Бояренова Светлана
Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический коллектив МДОУ «Центр развития ребёнка- детский сад №103г. Владивостока» целенаправленно ведет работу по обучению детей правилам дорожного движения.
В детском саду сформирован пакет “Нормативно-правовых документов по ПДДТТ”. Ежегодно пополняется материально-техническая база по ДДТТ. Особое внимание уделяется созданию развивающей среды. В ДОУ имеется: обучающая игра “Азбука дорожного движения”. В методическом кабинете оформлен уголок, в котором подобрана методическая литература, учебно-наглядные пособия, настольные и дидактические игры, в помощь педагогам при проведении работы по ПДДТТ.
Публикация «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, (опыт работы)» размещена в разделах
В группах оборудованы уголки безопасности дорожного движения. Для закрепления знаний у детей о дорожных знаках, правилах дорожного движения в уголках имеются различные игры, наглядные материалы, художественная литература, игрушки различных видов транспортных средств, оформлены альбомы с кроссвордами, ребусами. Территория детского сада расчерчена специальными дорожками так, как будто это проезжая часть улицы.
В детском саду разработана система работы по формированию у детей правил безопасного поведения на дорогах. Целью, которой является повышение активности педагогического коллектива, родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения, активизация работы по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни. Работа ведется в четырех направлениях:
• Работа с педагогами;
• Работа с родителями;
• Работа с детьми;
• Работа с общественными организациями.
Для реализации поставленной цели большая работа проводится с педагогическим коллективом: консультации, семинары-практикумы, круглые столы, дискуссии и многое другое.
Наряду с традиционными формами работы широко используются новые формы, которые обеспечивают обратную связь, позволяют проявить инициативу, творчество: смотры – конкурсы, КВНы. Итоги работы по профилактике ДДТТ подводятся на педсоветах. Активно внедряется в работу детского сада проектный метод. В старшей группе был реализован проект по безопасности дорожного движения. “Правила дорожного движения – достойны уважения” (однодневный проект).
Работа с детьми ведется систематически, согласно разработанного. С детьми проводятся экскурсии, занятия, на которых детей знакомят с правилами поведения на улице, с дорожными знаками, воспитывают навыки безопасного поведения. Также с детьми проводятся минутки безопасности. Традицией в детском саду стало проведение недель безопасности дорожного движения. Дети ежегодно отправляются в увлекательное путешествие в страну дорожных наук. Для закрепления знаний детей проводятся викторины, КВНы. В свободное время дети читают рассказы, разучивают стихи, решают ребусы, кроссворды.
Основным методом обучения детей правилам дорожного движения является игра. В младшем возрасте мы используем различные виды подвижных игр, в средней группе предпочтение отдаем сюжетно – ролевой игре, в которой знания детей уточняются и расширяются. В старшем возрасте дети приобретают определенное количество знаний и представлений об окружающем, поэтому мы используем интеллектуально – игровую деятельность в виде занимательных игр, упражнений, логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность.
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. Чтобы обучение детей было непрерывным, успешным мы используем широкий спектр разнообразных форм работы с семьей :
• Лекции;
• Консультации;
• Папки – передвижки;
• Семинары;
• Выпуск буклетов “Вы спрашивали, мы отвечаем”;
• Выставки;
• Стенды;
• Совместные праздники;
• Совместные решения проблемных ситуаций, ролевое их проигрывание и другое.
Для выполнения поставленных задач по профилактике ДДТТ, мы объединили усилия дошкольного учреждения, семьи, школы и общественности.
Система непрерывного обучения Правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма.
Подводя итоги проделанной работы можно отметить, что наши дети хорошо ориентируются на улицах, прилегающих к детскому саду; при переходе через проезжую часть ведут себя внимательно и осторожно; знают основные дорожные знаки; умеют вести себя на улице, руководствуются правилами культуры поведения в общественных местах, т. к. имеют четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их. Мы уверены, что знания “дорожной грамоты”, приобретенные в детском саду, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.
Актуальность:
С каждым годом в нашей стране растет плотность транспортных потоков на улицах и дорогах. Растет число дорожно-транспортных происшествий. Все чаще и чаще их жертвами становятся дети. Поэтому обучение безопасности движения становится все более важной государственной задачей.
Особое значение и решение этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности.
Основные причины дорожных нарушений :
• Незнание дошкольниками элементарных правил;
• Стремление к самостоятельности, но не умение адекватно оценивать свою силу и возможность;
• Безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Цель:
Повышение активности педагогического коллектива, родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения, активизация работы по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни.
Задачи:
• Учить детей ориентироваться в различной обстановке;
• Вырабатывать привычку правильно вести себя на улице;
• Воспитывать грамотного пешехода в тесном взаимодействии с семьей.
Направления деятельности:
• Работа с педагогами
• Работа с детьми
• Работа с родителями
• Работа с общественными организациями
•
Этапы работы
Первый этап работы – это уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе – помогает педагогу определить знания и навыки детей, уровень их возможностей.
Второй этап – расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах дорожного движения посредством наблюдений движения транспорта по улице, встреч, бесед с сотрудниками госавтоинспекции, организованной системой занятий.
Третий этап – формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения. Чем старше группа, тем легче педагогу проводить работу в этом направлении. Однако, в младших группах следует в доступной форме, на конкретных примерах доводить до детей смысл и значение правил дорожного движения.
Четвертый этап – это формирование у детей чувства ответственности. Наличие чувства ответственности говорит уже о духовной зрелости. Разумеется, в этот период речь идет в дошкольном возрасте о духовной зрелости, однако отдельные ее компоненты сформировать у детей можно. Ребята понимают и усваивают предъявляемые к ним требования. Именно понимают и усваивают. А вот готовность отвечать за свои поступки идет позже. Следовательно, задача педагога: формировать в подрастающем человеке эту готовность, почву к ней.
Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, т. к. при обучении правилам дорожного движения эти качества во многом помогают личности вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации.
Условия:
• Создание среды
• Эмоциональный настрой педагога
• Творческий контакт со службой ГАИ
• Дидактические, сюжетно-ролевые, конструктивные игры
• Художественные произведения на соответствующую тематику
• Тесное взаимодействие педагогического коллектива детского сада, родителей, детей, общественности.
Принципы обучения:
Преемственность. Каждая новая ступень обучения должна опираться на уже усвоенные знания.
Последовательность и постепенность. Знания по дорожной тематике следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации.
Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять детей зазубривать сложные термины, определения, схемы и дорожные знаки. Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания детей смысла конкретных безопасных действий на улицах и дорогах. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных условиях.
Доступность. Материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную дорожную информацию с детализацией общепринятых определений по ПДД.
Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с детьми, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении дорожной безопасности необходимы наглядные средства: плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы и т. д.
Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на дорогах, в общественных местах и транспорте.
Принципы воспитания:
• Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
• Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда”.
• Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.
• Принцип возрастной безопасности.
• Принцип социальной безопасности.
• Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.
Методы обучения: Методы воспитания:
• Рассказ • Внушение
• Рассказ-объяснение • Убеждение
• Беседа • Пример
• Работа со схемами и карточками • Упражнение
• Игра • Поощрение
• Игры-упражнения
• Ролевая игра
• Экскурсия.
Задачи:
(младшая и средняя группы)
• Знакомить детей с правилами дорожного движения;
• Расширять знания о транспортных средствах;
• Учить определять опасные места на дорогах;
• Уметь определять изменения направления перемещения людей и транспорта;
• Учить различать элементы дорог, остановки общественного транспорта и пешеходный переход;
• Воспитывать умение ориентироваться на местности вокруг детского сада, знать назначение зданий вокруг детского сада;
• Развивать наблюдательность и любознательность;
• Учить составлять небольшие рассказы о дорожной ситуации;
• Учить изображать в рисунках дорожные знаки, человека и транспорт.
Задачи:
(старшая группа)
• Прививать ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
• Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу по предупреждению случаев травматизма;
• Уточнять и расширять представление о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков, о правилах перехода проезжей части;
• Познакомить с правилами езды на велосипедах, с предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными знаками и знаками-сервисом;
• Закреплять навыки поведения в общественном транспорте;
• Развивать осознанное отношение к своему здоровью.
• рисунках дорожные знаки, человека и транспорт.
Задачи:
(подготовительная группа)
• Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения : основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения;
• Учить свободно ориентироваться вокруг детского сада – знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств своего поселка;
• Учить ориентироваться относительно элементов дорог, транспортных средств;
• Учить передавать в рисунке дорожную обстановку;
• Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки;
• Учить наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира;
• Продолжать знакомить с дорожными знаками;
• Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте;
• Формировать самостоятельность и ответственность в действиях ребенка на дороге.