Десяева Ольга
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Тема опыта: «Использование нетрадиционных техник рисования в
работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Актуальность
Актуальность моего инновационного педагогического опыта состоит в
том, что в своей работе по изобразительной деятельности с детьми старшего
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
дошкольного возраста, я использую, нетрадиционные техники рисования.
Это является большим толчком для развития творческого потенциала у
ребнка. Знакомя детей с множеством нетрадиционных техник рисования,
они узнают для себя много нового. Полученные знания и умения могут
применить на практике, т. е. в свободное время могут создать уникальную
работу, комбинируя нетрадиционные техники.
Используя на практике нетрадиционные техники, при выполнении
задании рисование может снять утомляемость, повысить работоспособность.
Таким образом, владея разнообразными техниками у ребнка, всегда
есть возможность выбрать ту или иную технику для изображения предмета
из окружающего его мира.
Основная идея
Сформировать у детей заинтересованность рисовать вне занятий
используя нетрадиционные техники рисования. Исходя из выше сказанного,
были поставлены следующие задачи:
Обучающие
Пополнять запас знаний у детей о разных видах художественного творче
ства;
Познакомить с многочисленными художественными материалами и
примами работы с ними, показать детям широту их возможного
применения.
Сформировать художественную образованность:
Ознакомление со свойствами цвета;
Обучение изобразительной деятельности на основе накопленных
знаний, умений и созданию самостоятельных творческих работ.
Развивающие
Развивать художественный образ, задумку, пространственное
воображение;
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные
чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
Развивать фантазию, эстетическую восприимчивости, активность
пальцев рук
Воспитательные
Воспитание художественного вкуса.
Воспитание заинтересованности к изобразительной творческой
деятельности;
Воспитывать трудолюбие, и желание добиваться успеха собственным
трудом;
Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность во время работы.
Теоретическая база
В своей работе я использую примерную основную программу «Детство»
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования. Научные редакторы: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобиридзе, З. А.
Михайлова; «Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий» /Казакова Р. Г., Сайганова Т. И. ,
Седова Е. М. ; Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском
саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и
заинтересованных родителей»; Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники
рисования. Интегрированные занятия в ДОУ»; Колль Мэри Эн Ф.
«Рисование».
Технология опыта
Мною была разработана рабочая программа по художественно –
эстетическому воспитанию, которую я реализовала на занятиях по
кружковой работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Новизна моего опыта заключается в том, что детям датся понятие, что
творить можно чем угодно используя различные техники. Программа, имеет
инновационный характер. На занятиях, для создания очередного шедевра,
дети используют различные природные, бросовые материалы, а также
инструменты сделанные собственноручно. Рисование с использованием
нетрадиционных техник, доставляет детям огромное количество
положительных эмоций. Раскрывает возможность использования хорошо
знакомых им предметов из окружающего мира.
Уникальность данной программы, является то, что она дат каждому ребнку
попробовать свои силы в разных видах рисования, выбрать нужное для него
направление и максимально реализоваться в нм.
Программа открывает перед ребнком удивительный мир творчества,
дат возможность поверить в себя, развивает изобразительные способности,
ребнок начинает мыслить не стандартно, раскрывает в себе творческий
потенциал.
Главной целью программы является развитие художественно —
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, развитие
пространственного мышления, мелкой моторики, воспитание
художественного вкуса, знакомство детей с нетрадиционными техниками
рисования.
Работая по программе, я убедилась, что постоянное овладение всеми
необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям
радость творчества и их всестороннее развитие.
При разработке программы были использованы следующие
нетрадиционные техники рисования :
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
рисование пальчиками;
печаль листьев;
тычок жсткой полусухой кистью;
набрызг по трафарету;
рисование вилкой;
тампонирование;
паунтализм;
рисование ладошкой;
рисование по мокрому листу;
свечка + акварель.
В данное время продолжаю, разрабатывать наглядные пособия,
приобретать литературу по данной теме.
Чтобы программа продолжалась реализовываться, пополнила предметно
– развивающую среду в группе: собрала необходимые принадлежности для
нетрадиционной техники рисования, творческие работы, выполненные в
нетрадиционной технике рисования.
Планы: продолжать работу с детьми по художественно – эстетическому
воспитанию; участие в городских выставках детского творчества. Проводить
с родителями консультации, беседы, мастер классы, привлекая родителей к
творческо – образовательному процессу.
Результативность опыта
Работа на начальном этапе велась с каждым ребнком, индивидуально.
Работы, выполненные красочно и необычно очень заинтересовывали детей.
Они с не терпением ждали следующего занятия. И с большим удовольствием
наносили на силуэты предметов, изображенные на листе бумаги пятнышки,
мазки, штрихи.
В процессе работы маленькие художники научились создавать
необычные произведения искусства своими руками.
Используя, нетрадиционные техники на занятиях кружка, я увидела, что
у ребят достаточно хорошо развивается уверенность в своих силах, они
искренне радуются своим маленьким победам, активно участвуют в
творческих поисках и решениях, развивается мелкая моторика рук,
пространственное мышление.
Занимаясь по данному направлению, мне удалось добиться
существенных результатов. У детей заметно вырос интерес к
изобразительной деятельности, они стали более самостоятельными, более
активными. А самое главное в том, что рисование с помощью применения
нетрадиционных техник играет немало важную роль в умственном развитии
ребнка, как — никак главным является не конечный продукт – рисунок, а
развитие личности маленького человечка.
Дети готовы были многократно повторять то или иное действие. И чем
лучше получалось у них движение, тем с большим удовольствием они его
повторяли, радуясь своему успеху.
В мире существует огромное количество техник нетрадиционного
рисования, их необыкновенность состоит в том, что они способствуют к
быстрому достижению желаемого результата.
На протяжении всего времени, дети познакомились с такими
нетрадиционными техниками рисования : рисование ладошкой, пальчиком,
ватными палочками, дисками; рисование с использованием природных
материалов, рисование восковыми мелками и акварелью, рисование
поролоном, монотипия, оттиск, штампики и др.
В своей работе я пробовала некоторые способы нетрадиционной
техники рисования, и все они понравились детям.
Список литературы
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. –
СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им.
А. И. Герцена, 2014.
2. «Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий» /Казакова Р. Г., Сайганова Т. И. ,
Седова Е. М. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и
заинтересованных родителей». – СПб. : КАРО, 2007.
4. Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные
занятия в ДОУ».- М. : ТЦ Сфера, 2011.
5. Колль Мэри Эн Ф. «Рисование».- М. : ООО «Издательство АСТ» : ООО
«Издательство Астрель». 2005.