Музыкально-художественное творчество;
«Льдинки» муз. игра;
Рассматривание иллюстраций, картин о зиме.
5. Физическое развитие
Подвижные игры: "Веселые снежинки","Мороз - Красный нос"
"Снежная карусель"
Забавы со снегом; участие детей в создании построек из снега.
Физминутки: «С неба падают снежинки»,«На дворе у нас мороз»
«Снежинки»
Пальчиковая гимнастика: «Ветер тучу мельницу…»,«Снежинки»,
«Мы во двор пришли гулять»
Взаимодействие с семьей.
- Привлечение родителей к выставке «Волшебная снежинка».
- Консультация «Интересные опыты со льдом и снегом в домашних условиях».
- Помочь в сборе материалов для экспериментирования и творчества.
Приложения
Приложение
Пословицы.
Больше снега – больше хлеба.
Снег глубокий – хлеб высокий.
Много снега – много хлеба.
Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.
Снег холодный, а от стужи укрывает.
Как ни мойся, белее снега не будешь.
Снег глубок – хлеб хорош.
Где снег, там и след: не было бы снегу, не было бы следу.
Снега надует – хлеба прибудет; вода разольется – сена наберется.
Первый снежок – не лежок, выпал да и тает.
С неба снег – звездой, на ладошку – водой.
Снег – одеяло для пшеницы: чем толще, тем лучше ей спится.
Бел снег, да невкусен.
У скупого и снегу не выпросишь.
Загадки.
Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла - и пропала.
Бел, да не сахар.
Нет ног, а идет.
Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело?
На всех садится, никого не боится.
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось—
С неба на землю свалилось.
У Зимы отличный мех:
Это мягкий белый.
Сказка о снежинке для детей.
Все снежинки с рождения знают о своем предназначении – прыгнуть с тучки и долететь до земли. Они наблюдают за тем, как это делают капли из соседних туч, читают сказки о снежинках, которые успешно в красивом полете долетели вниз, настраиваются на свое путешествие. И в нужный момент покидают свой дом. Снежинка Мила родилась очень красивой, абсолютно симметричной, легкой, мягкой и нежной. Но она очень сильно боялась летать. От одного взгляда вниз ей становилось плохо. Но момент полета приближался.
— Что делаешь? – как-то раз спросила Милу ее подруга Энн.
— Как всегда, читаю книгу о снежинках, хочу узнать, как можно больше информации о полете.
— А утром ты опять смотрела на снегопад по телевизору?
— Конечно. Я надеюсь, мои знания помогут мне разобраться в полете. Ведь это страшно – шагнуть в неизвестность. Мы ведь никогда не были на земле. Кто знает, куда нас угораздит приземлиться. В дворик милой бабушки, которая не будет убирать снег всю зиму. Или на трассу, где нас тут же сметут с грязью сотни машин. Или на носик какого-то малыша, от тепла которого мы тут же растаем.
— Мне кажется, что ты слишком много думаешь о будущем. Зачем? Ведь можно просто сидеть на тучке, свесив ножки. Смотреть вниз на все и любоваться красотой. А когда земное притяжение позовет нас, просто насладиться процессом, не думая о том, что случится. Я не прочитала ни одной короткой сказки про снежинку. Зато ощущаю дуновение ветра, замечаю самолеты, горные вершины, птиц и солнечный свет. Это и есть жизнь здесь и сейчас.
— Возможно, ты права. Но живет во мне страх, который мешает жить здесь и сейчас. Я так боюсь, что полет окажется неудачным.
— Разве бывают у снежинок неудачные полеты? У каждой свой уникальный полет. И твои книги не помогут скорректировать твой полет.
Мила послушалась подругу и решила отложить книги и обучение полетам, а просто полюбоваться красотой свысока тучки. Но уже утром подружек позвало земное притяжение и началось их путешествие.
— Разве страшно? – хохотала Энн, кружа в небе.
— Очень! – пробормотала Мила, которая скукожилась от страха и ни разу за все время полета не открыла глаза.
— Открой глаза! Земля уже близко, а ты еще не успела полюбоваться этой красотой!
Мила опять послушала Энн, открыла глаза и страх моментально пропал. Ведь вместо него наступил интерес. Благодаря легкости, полет Милы и Энн был медленным и элегантным. Они кружили в небе, как балерины, а вместе с ними кружили тысячи других красивейших снежинок. Они подлетали немного вверх от дуновения ветра, а потом падали опять вниз. Мила наслаждалась процессом полета и не позволяла себе больше думать о том, что же ждет ее после приземления. Какая разница, если сейчас она парит между небом и землей, ей радуются дети, восторгаются поэты, рисуют художники, а сама она чувствует счастье.
Сказка о снежинке закончилась тем, что две подруги сели на ветку дерева. Там они сидели целый месяц, наблюдая за жизнью вокруг.
— Как жаль, что я столько времени боялась летать! Ведь полет – это, ради чего я родилась. – улыбнулась Мила, когда села не дерево.
Физминутки.
«Снег»
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)
«На дворе у нас мороз»
На дворе у нас мороз (Дети хлопают себя ладонями по плечам)
Чтобы носик не замерз, (трут нос)
Надо ножками потопать (топают ногами)
И ладошками похлопать. (хлопают в ладоши)
«Снежинки»
Кружатся снежинки (кружатся на носочках)
В воздухе морозном.
Падают на землю
Кружевные звезды. (медленно приседают)
Вот одна упала. (ловят «снежинку» на ладонь)
Ой, не тай, снежинка, (бережно «прикрывают снежинку» и сдувают ее)
Подожди немножко.
Снежинки
Маленькая снежинка села на ладошку - Дети показывают снежинку
Я ее поймаю, посиди немножко. Накрывают ее ладошкой
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики
Отпускаю полетать. Дуют на снежинку
Дети кладут снежинку на другую ладошку и игра повторяется.
Опыты для детей со льдом.
Опыты и эксперименты
Середина зимы – самое время для проведения опытов со льдом. И даже если погода за окном не радует наличием снега или мороза, как это бывает в некоторых местах, ледяные забавы внесут разнообразие в вашу жизнь и помогут проникнуться зимним настроением, ведь для их организации достаточно морозильной камеры обычного холодильника.
Сегодня мы будем не только замораживать воду и плавить лёд, а покажем ребенку как влияют на лед разные вещества, все ли жидкости можно заморозить, как влияет холод на различные природные явления и, конечно же, не забудем про творчество.
Цветные тоннели в ледяной глыбе
Нам понадобится достаточно большой кусок льда (я заморозила, полную миску воды, а также соль, пипетка и жидкая краска (пищевые красители желтого, зеленого и синего цветов).
Чтобы было легче извлечь замороженный лёд – облейте миску снаружи горячей водой. Теперь выкладываем лед на поднос или в большую миску. Даём ребенку соль и просим его посолить лед.
Начинается самое интересное – вы услышите, как лёд трескается и увидите появляющиеся мелкие разломы внутри ледяной глыбы. Еще через какое-то время соль начнет проедать более крупные ходы по этим разломам.
Для наглядности используйте краску – капайте её на поверхность льда и она будет проникать во все мелкие трещинки и тоннели. Этот эксперимент можно продолжать достаточно долго, пока соль не разъест весь кусок льда. Вы получите потрясающее зрелище и массу впечатлений. А кроме того успеете поговорить о том, почему соль разъедает лед.
Обратите внимание ребенка на то, что лед начал таять как только вы достали его из морозильной камеры, т. к. в комнате тепло. Когда посыпали солью – соль начала растворяться в воде на поверхности льда и получилась соленая вода, которая превращается в лед только при очень низких температурах. Например, 10% раствор соли замерзает при температуре -13 градусов. Вот этот соленый раствор и начал быстро плавить лед. А разломы и треск появились из-за сильного перепада температур между льдом и солевым раствором.
Дождь в банке
Лед поможет нам продемонстрировать ребенку круговорот воды в природе. Для этого нальём на дно 3 литровой банки горячей воды, закроем её крышкой, а сверху поставим блюдце с кубиками льда. Для наглядности можете на верхнюю часть банки приклеить солнышко.
Нагретая тем или иным способом вода испаряется, превращаясь в газ, и поднимается вверх, образуя облако водяного пара. Там оно остывает и конденсируется, переходя из газообразного состояния в жидкое (поднимите блюдце и посмотрите — сколько капель висит на крышке). Когда воды собирается достаточно много, она проливается на землю в виде дождя, что мы и видим по стекающим капелькам.
Ледяной каток
Устроим ледяной каток для игрушек? Для этого заморозим воду на подносе или плоской тарелке – это каток, а также фигурку человечка заморозим в половине стакана воды. Теперь катаем фигурку как на катке, параллельно объясняя, что лед скользкий, из-за того что достаточно гладкий и при этом покрыт тонкой пленкой воды, поэтому на нем так легко упасть. Если же лед посыпать песком, то он становится шершавым и упасть на нем становится труднее, впрочем, как и покататься.
Шипящий лед
Еще один опыт, который приведет в восторг вашего ребенка. Заранее замораживаем кубики из соды, воды и красителя. Когда кубики застыли – выкладываем их на тарелку, разводим уксус с водой 1:1 и предлагаем ребенку капать пипеткой раствор на цветной лед. Лед начинает плавиться и шипеть все больше и больше.
Шипение же происходит в результате химической реакции уксусной кислоты и соды с образованием угольной кислоты, которая является очень нестойким соединением и тут же распадается на воду и углекислый газ, который мы наблюдаем в виде пузырьков.
Время плавления льда
Мы активно осваиваем время и решили провести эксперимент с засеканием времени таяния льда на секундомере. Разобрались где минуты, секунды и доли секунды. Приготовили два стакана с теплой и холодной водой. Одновременно положили кубики в разные стаканы и стали ждать.
В теплой воде лед растаял через 2 мин. 46 с., а в холодной — плавился 40 минут!
Замораживание различных жидкостей.
Для эксперимента мы отобрали: воду, подсолнечное масло, молоко и 9% уксус. Время засекать не стали, а оставили в морозильной камере на ночь, чтобы посмотреть что замерзнет, а что нет.
В результате полностью замерзли только вода и молоко, подсолнечное масло стало густым и мутным. В уксусе, который при такой концентрации должен замерзать при -3 градусах образовалось всего несколько льдинок, полное замерзание произошло только через 2 суток. Мы сделали вывод, что температура замерзания зависит от свойств раствора, и не каждый раствор может быть заморожен в домашней морозильной камере.
Конструирование
Занятие «Тайна снежинки»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», "Художественно-эстетическое развитие".
Цель: Закрепить знания детей об основных свойствах снега и его назначении в природе.
Задачи:
«Познавательное развитие». Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Закрепить представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Развивать познавательный интерес, любознательность в процессе экспериментальной деятельности.
«Социально-коммуникативное развитие». Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.
«Речевое развитие». Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя, активизировать словарь детей по данной теме, развивать навыки рассказывания с использованием мнемотехники.
"Художественно-эстетическое развитие". Развивать навыки художественно- творческой деятельности.
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация к стихотворению Е. Трутневой «Первый снег», аудиозаписи, видео "Как появляются снежинки", снежинки из прозрачной пленки (по количеству детей, ножницы (по количеству детей, поднос, коробочки с мелкой солью, рисом, крахмалом, сахаром, кукурузными хлопьями, макет снежного сугроба, письмо, формочки со льдом, стаканчики, соляной раствор, пипетки, краска.
Ход занятия.
Игра-приветствие «Здравствуйте».
Дети заходят в зал. Приветствуют гостей.
Воспитатель. Ребята, давайте улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение:
Здравствуй, здравствуй, милый друг!
Посмотри-ка ты вокруг!
Здесь есть ты, здесь есть я,
Будем вместе жить друзья!
Когда я была маленькой, как вы, любила слушать сказки, сказки – это всегда волшебство, чудо, и, какая-то тайна!
Сегодня мы отправимся в зимнюю сказку и попробуем раскрыть некоторые тайны, которые скрывает от нас зима. А спрятались они вот за этим окошком. Показ слайдов.
Узнали? (Ответ детей). Что же за этим окошком? (Ответ детей).
Конечно, это снег!
Чтение стихотворения с использованием мнемотаблицы.
Е. Трутнева «Первый снег»
Отгадайте загадку: Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала!
Дети отгадывают загадку. Объясняют, по каким признакам догадались. Рассказывают, что еще знают о снежинках.
Давайте, ребята, подарим нашим снежинкам комплименты.
Игра «Снежинка какая?»
Мы открыли первую тайну – все снежинки не похожи друг на друга, неповторимы.
А что такое снег? Кто знает ответ на этот вопрос? Ответы детей: снег – это много, очень много красивых снежинок.
Вторая тайна – что такое снег, откуда берутся снежинки?
А вот и наш друг Лисенок! Сейчас он поможет раскрыть эту тайну. Он расскажет об удивительном мире зимней природы.
Включается видеофильм. Но, неприятность, это ввидео оказывается без звука.
Задание. Ребята, вам нужно вместо Лисенка рассказать о том, что мы узнали: что же такое снег и откуда берутся снежинки. Кто поможет?
Рассказывание с опорой на видеофильм: - - образование снежинок; - каким бывает снег в разную погоду; - для чего нужен снег в природе.
Физминутка «С неба падают снежинки»
Дети подходят к столу. Исследовательская деятельность.
1. Мелкая соль. Что в этой коробочке? (соль)
На что она похожа? (Снег, снежная пыль, маленькие льдинки.)
Снег похож на мелкую пыль? (ответы детей)
Как образуются мелкие льдинки-пылинки?
Водяные пары поднимаются высоко в небо, где холодно и превращаются вот в такие мелкие ледяные крупинки или снежную пыль
2. Рис. Что в этой коробочке? (Крупа, рис.)
Снег может быть похожим и на крупу. Это бывает тогда, когда на улице нет сильного мороза, и дует сильный ветер. Он обламывает лучики у снежинок, и они становятся похожими на крупу.
3. Кукурузные хлопья. Что находится в этой коробочке? Ответы детей. (Хлопья).
Когда нет сильного мороза и ветра, снежинки падая, прилипают друг к другу и становятся похожими на хлопья.
4. Крахмал. Как вы думаете, что здесь? А теперь давайте нажмем на крахмал пальчиком и послушаем. Что вы слышите? (Дети слушают, как скрипит крахмал.)
Когда на улице сильный мороз, то снег скрипит под ногами, почему?
Это ломаются лучики снежинок. Их очень много и мы слышим скрип. (Дети вытирают руки салфетками)
5. Сахарный песок. Что здесь? Сахарный песок. А теперь посмотрите внимательно и скажите, какой сахар? (белый, сверкающий, блестящий)
На что похож сахарный песок? (на снег).
А сейчас мы с вами вместе откроем еще одну тайну : почему же снег белый? Ответ на этот вопрос мы получим в нашей научной лаборатории.
Демонстрация опыта. (На столах лежат снежинки из прозрачной пленки, ножницы, поднос)
Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим снежинку, посмотрите на свет, какая она? Прозрачная. Сделаем из одной большой снежинки много маленьких, разрежем её на мелкие-мелкие части. Для этого нам нужны ножницы. Кто нам напомнит правила работы с ножницами?
Держать ножницы острием от себя, не играть, не брать в рот и т. д.
Мы приступаем к созданию снега.
Самостоятельная деятельность (музыкальное сопровождение).
(Дети нарезают снежинку на мелкие кусочки и ссыпают на поднос)
Воспитатель: Какого цвета была снежинка? Снежинка была прозрачной.
Воспитатель: А сугроб, насыпанный из кусочков, получился какого цвета? Белый.
Вывод: Каждая снежинка состоит из частичек льда, т. е. множества ледяных кристалликов. Каждый такой кристаллик имеет грани (как драгоценный камень). Солнечный свет отражается от граней кристаллов, делая снег белого цвета. Если много маленьких кусочков сложить горкой, то они не прозрачны. Горка белого цвета. Точно также в природе получается белый снег.
Ребята, зима очень веселое время года! Что вам нравится зимой? (Ответы детей.) Но всегда нужно соблюдать правила безопасности. Вспомните, какие опасности могут подстерегать нас зимой? А что однажды случилось с нашим другом, когда он слишком быстро шел по скользкой ледяной дороге? (Дети описывают ситуацию, случившуюся с другом в гололед)
Что же делать, чтобы избежать травм и аварий? Как убрать лед, не дожидаясь пока он сам растает? ( Ответы детей: сбивать, счищать лед, посыпать песком, чтобы не скользить.)
А знаете ли вы, что для того, чтобы расчистить лед на дорогах, дворники посыпают его солью? Почему они это делают? Давайте посмотрим, что при этом происходит.
Опыт «Цветные тоннели в ледяной глыбе»
Порядок действий:
1) Заранее, перед опытом, замораживаем лед в больших формочках.
2) Готовим в нескольких емкостях крепкие солевые растворы. Добавляем в растворы краску.
3) Раскладываем ледяные фигурки на подносе. Пипеткой капаем на них цветные солевые растворы. Соль будет плавить лед, «пробуривая» в нем ходы, а краска окрасит "ходы" причудливыми узорами.
Объяснение опыта.
Лед начал таять, как только мы достали его из морозильной камеры, т. к. в комнате тепло. Когда посыпали солью – соль начала растворяться в воде на поверхности льда и получилась соленая вода, которая превращается в лед только при очень низких температурах. Например, чтобы наш раствор соли замерз, нужна температура -13 градусов. Вот этот соленый раствор и начал быстро плавить лед.
Вот и еще одна тайна раскрыта. Снег и лед плавятся под действием соли.
Ребята, наша сказка подходит к концу. Мы побывали в волшебном мире снежинок, узнали только лишь некоторые тайны из многих, которые хранит в себе удивительный мир природы, и, которые вам предстоит еще познать.
А сейчас давайте пригласим наших гостей в «Волшебный мир снежинок», сделанный нашими руками.