Елена Пожидаева
Представление опыта работы «Ранняя профориентация дошкольников посредством игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление опыта работы по теме : «Ранняя профориентация дошкольников по средством игр»
«…У меня растут года, будет и семнадцать.
Где работать мне тогда, чем мне заниматься…»
В. Маяковский
Публикация «Представление опыта работы „Ранняя профориентация дошкольников посредством игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Выбор профессии по душе – одно из слагаемых счастливой жизни человека. К сожалению, нередко этот выбор делается по настоянию родителей или за «компанию» с другом. А зачастую ответить на вопрос о том, кем стать, не удается из-за нехватки знаний о специфике той или иной профессиональной деятельности. Традиционно принято считать, что основным периодом самоопределения (выбора профессии) является подростковый возраст. Однако первое знакомство с миром профессий происходит еще в дошкольном детстве. Ведь делать выбор гораздо легче, когда представлено большое многообразие материала для выбора и отведено достаточно времени на размышления.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
С помощью ранней профориентации мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время — каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось — могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Целью ранней (детской) профориентации в дошкольном учреждении является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.
Почему же я решила уделить внимание профориентированию детей в своей группе. Я сделала фотоколлаж на тему «Кем я хочу стать?». И выяснилось, что только 7 детей без раздумывания сказали профессию свой мечты. Двое ребят, вообще предпочли быть выдуманными героями. А остальные долго думали, и по моему мнению называли первую пришедшую в голову профессию. И выяснилось, что круг профессий, выбираемых детьми, очень узкий. На вопрос «А, каким, ты хочешь стать врачом?», дети затруднялись ответить.
Тогда я решила расспросить детей, какие они вообще знают профессии. Но необходимо было назвать не только профессию, но и описать функции работы. Я записала названные профессии и распечатала их. Изначально я хотела просто наклеить картинки, но потом было принято решение разделить профессии по пяти категориям :
1. Человек – человек, где предмет труда люди или группы людей.
2. Человек – технические системы, где предмет труда – технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия.
3. Человек – природа, предмет труда – живые организмы и биологические процессы.
4. Человек – знак, предмет – условные знаки, цифры, шифры, коды, формулы, языки.
5. Человек – художественный образ, предмет труда – художественный образ.
Таким образом у нас получилась интеллект – карта. Эта карта не законченная, т. е. со знакомством новой профессией, картинка добавляется в необходимую группу.
Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только, как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть,. быть капитаном, врачом и т. д.
Когда я пыталась найти какой – либо материал о профессиях, то это оказывается проблема. Игры все однотипные.
Но для того, чтобы ребенок играл, не только во врача, полицейского, пожарного и т. д. необходимо рассказывать и показывать другие профессии. Мной были созданы альбомы профессии.
Я попросила родителей подготовить материал о своей профессии.
Весь материал, я брала в сети Интернет. И мне на глаза попалась старая фотография, которая была подписана «Бурлаки. Профессий, которых уже нет». И было решено сделать альбом исчезнувших профессий.
Но это не значит, что мы пока изучаем, но не играем.
Конструктор лего – это просто необходимая вещь, при изучении профессий. Он нам помогает:
- сделать видеокамеру, для съемки интервью;
- построить здание вокзала, конюшню, аэропорт и т. д;
- он может стать великолепной кашей в руках повара, и вкуснейшим тортом у кондитера и многое, многое другое.
Конструктор Поликарпова тоже прекрасное пособие для изучения профессий :
- прилавок для магазина;
- такси, автобус, хлебовоз;
- постройка мебели для дома и т. д.
Ну и, конечно же, конструктор Куборо. Ценность Cuboro Basis заключается в том, что прекрасно развивает основы технического мышления, и техническую изобретательность у детей – это трамплин для старта в будущее инженерии.
В своей работе используем : поговорки, загадки, чистоговорки, схемы для рассказывания о профессии.
Для изучения профессий мы используем интерактивную доску. Дети с удовольствием играют в эти игры.
Узнавать о новых профессиях очень интересно и полезно. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.