Елена Аброськина
Представление педагогического опыта «Развитие речевых компетенций с использованием ТРИЗ-технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта воспитателя Аброськиной Елены Николаевна
Тема опыта : «Развитие речевых компетенций с использованием ТРИЗ-технологий».
Сведения об авторе: Аброськина Елена Николаевна, образование высшее, МГУ им. Н. П. Огарева, по специальности «Биология», квалификация – учитель биологии; МГПИ им. М. Е. Евсевьева, по специальности «Дошкольное образование», квалификация – воспитатель в дошкольных учреждениях
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Образовательные технологии
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Консультации для педагогов
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
Общий педагогический стаж : 7 лет, стаж работы в МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида» - 7 лет.
1. Введение
Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором.
Дошкольное детство – это тот прекрасный возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят изменения во всех сферах его психики и, которые проявляются в различных видах деятельности: преобразующей, коммуникативной, познавательной. Это возраст, когда проявляется способность к творческому решению проблем, которые возникают в той или иной ситуации жизни ребенка.
Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – это формирование правильной устной речи воспитанников.
Развитие речи является главной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в развитии речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Речь – это наивысшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень умственного и речевого развития ребенка. Овладение устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Проблема формирования речи у воспитанников дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у воспитанников на сегодняшний день представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Основная идея опыта.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что воспитанники воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал и в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. И главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет только что услышанное. За одно занятие воспитанникам приходится выслушивать несколько однотипных рассказов. Воспитанникам этот вид деятельности становится неинтересным и скучным, они начинают отвлекаться. Было доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также очень важно стимулировать речевую активность воспитанников не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на занятиях. Очевидно, что необходимо менять способы работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников.
Поэтому важную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста играет выбор педагогических методов и технологий в обучении дошкольников. Самым эффективным в плане речевой активизации дошкольников, создания у них мотивации, обмена положительным опытом и повышением коммуникативных компетенции воспитанников являются нетрадиционные методики обучения, которые адаптированы к дошкольному возрасту. Одной из таких технологий является технология – Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ).
Главной отличительной особенностью данной технологии заключается в том, что воспитанник усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной речевой деятельности. Воспитанник, который владеет элементами ТРИЗ, может сам решать свои проблемы, причём нестандартно, неординарно.
Теоретическая база, опора на современные педагогические теории; заимствование новаторских систем или их элементов.
Технология ТРИЗ имеет своей целью показать некоторые пути воспитания творческой личности в условиях детского сада на основе развития творческого воображения и сущности теории решения изобретательских задач. В основу моего опыта легли разработки О. Дыбиной, Л. Белоусовой, З. Шустермана, С. Гин и д. р., которые адаптировали технологию для дошкольников, в доступной форме разработали подачу разных методов этой технологии: метод фокальных объектов, метод каталога, метод морфолического анализа и т. д. Описанная на примерах и играх-занятиях методика ознакомления детей с окружающим миром позволяет не только формировать системное мышление, но и развивать воображение ребёнка. Эти качества в сочетании с диалектическим мышлением раскрывают творческий потенциал личности, позволяют оценить прошлое и настоящее, спрогнозировать будущее.
Новизна, творческие находки автора.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. В связи с этим новизна моей работы заключается в том, что:
• Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, которая воплощается в реальных условиях.
• Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности ребенка.
• ТРИЗ-педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.
• Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.
• ТРИЗ-педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.
2. Технология опыта
Начиная работу по теме «Развитие речевых компетенций с использованием ТРИЗ-технологий», была поставлена цель – теоретически обосновать и практически реализовать эффективность применения ТРИЗ-технологий, направленных на повышение уровня речевой активности детей дошкольного возраста.
Для реализации намеченной цели спланировала свою работу по следующим направлениям:
1. Работа с детьми - использование методов и приёмов ТРИЗ для развития творческого потенциала.
2. Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность.
3. Работа с педагогами – обобщение опыта, помощь в использовании методов и приёмов ТРИЗ.
Работа по системе ТРИЗ должна осуществляться постепенно.
Для решения тризовских задач можно выделить 4 этапа работы
1. Учим ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.
2. Учим детей фантазировать, изобретать.
3. Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.
4. Учим детей находить выход из любой сложной ситуации, применяя полученные знания.
Основные методы ТРИЗ используемые мною в работе с детьми:
• Мозговой штурм
• Метод фокальных объектов
• Морфологический анализ
• Метод эмпатии
• Метод проб и ошибок
• Тризовские игры и т. д.
Рассмотрим более подробно деятельность и возможные методы на каждом этапе.
С начала дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Учатся находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, знакомятся с проблемой многофункционального использования объекта, проводится исследование объекта: что- то в нем хорошо, а что- то плохо, что-то вредное, что- то мешает, а что- то нужно. Здесь можно использовать игры : «Хорошо-плохо», «Черное –белое», «Вперед- назад» «Паучок плетет паутину».
Также использую метод «эмпатии». Его суть в полном отождествлении себя в качестве кого-то или чего-то. Например, мы собрались мыть руки, я спрашиваю детей, о чём сейчас думает мыло, если дети затруднялись, то первые варианты давала я сама - боится, что мы его испачкаем своими руками, радуется тому, что оно поможет сделать руки чистыми и т. д. Потом предлагаю взять образ животного, цветка и т. д. Дети быстро поняли смысл игры и представляли очень интересные варианты ответов.
Всестороннему знакомству с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета.
При знакомстве детей с разными агрегатными состояниями, используется метод маленьких человечков (М. М. Ч.). М. М. Ч. - практическое воплощение идей Г. С. Алтьшуллера по моделированию мира. Знакомство детей с М. М. Ч. начинается в группе детей 5-го года жизни на простейших явлениях, когда знакомим детей с водой, снегом, льдом: на морозе вода замерзает, лед в тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее.
После того, как дети научатся выявлять противоречия, пользоваться системным оператором, приступаем к следующему этапу работы по ТРИЗ. Тому, чтобы найти принципиально новое решение мешает психологическая инерция, она есть даже у малышей. Первый вариант ответа на вопрос «Как спасти колобка?» -«Убить лису». Поэтому, следует раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии, воображению и в то же время обращаю внимание на нравственную сторону решения вопроса. Это очень важно, так как на детей извне направлен мощный поток агрессивной информации и первыми ответами бывают агрессивные ответы: убить, поломать, выгнать и т. д. В условии задачи, как противоречие, закладываем нравственную сторону вопроса: «Как спасти колобка, не причинив вреда лисе?»
Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (М. Ф. О.). Работу по М. Ф. О. можно начинать с детьми 4-го года жизни. При этом решаются следующие задачи:
• придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;
• познакомить детей с новым объектом;
• создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;
• проанализировать художественное произведение.
Еще одним методом, снимающим инерцию мышления и позволяющим увеличить число перебираемых вариантов, является морфологический анализ. С помощью этого метода легче выявить все возможные варианты решения проблемы, которые при простом переборе могут быть упущены. Дети учатся находить ответы с помощью алгоритма, изобретать предметы с новыми свойствами и качествами. «Загадочный поясок», «Числовая да-нет-ка», «Предметная да-нет-ка»- морфологический анализ. Дети учатся мыслительному действию и умению работать с недостатком данных. Загадывается предмет, ребёнок по наводящим вопросам пытается отгадать его. Отвечать можно только словами да-нет.
Далее в работе с детьми я попробовала применить метод «Мозговой штурм». Суть его в том, что в ходе непринуждённой беседы предлагаются самые различные варианты решения предложенной задачи. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки и критики предложенных вариантов. Более того поощряются самые неожиданные необычные предложения. Последующим этапом метода является выборка идей или конкретных решений.
На следующем этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки: «Сказки по схемам ТРИЗ», «Путешествие по сказочной стране». Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи. Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату. Они учатся искать выход из любой сложной ситуации, самостоятельно составлять описательные и сюжетные рассказы, строить сложные предложения с использованием сравнений, определений.
Применяю методики ТРИЗ не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектной деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации. Здесь дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план её решения, продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической деятельности.
Нельзя не отметить важность вовлечения семьи в реализацию данной проблемы. Родители - помощники в течение всего времени. Они активно участвовали в проведении конкурсов рисунков, поделок из природного материала, в праздниках, развлечениях. Я знакомила их с играми, которые они потом могли использовать в общении с детьми, предлагала различные домашние задания: составить рассказ о любимом животном, сочинить и проиллюстрировать рисунками сказку. Составить рассказ о своей семье и т. д.
Как результат проводимой мною работы, дети в моей группе в значительной степени преодолели чувство застенчивости, скованности. У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; т. е они учатся мыслить системно. Я не перестаю удивляться их любознательности, активности в поисках ответов на интересующие их вопросы.
3. Результативность опыта
Эффективность проделанной работы по заявленной теме отслеживаем с помощью мониторинга сформированности интегративных качеств, где видна положительная динамика уровня развития данных качеств личности.
Результаты проведенной работы свидетельствуют, что использование ТРИЗ-технологий оказало влияние на :
– повышение концентрации внимания, которое у детей, как правило, еще неустойчивое;
– повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;
– формирование навыков связной речи: ребенку надо составить рассказ (новую сказку, проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия);
– развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
– положительная динамика в развитии памяти : ребенку надо запомнить новое словосочетание и правильно употребить его в нужной ситуации;
– активизация мыслительной деятельности: ребенку необходимо решить поставленную перед ним задачу и словесно объяснить, как ее решать (предложить свой вариант);
– снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны, т. е. ребенок не только понимает, но и сам может изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами (эмпатия).
Таким образом, использование ТРИЗ-технологий является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, любознательности, речевой и познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания окружающего мира.
Дальнейшая деятельность по данной проблеме видится в систематизации приобретенного опыта и составлении авторской программы по использованию ТРИЗ-технологий.
4. Список литературы
1. Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991. Ардашева Н. И. и др. Истории про … Ульяновск, 1993.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. ,1991. Гин А. А. «Да» и «нет» говорите…//Педагогика+ ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып. 2 Гин С. И. Мир фантазии. М., 2000. Гин С. И. Мир человека. М., 1993.
3. Никашин А. И. Дидактические игры для развития творческого воображения детей /Сост. Ростов-н/Д, 1991. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 1986. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопр. Психологии. 1993. № 2.
4. Подгорных О. М. Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ. – Волгоград : Учитель. – 123 с.
5. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Практическое пособие. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2016. – 80 с. (Растем умными (Технология ТРИЗ).
6. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методич. пособие. – М. : АРКТИ, 2016.- 28с. : ил. – (Растем умными (Технология ТРИЗ).
7. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия: Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. М. : АРКТИ, 2017. – 40 с. : ил. (Растем умными (Технология ТРИЗ).