Юлия Таранникова
Предметно-развивающая среда старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Я воспитатель старшей группы № 2.
Таранникова Юлия Юрьевна стаж моей работы 5 лет и 10 месяцев.
Мы работаем по основной общеобразовательной программе, разрабо-танной с учетом проекта примерной общеобразовательной программы «Дет-ство», под редакцией Бабаевой и Гогоберидзе, разработанной в соответствии с ФГОС ДО.
Публикация «Предметно-развивающая среда старшей группы» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Также в своей работе используем дополнительные парциальные программы: «Играйте на здоровье» Волошиной Л. Н., «Развитие речи дошкольников» Ушаковой О. С., Кондратьевой Е. Д. «Мы» и Князевой М. И. «Приобщение де-тей к истокам русской народной культуры», а так же Епанчинцевой Е. Д. сквозная программа раннего обучения английскому языку и Копцева Т. А. «Природа и художник».
Раздевальная комната
Всё пространство раздевальной комнаты подчинено опосредованному общению педагога с детьми и их родителями. Для родителей подготовлены консультации педагогами дополнительного образования, представлены нормативные документы, имеются информационные стенды. На стенде «Мир детства» ежеквартально оформляется, информация для родителей даём рекомендации родителям, знакомим с сезонными изменениями в природе. Вы-ставка совместных рисунков на стенде «Наш Вернисаж». Детские работы размещены на шкафчике у каждого ребёнка, что индивидуализирует образовательный процесс.
В нашей группе имеется «доска желаний», с помощью которой мы можем учитывать желания и интересы каждого ребенка. Целью «доски желания» является формирование субъектности и активности дошкольников.
«Доска желаний» представляет собой планирование деятельности детей на неделю. С учетом требований по реализации программы дошкольного образовательного учреждения. В начале недели мы с детьми выбираем, чем бы дети хотели заниматься, в какие игры играть. Дети свои желания могут подготовить дома, нарисовав на карточке схематично (мячик, кукла, книжка и т. д.). Или выбрать подходящую картинку в группе, но это не значит, что дети не могут поменять свое желание или добавить еще несколько. Затем совместно с педагогом дети распределяют, в какой день, в какое время они будут реализовывать данные желания с учетом сетки занятий, режимных процессов и по-годных условий. Например: Если Коле купили новый мяч, и он хочет поиграть с детьми на прогулке в понедельник, а на улице идет дождь, то педагог может предложить поиграть в мячик в группе, в игру малой подвижности или в спортивном зале, а затем запланировать игру с мячом на улице на другой день.
Далее расположена «Стена настроения» стенд, на котором нарисованы шарики с различными эмоциями, дети, заходя в группу, выбираю какое у них настроение, что позволяет педагогу подобрать формы работы, с ребёнком учитывая его настроение.
Групповая комната
Группа одно из ведущих мест в детском саду.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержатель-но-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Предметно-пространственная среда организована по принципу небольших полузамкнутых пространств, для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами.
Все материалы и игрушки расположены так, чтобы не мешать свободному перемещению детей и их общению.
То есть предметно-пространственная среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься своим любимым делом.
В группе выделены несколько центров.
Патриотический центр, который способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, национальной принадлежностью здесь размещены (герб города, герб и флаг страны, портреты президента, губернатора Белгородской области). Помимо этого вы-ставка по теме: «70 лет Великой Победы», что способствует, формированию у дошкольников уважения к военной истории России, воспитанию патрио-тизма и чувства гордости за свою Родину.
Освоение задач математического развития детей осуществляется не только в организованных видах деятельности, но и в свободной самостоятельной деятельности детей. Для этого в группе есть
Центр занимательной математики
В данном центре представлены дидактические, логико-математические игры, пазлы, мозаика, счётные палочки, палочки Кюзинера, блоки Дьёнеша, настольные счёты, различные настольно-печатные игры, касса цифр, рабочие тетради. Для удобства все игры помечены цветовыми маркерами, что позволяет без сложности выбрать игру (красный - логико-математические, жёлтый – пазлы, синий – настольно-печатные).
Центр грамотности
В данном центре представлены игры и оборудование для развития речи и подготовки ребёнка к освоению чтения и письма (разрезная азбука, касса букв, рабочие тетради, картины для составления рассказов, схемы, мнемотаблицы, игры на развитие речевого дыхания).
Для формирования двигательной активности и организации здоровьесберегающей деятельности детей в группе создан Центр двигательной активности.
Дети в свободное время пользуются спортивным инвентарем (мячи для метания, резиновые мячи, кегли, скакалки, обручи);
Нестандартным спортивным оборудованием: (косички, цветные ленточки, мешочки с песком);
Атрибутами для подвижных игр: (маски);
Также в центре двигательной активности имеется картотека подвижных игр, игры-имитации, альбомы с различными видами спорта «Летние виды спор-та», «Зимние виды спорта», схемы проведения игр с правилами, по которым дети наглядно могут вспомнить и провести игру.
Реализуя программу Волошиной Л. Н. «Играйте на здоровье» в центре двигательной активности представлены следующие игры с элементами спорта: бадминтон, городки.
В группе созданы условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности. Ее содержание направлено на освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности Центр сюжетно-ролевой игры представлен следующими играми :
«Больница», «Аптека», «Семья», «Салон красоты», «Магазин», «Агентство путешествий», «Строители», «Автосервис».
Для формирования у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой, в группе имеется центр безопасности дорожного движения, представлен атрибутами для сюжетно-ролевых игр, для закрепления правил дорожного движения (напольный коврик, транспортные средства, большие и маленькие, дорожные знаки, дидактические игры).
Важная роль в развитии ребёнка отводится конструктивной деятельности. Для этого создан Строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает, немного пространства достаточно мобилен. Содержимое конструкторы различного вида, кубики, деревянный строительный материал, схемы построек.
Важным объектом развивающей среды является Театральный центр, который совмещён с уголком ряженья данные центры способствуют развитию воображения, мышления, здесь представлены различные виды театра: на-стольный, пальчиковый, бибабо, театр на фланелеграфе; атрибуты для ряженья (юбки, сарафаны, шляпы, очки, бусы);
В музыкальном центре имеются различные музыкальные инструменты (металлофон, барабан, дудочки, свистульки, бубен, гармошка, игрушечное пианино, нетрадиционные музыкальные инструменты, магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок).
Экологический центр, где дети обогащают представления о многообразии видов животных и растений, развивают кругозор и познавательно-исследовательскую деятельность в природе. Он служит не только украшением группы, но и местом саморазвития дошкольников. В центре природы размещены растения, требующие разных способов ухода, оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления почвы, тряпочки.
В центре «воды и песка» мы знакомим детей со свойствами различного материала, который находится здесь.
На полочках для детского исследования размещаются самые разные при-родные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья и т. д. Ёмкости с сыпучими, жидкими, твёрдыми веществами, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – всё это вызывает у детей особый интерес.
Ведется календарь природы, календарь наблюдения за погодой. Имеется картотека наблюдений и картотека опытов.
В группе оборудован литературный центр, где дети знакомятся с различными видами литературного жанра (сказка, рассказ, загадки, стихотворения, стеллаж для книг, мягкий диван, книги по программе, детские журналы, детские энциклопедии. Для удобства детей все книги обозначены цветовыми маркерами (красный - сказки, жёлтый – рассказы, синий – стихи).
Центр уединения и релаксации здесь ребёнок чувствует себя спокойно и уютно, в котором можно помечтать.
Центр искусства, в котором дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобрази-тельным материалом, в распоряжении детей мелки, акварель, гуашь, пастель, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Мате-риалы для нетрадиционного рисования: сухие листья, шишки, ватные палочка, поролоновые тампоны для рисования краской. Кроме того здесь расположены алгоритмы рисования, лепки.
Мы приобщаем детей к русской народной культуре, детям представ-лены различные виды росписи, изделия из глины, народные костюмы, русские народные игрушки.
У каждого ребёнка в группе должно быть «неприкосновенное» место, где бы он мог хранить своё личное имущество: картинку, мелкую игрушку и т. д. в нашей группе это «Секретная коробочка». Никто не может её от-крыть и что-то взять. Это позволяет воспитывать у детей уважение к чужой собственности, личному пространству других людей.
«Мешочки желаний»
Также для индивидуальной работы с гипоактивными и гиперактивными детьми используем «мешочки желаний».
карточки со схематичными изображениями игрушек и игр.
Учет интересов ребенка поможет не только привить желание выполнять деятельность, но и научит прислушиваться к мнению и желанию других детей.
Таким образом, можно сделать вывод:
Насыщенная предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребёнка в детском саду.
Спасибо за внимание!