Румия Шамси-Заде
Практическое применение инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лесногородской СОШ дошкольного отделение детский сад № 24
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
«Практическое применение инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
Кейс-методы в работе музыкального руководителя»
музыкальный руководитель
МБОУ Лесногородкой СОШ
Публикация «Практическое применение инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
дошкольное отделение детский сад №24
Шамси-Заде Румия Равильевна
ДП Лесной городок 2021г.
2 слайд
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию мой опыт работы по использованию инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
Кейс-методы в работе музыкального руководителя.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников.
3 слайд
Современные дети требуют нового подхода в работе. Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку.
Одной из актуальных на сегодняшний день является использование разнообразный инновационных технологий. Одна из них – это кейс-технология, с помощью которой, можно самостоятельно проектировать образовательный процесс
Кейс-технология – это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра (от латинского casus –запутанный, необычный случай; от английского case – чемоданчик, портфель)
4 слайд
Цель: Знакомство и разбор методов инновационных кейс-технологий в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста.
5 слайд
В практике работы с детьми на музыкальных занятиях чаще всего используются следующие кейсы:
1. кейс-прогнозирование
2. кейс-дискуссия
3. кейс - с проблемной ситуацией
4. эвристический кейс
5. кейс-неоднозначная ситуация
Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации Универсальность их состоит в том, что они используются при описании конкретных ситуаций или случаев. С их помощью можно моделировать ситуации, в которых каждый ребёнок проявит свои способности, выразит эмоции, интересы.
6-7 слайд
Разберём каждый кейс подробнее на практике.
1. Кейс-прогнозирование:
Направлен на:
- умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию;
- умение строить логические и обоснованные прогнозы.
На примере коммуникативной игры «Дует, дует ветерок» - дети реально видят осенние листочки и шуршат ими, воспроизводят шуршащий звук, воображаемая ситуация – дует ветерок, дети сами дуют на листочек изображая ветер.
Также есть игра «Снежинка-пушинка».
Театрализованная игра «Кто в домике живёт?», дети на примере сказки «Теремок» логически и обоснованно прогнозируют следующее действие игры. Добавляют музыкальные инструменты, характеризующие повадки животных.
8-9 слайд
2. Кейс-дискуссия
направлен на
- умение воспитанников аргументированно отстаивать своё мнение;
- способность вести конструктивный диалог;
- умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон;
На примере игра-сказка «К нам гости пришли»
Мы большой построим дом,
Заживём все вместе в нем. (дети собираются в хоровод)
Детки собираются, двери закрываются (Дети берутся за руки)
Двери открываются, (опускают руки)
Сказка начинается.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Кто стучится в гости вдруг?
Дети начинают выдвигать свои версии – кто к ним пришёл (можно называть зверей, птиц) и показывать их повадки.
Сказка-импровизация «Весёлый колобок»
Педагог начинает рассказывать придуманную историю про колобок, дети продолжают и при встречи с колобком называют
своё имя.
10-11 слайд
3. Кейс - с проблемной ситуацией
- Способность формулировать проблему;
- предлагать различные варианты решений в обстоятельствах форсмажора;
- способность коллективно решать сложные задачи;
На примере игры «Покрутись скорей волчок», детям дать картонные тарелочки и игрушку волчок покрутить волчок в тарелочке. Затем спросить какая у них возникла проблема и как ее можно решить? Ответы детей.
При разучивании песни с детьми, в большинстве случаи возникает проблема с ритмическим рисунком мелодии. Решении этой проблемы мы с ребятами находим в игре «Прохлопай ритм».
12-13 слайд
4. эвристический кейс
направлен на
- умение детей замечать парадокс окружающих явлений;
- выдвигать креативные идеи, обосновывать их практическую применимость;
- умение анализировать, строить гипотезы, предлагать;
На примере игры на развитие слухового внимания «Посидим, послушаем» П. И. Чайковский «У камелька». Здесь дети рассказывают об окружающем нас явлении – зима, на улице мороз, дети греются у камина и слушают музыку. Анализируют сложившуюся ситуацию.
«Звуки леса», «Дождик».
Игры -развлечения «Буратинки» на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии.
На всю кисть руки ребёнку одевается разноцветный колпачок. Все пальцы сжимаются в кулак, а указательный вытягивается вперёд, упираясь в уголок колпачка. На уголке колпачка пришита кисточка.
Последовательность выполнения упражнений:
• дети крутят всей рукой.
• Дети крутят рукой от пальцев до локтя.
• Дети крутят только кистью.
• Дети крутят только указательным пальцем.
Затем колпачок надевается на другую руку, и упражнения повторяются.
Игра «В гостях у сказки».
Упражнения на развитие артикуляции и силу голоса.
Каждый персонаж сказки имеет свой тембр голоса, детям предлагаю самим покреативить и придумать свой тембр голоса для героя сказки.
14 слайд
5. Кейс-неоднозначная ситуация
- проявление способности не только сопереживать печальному образу, но и видеть ситуацию с разных сторон;
- способность анализировать, строить гипотезы, предлагать;
- разбор эмоционально-образного содержания;
Я на муз. занятии предлагаю пошутить. Спрашиваю у детей :
- Завтра будет праздник Новый год. Может такое быть?
- Нет!
- Правильно. Я пошутила.
- А может художник пошутить?
15 – 16 слайд
Показ детям карикатуру и пейзаж. Дети определяют, где художник пошутил, а где серьёзная картина.
17, 18, 19 слайд
- Как вы думаете, композитор может пошутить?
- Да может.
- Предлагаю послушать два музыкальных произведения и ответить, в каком произведении композитор пошутил, а в каком был серьёзным?
Д. Б. Кабалевский «Клоуны», П. И. Чайковский «Болезнь куклы».
- Композитор Д. Б. Кабалевский изобразил шутку в произведении «Клоуны».
- Почему?
- Потому что музыка по характеру лёгкая, светлая, подвижная и изящная, напоминающая шутку, улыбку, игру.
- Композитор П. И. Чайковский «Болезнь куклы» изобразил грусть, печаль и переживания за любимую игрушку.
20 слайд
Считаю, что кейс – технология – это и есть наша жизнь, ведь сколько в нашей жизни сейчас трудностей и не было людей, которые бы не сталкивались с проблемами.
Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.
* на музыкальных занятиях - удаётся создать атмосферу радостного общения, приподнятого настроения;
* дети активны и раскрепощены, постепенно исчезает страх и неуверенность;
* дети усваивают элементарные музыкальные знания, познают себя и окружающий мир в процессе игрового и естественного общения с музыкой;
* музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске;
Сложность разработки кейса заключается в отсутствии методик по составлению кейсов, а готовых кейсов разработано очень и очень мало. Зато это открывает перспективы профессиональной реализации для каждого из нас.
.