Даневич
Проект на тему «Новый год» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему в старшей логопедической группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 49
г. Владикавказ.
Проект
в старшей логопедической группе.
«Скоро Новый год»
Разработала: Даневич Л. А. – воспитатель
Вид проекта : информационно – познавательный, творческий
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатель.
Публикация «Проект на тему „Новый год“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
Продолжительность проекта : краткосрочный, 1 месяц, с 1.12 по 30.12.2021 г.
Актуальность: Новый год – особый праздник, который с особым трепетом вспоминают взрослые, и который с особым нетерпением ждут дети. В течение месяца до нового года дети начинают думать о Дедушке Морозе, о новогоднем празднике, ждут подарков. Если ребенка спросить, какой твой самый любимый праздник после дня рождения, он наверняка ответит: Новый год. Это праздник, когда не заставляют рано ложиться спать, а сажают за стол вместе со взрослыми. Это праздник, когда с нетерпением ждёшь окончания боя курантов, чтобы броситься под ёлку и посмотреть, какой сюрприз приготовил тебе Дед Мороз. Новый год — это самый любимый праздник у нас в стране. Его любят и взрослые и дети. Новый год — это праздник с пушистым белым снегом за окном, запахом еловых веток, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, обязательным фейерверком, подарками, а также с нарядным Дедом Морозом и красавицей Снегурочкой.
Однако, как показывает практика, дети мало знают о зарождении традиции празднования Нового года, о том, что является символами нового года, какие деревья наряжают, какие подарки принято дарить. В проекте дети знакомятся с традициями русского народа праздновать новый год, с историей возникновения праздника на Руси, упражняются в умении классифицировать, сравнивать и обобщать, что способствует их умственному развитию. Просмотр мультфильмов способствует развитию внимания, эмоциональной сферы детей. В процессе чтения художественных произведений мы знакомим детей с творчеством разных авторов, закрепляем знания о жанрах художественных произведений.
Цель проекта :
Формирование у детей осознанного отношения к обычаям и традициям отмечать новогоднее торжество.
Задачи проекта :
1. Расширить знания детей и родителей о праздновании Нового года в России.
2. Дать сведения о том, кто такой Дед Мороз.
3. Развивать творческие способности детей при подготовке к празднику через изготовление поделок, стихов, чтение сказок, рассказов, рассматривание картин и иллюстраций.
4. Познакомить детей с произведениями художественной литературы о праздновании Нового года (сказки, рассказы, стихотворения);
5. Обогащать и развивать активный словарь детей, увеличивать объем знаний по данной теме;
6. Привлекать родителей к совместной деятельности со своими детьми.
7. Вызвать желание готовить подарки, сюрпризы друзьям, родным к предстоящему празднику.
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся с традициями празднования Нового года;
Дети активно участвуют в подготовке к празднику и его проведению.
Дети под руководством педагога получат знания о том, что такое Новый год, как его празднуют. Кто такой Дед Мороз.
Проявляют интерес к чтению сказок и изготовлению новогодних поделок и подарков.
Реализация проекта.
Подготовительный этап
- Сбор информации по теме;
- Подбор художественной литературы;
- Подбор дидактического материала;
- Подбор загадок по теме;
Дата: Мероприятие
1.12
Сказка Братья Гримм «Госпожа Метелица»
6.12
С. Козлов «Как ослик, ежик и медвежонок Новый год встречали».
10.12
Беседа с детьми: «Что такое Новый год и как к нему готовиться?
12.12
Украшение лестничного окна с детьми
14.12
Украшение группы
В течении месяца
Заучивание стихотворений на тему : «Новый год»
17.12
Новогодняя аппликация «Шапки»
18.12 Новогодняя аппликация «Елочка»
20.12
Рисование «Укрась Новогоднюю игрушку»
В течении месяца
Заучивание загадок о Новом годе
21.12 Новогодние поделки совместно с родителями
24.12
Рисование «Укрась варежку Снегурочке»
Заключительная часть.
1. Новогодний утренник.
2. Украшение Новогодней елки дома
Братья Гримм. Сказка «Госпожа Метелица»
У одной вдовы было две дочери: одна старательная и красивая, а другая — и некрасивая, и ленивая. Только ленивица была родной дочерью матери и ее любимицей; а другую мачеха ненавидела. Взваливала на нее всю черную работу и не жалела ее. Посылала каждый день, зимой, на улице пряжу прясть. Пойдет бедняжка на большую дорогу, сядет там у колодца с прялкой и до тех пор прядет, пока у нее из- под ногтей кровь не выступит. Вот раз перепачкала она в крови веретено, наклонилась к колодцу обмыть его да и уронила в колодец. Как быть? Мачеха браниться будет. Заплакала девушка и пошла скорее к мачехе, повиниться в этой беде. Та на нее накинулась: «Умела, — говорит, — уронить веретено, сумей и вытащить! Ступай и доставай его, как знаешь». Пошла девушка опять к колодцу; не знает, как горю помочь, прыгнула сама за веретеном в колодец — и пошла ко дну. Очнулась она на зеленой лужайке, где было много цветов и солнышко светило так весело и грело ее. Пошла девушка по этой лужайке. Попадается ей печь: полна-полнешенька хлебами. А хлебцы сидят румяные, поджаристые и кричат ей:
Мы совсем испеклись!
Коль не вынешь ты нас,
Мы сгорим все как раз!
Она схватила лопату и вынула их из печи. Идет дальше. Попадается ей яблоня, вся покрытая яблоками спелыми, краснобокими, они и кричат ей:
Мы на солнышке созрели
И давным-давно поспели!
Эй, стряхни ты, девица,
Нас скорее с деревца!
Девушка чуть тряхнула яблоньку — яблоки дождем и посыпались на зеленую траву. Отрясла она все яблоки, сложила их в кучу и пошла дальше. Видит, стоит избушка, из окна этой избушки выглянула старая-престарая бабушка с длинными зубами. Испугалась девица и хотела прочь бежать. «Эй, девица, куда бежишь? Оставайся у меня! — кричит старуха. — Коли будешь все делать хорошенько, поживется тебе здесь веселенько. За старанье награжу : сама домой провожу». Девушке речь старухи понравилась, и она согласилась быть слугой у нее. А старуха-то эта была сама госпожа Метелица. И велела она ей перину себе так взбивать, чтобы перья во все стороны белым снегом на землю сыпались.
Угодила девушка старухе : особенно постель умела хорошо взбивать, и старуха не обижала ее. Кормила ее сладко и вдоволь, не говаривала ей ни одного грубого слова. Но девушке, как ни хорошо здесь жилось, захотелось домой, и стала она такая скучная, что госпожа Метелица раз ее спрашивает: «Чего тебе, девица, недостает?»
Девушка и говорит: «Хорошо мне у тебя, бабушка, здесь, под землей, жить, а все же домой, повидаться со своими хочется!»
«Это не плохо, — говорит Метелица, — что ты по своим соскучилась; значит, у тебя сердце доброе. А за то, что ты мне служила хорошо, я сама провожу тебя».Взяла ее за руку, подвела к калитке и говорит:
Калиточка, калиточка,Золотая ты плиточка,
Сама собой растворись, Своим златом поделись!
Калитка распахнулась, и на девушку дождем посыпались червонцы, покрыли ее с головы до ног. «Вот это тебе награда за твое старанье! — говорит госпожа Метелица. — Да вот, кстати, возьми и веретено свое, что уронила тогда в колодец». Калитка захлопнулась, и красная девица очутилась опять на земле, недалеко от своего дома.
Когда она вошла во двор, петушок на крыше запел:
Кукареку! Наша девица идет —
Чисто золото с собой она несет!
Мачеха глядит на падчерицу и глазам не верит; встречает ее ласково, расспрашивает. Тут девица рассказала, что было с ней в колодце. Мачеха выслушала, и захотелось ей и своей родной дочке доставить такое же счастье. Усадила она ее прясть у колодца; а чтоб у дочки на веретене кровь была, уколола ей терновником палец и вымазала кровью веретено. Та пошла мыть веретено и нарочно бросила его в колодец, потом сама за ним в воду прыгнула. Очутилась и она на зеленой лужайке; идет тропинкой, видит: печь стоит с хлебами. Те и крикнули ей: Мы совсем испеклись!
Коль не вынешь ты нас, Мы сгорим все как раз!
«Как же, стану я руки пачкать, — говорит ленивая девушка, — горите, мне какое дело!» А сама идет дальше.
Идет мимо яблоньки, та кричит ей: Мои яблочки созрели
И давным-давно поспели;Эй, стряхни ты, девица, Их скорее с деревца!
«Очень нужно мне, что поспели! Как же, стану трясти; поди, другой еще в голову стукнет; небось сами свалятся», — говорит она и идет дальше.
Подошла к избушке госпожи Метелицы; та в окошко глядит. Девушка вошла в избушку и попросилась к госпоже Метелице на службу. Когда та согласилась взять ее, она одолела свою лень и в первый день старалась угодить своей госпоже; но на другой день ей скучно стало перину взбивать и подушки встряхивать, и она поскорее кое-как постель оправила. А на третий день и вовсе чуть дотронулась, а сама все ворчит, что ей не под силу эта работа. Посмотрела госпожа Метелица да и говорит: «Не нужна ты мне больше, ступай! Я тебя домой провожу и, что заслужила, тем награжу». Девушка обрадовалась: вот сейчас старуха ее всю золотом осыплет. Подошли они к калитке; та молча перед ними растворилась; когда же девушка переступила порог, на нее вдруг смола полилась. А старуха и говорит : «Это — награда за труды твои и усердие». И захлопнула за ней калитку. Приходит ленивица домой — чучело чучелом: вся в смоле; а петушок сидит на крыше и кричит: Кукареку! Наша девица идет,
По лицу ее черна смола течет!
Смола так крепко пристала к лицу и рукам ленивицы, что не отмылась за всю жизнь.
С. Козлов «Как ослик, ежик и медвежонок Новый год встречали».
Всю предновогоднюю неделю в полях бушевала вьюга.
В лесу снегу намело столько что ни Ёжик, ни Ослик, ни Медвежонок всю неделю не могли выйти из дому.
Перед Новым годом вьюга утихла, и друзья собрались в доме у Ёжика.
— Вот что,— сказал Медвежонок,— у нас нет елки.
— Нет,— согласился Ослик.
— Не вижу, чтобы она у нас была,— сказал Ёжик. Он любил выражаться замысловато в праздничные дни.
— Надо пойти поискать,— сказал Медвежонок.
— Где же мы ее сейчас найдем? — удивился Ослик. — В лесу-то — темно…
— И сугробы какие. — вздохнул Ёжик.
— И всё-таки надо идти за елкой,— сказал Медвежонок.
И все трое вышли из дома.
Вьюга утихла, но тучи еще не разогнало, и ни одной звездочки не было видно на небе.
— И луны нет! — сказал Ослик. — Какая тут елка!
— А на ощупь? — сказал Медвежонок. И пополз по сугробам.
Но и на ощупь он ничего не нашел. Попадались только большие елки, но и они все равно бы не влезли в Ёжикин домик, а маленькие все с головой засыпало снегом.
Вернувшись к Ёжику, Ослик с Медвежонком загрустили.
— Ну, какой это Новый год. — вздыхал Медвежонок.
«Это если бы какой—нибудь осенний праздник, так елка, может быть, и не обязательна,— думал Ослик. — А зимой без елки — нельзя».
Ёжик тем временем вскипятил самовар и разливал чай по блюдечкам. Медвежонку он поставил баночку с медом, а Ослику – тарелку с лопушками.
О елке Ёжик не думал, но его печалило, что вот уже полмесяца, как сломались его часы—ходики, а часовщик Дятел обещался, да не прилетел.
— Как мы узнаем, когда будет двенадцать часов? — спросил он у Медвежонка.
— Мы почувствуем! — сказал Ослик.
— Это как же мы почувствуем? — удивился Медвежонок.
— Очень просто,— сказал Ослик. — В двенадцать часов нам будет уже ровно три часа хотеться спать!
— Правильно! — обрадовался Ёжик.
И, немного подумав, добавил: — А о елке вы не беспокойтесь.
В уголке мы поставим табуретку, я на нее встану, а вы на меня повесите игрушки.
— Чем не елка? — закричал Медвежонок.
Так они и сделали.
В уголок поставили табуретку, на табуретку встал
Ёжик и рас— пушил иголки.
— Игрушки — под кроватью,— сказал он.
Ослик с Медвежонком достали игрушки и повесили на верхние лапы Ёжику по большому засушенному одуванчику, а на каждую иголку — по маленькой еловой шишечке.
— Не забудьте лампочки! — сказал Ёжик.
И на грудь ему повесили три гриба—лисички, и они весело засветились — такие они были рыжие.
— Ты не устала, Елка? — спросил Медвежонок, усаживаясь и отхлебывая из блюдечка чай.
Ёжик стоял на табуретке, как настоящая елка, и улыбался.
— Нет,— сказал Ёжик. — А сколько сейчас времени?
Ослик дремал.
— Без пяти двенадцать! — сказал Медвежонок. — Как Ослик заснет, будет ровно Новый год.
— Тогда налей мне и себе клюквенного сока,— сказал Ёжик—Елка.
— Ты хочешь клюквенного сока? — спросил Мадвежонок у Ослика.
Ослик почти совсем спал.
— Теперь должны бить часы,— пробормотал он.
Ёжик аккуратно, чтобы не испортить засушенный одуванчик, взял в правую лапу чашечку с клюквенным соком а нижней, притоптывая, стал отбивать часы.
— Вам! бам! бам!— приговаривал он.
— Уже три,— сказал Медвежонок. — Теперь давай ударю я!
Он трижды стукнул лапой об пол и тоже сказал:
— Вам! бам! бам. Теперь твоя очередь, Ослик!
Ослик три раза стукнул об пол копытцем, но ничего не сказал.
— Теперь снова я! — крикнул Ёжик. И все, затаив дыхание, выслушали последние: «Бам! бам! бам!»
— Ура! — крикнул Медвежонок, и Ослик уснул совсем.
Скоро заснул и Медвежонок.
Только Ёжик стоял в уголке на табуретке и не знал, что ему делать. И он стал петь песни и пел их до самого утра, чтобы не уснуть и не сломать игрушки.
Беседа на тему «Новый год»
Цель: знакомить детей с традициями встречи Нового года.
Задачи: систематизировать знания детей о праздновании нового года раньше и сейчас, формировать познавательный интерес
расширять представления детей об истории возникновения праздника,
воспитывать уважение к традициям русского народа.
Орг. момент
Воспитатель: Я предлагаю вам побеседовать: но прежде чем начать беседу
Нам нужно размять язычок, чтобы он нам смог красиво говорить.
Сказка о язычке Жил – был язычок (рот открыт, показ языка) в большом домике. Встал он рано утром потянулся вверх, вниз, влево, вправо и выглянул в окно. (язык тянется к носу, подбородку, к левой и правой щеке) А на улице идёт снег, весь домик засыпало. Вышел язычок на улицу снег с двери, с крыши убирает. (упражнение "Маляр", "Вкусное варенье") Захотел язычок из снега слепить снеговика. (упражнение "Часики") Слепил и пошёл язычок домой, выпил он чашку чая (упражнение «Чашечка») и лёг отдыхать. (упражнение "Накажи непослушный язычок").
1. Начало беседы
Воспитатель: Поздравления принимаем
И гостей мы угощаем.
Если он пришёл к нам в дом,
Будут рады все кругом. (Праздник)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, что такое праздник?
Дети: Люди или семья собираются вместе и отмечают какое-то радостное событие.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие праздники мы отмечаем в течение года.
Дети: 8марта, 23февраля, 9 мая, дни рождения, Новый год.
2. Основная часть.
1. Новый год раньше и сейчас.
Воспитатель: А как называется праздник в конце года?
Дети: Новый год.
Воспитатель: Правильно этот праздник называется Новый год.
Воспитатель: А как празднуют Новый год?
Дети: Наряжают ёлку, шьют карнавальные костюмы, дарят подарки друг другу, веселятся вокруг ёлки
Воспитатель: А знаете ли вы, как этот праздник к нам пришел?
Раньше наши предки, древние славяне, встречали Новый год в марте и отмечали его, как праздник весны, солнца, тепла и ожидания нового урожая. Когда Русь приняла христианство, Новый год стали встречать 1 сентября. По указу Петра 1 началом Нового года повелевалось считать 1 января, как во всех европейских странах.
2. Традиции нового года до и сейчас
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Ее всегда в лесу найдешь-
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем (елка).
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. Основным украшением новогоднего праздника является елка.
Воспитатель: Ребята, а чем наряжают елку?
Дети:…
Воспитатель: В далёком прошлом все ёлочные украшения были съедобными — печенье, конфеты, пряники, плюшки, калачи, яблоки, груши. Затем появились бумажные цветы, феи и ангелы.
Потом появились игрушки из ваты: дети в шубках, Снегурочка, Дед Мороз; румяные яблоки, сочные груши, сливы — являлись символами изобилия.
А ещё ё лочные игрушки делали из проволоки: звёзды, ягоды, цветы, бабочки, лодочки.
В сюрпризных игрушках помещали какой-нибудь маленький подарок для ребенка или сладость, они вешались на елку и дети могли снять такую игрушку и достать сюрприз.
А на макушке сияла пятиконечная звезда!
Воспитатель: Первоначально новогодние елки наряжали в лесу, а затем стали приносить в дом. Но сначала их не «ставили», как водится сегодня, а подвешивали к потолку, украшая разными вкусностями. А утром дети обтряхивали новогодние деревья.
Обычай приносить елку в дом и украшать ее родился в Германии. Затем этот обычай переняли и в России. У нас это дерево украшают разноцветными новогодними игрушками — гирляндами, шарами, вешают на него яблоки, орехи, пряники. В других странах елку украшают фигурками ангелов, свечками, звездочками.
Воспитатель: Ребята, а чем вы наряжаете елку дома?
Дети:…
Воспитатель: А теперь ребята, скажите пожалуйста.
Игра «Ёлочные игрушки»
— Ёлку можно украшать разными игрушками. Какие игрушки, если они:
Из картона — (картонные)
Из бумаги — (бумажные)
Из пластмассы — (пластмассовые)
Из фарфора — (фарфоровые)
Из дерева — (деревянные)
Из стекла — (стеклянные).
– Со стеклянными игрушками нужно обращаться аккуратно, они могут упасть и … (разбиться, можно пораниться).
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Что за дедушка седой
С длинной белой бородой,
За спиной мешок тяжелый,
Сам с усами и веселый?
Он танцует и поет,
Всем подарки раздает.
- Как зовут его? - вопрос.
- Наш любимый (Дед Мороз)
Воспитатель: Ребята, а кто такой Дед Мороз?
Дети:
Воспитатель: Дед Мороз – это дедушка с большой белой бородой, с усами, с заснеженными бровями, в нарядной красной шубе, усыпанной снежинками, в красной шапке, с посохом в руках и мешком с подарками.
Воспитатель: А вы знаете где живет Дед Мороз?
Дети….
Воспитатель: Живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великий Устюге (Вологодская область).
Воспитатель: А с кем приходит Дед Мороз?
Он приходит к нам со своей внучкой Снегурочкой, без Снегурочки трудно
представить себе новогодний праздник. В русских сказках Снегурочкой
или Снегурушкой зовут девочку, которую слепили из снега старик со старухой, а она весной растаяла, прыгнув через костер. Новогодняя Снегурочка – это внучка Деда Мороза, которая помогает ему дарить детям подарки и устраивать настоящий праздник.
Воспитатель: А сейчас ребята давайте отдохнем и немного поиграем. (в коробке снежки)
Подвижная игра.
(«Снежки»)
В России Новый год – это обязательно наряженная ёлка, праздничный ужин, бой курантов, Снегурочка и, конечно же, Дед Мороз, который кладет в новогоднюю ночь подарки для детей под ёлочку.
3. Окончание беседы.
Рефлексия.
- Какое у вас настроение?
- О чём мы говорили с вами?
- Молодцы, все активно и дружно работали.
- Что такое Новый год?
- Как к этому празднику готовились раньше?
-Как готовятся сейчас?
Украшение лестничного окна с детьми
Украшение группы
Заучивание стихотворений на тему : «Новый год»
В. Степанов – Новогодняя ночь
Ночь… не спит. Сидит под ёлкой
Вышивает Дед Мороз.
Он иголку взял у ёлки, вдел в иголку свет от звёзд.
Тянет нить сквозь щёлку в шторе
Всё окно уже в узорах
Завтра рано утром встанем и увидим на окне
Мчат серебряные сани по серебряной стране.
По хрустальной глади речки
Во вселенской тишине
Скачут сказочные кони
С колокольчиком в дуге.
Развеваются их гривы
И не страшен им мороз
Мы попали в эту сказку, как в страну волшебных грёз.
Как прекрасна эта ростись,
Удивителен узор.
Сказка, не прощайся с нами,
Радостью наполни взор!
Новогодняя аппликация «Шапки»
Новогодняя аппликация «Елочка»
Подвижная игра «Два Мороза»
Рисование «Укрась Новогоднюю игрушку»
Новогодние поделки совместно с родителями
Рисование «Укрась варежку Снегурочке»
Рисование «Елка»
Праздник «Новый год»
Украшение домашней елки с родителями