Ирина
Представление опыта работы по теме «ППРС как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление опыта работы по теме
Формирование социально-коммуникативной грамотности - одна из основных задач подготовки дошкольника к дальнейшей жизни, в связи с этим особую актуальность приобретает необходимость выстраивания специально организованной предметно-пространственной среды, направленной на развитие социально-коммуникативных способностей и умений детей, учитывая их возраст.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Созданию предметно-развивающей среды я, как воспитатель, уделяю большое внимание. Стремлюсь использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т. к. группа детского сада для детей является их вторым домом, где они проводят большую часть дня. В детском саду дети играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Считаю, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.
Формируя ППРС, я учитываю все нюансы влияния среды на развитие ребенка от цветового оформления помещений до подбора игрового оборудования (игрушек). При оформлении группового помещения всегда помню о влиянии цвета на психологическое и физическое самочувствие ребенка. При оформлении групповой комнаты использовала цветовое оформление в соответствии с законами цветов восприятия, с учетом назначения помещения, условий его эксплуатации возраста детей. В отделке детского интерьера использовала не пестроту, а тональное разнообразие цвета и фактуры при преобладании одной ведущей цветовой гаммы, поэтому использовала светло-зелёный, жёлтый и оранжевые цвета, которые положительно влияют на психологическое и физическое самочувствие ребенка.
Одним из ключевых условий создания предметно-пространственной развивающей среды является создание у детей чувства безопасности, во все время пребывания в детском саду, безопасности как физической, так и психологической. Психологическую безопасность образовательного процесса рассматриваю, как составляющую успешной организации образовательной деятельности. Поэтому, организуя ППРС, я особое внимание уделяю безопасности детей. На уголках мебели расположила специальные силиконовые уголки, чтобы дети не поранились при игре, все дидактические пособия и игры абсолютно безопасны.
Социальные отношения как компонент образовательной среды я строю на следующих способах взаимодействия: сотрудничество, признание прав ребенка и его свобод, обсуждение и сопереживание. В условиях такой системы социальных отношений дети испытывают чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности, веры в справедливый мир. При взаимодействии с взрослыми, психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны: отсутствие необоснованных запретов; продуманная, последовательная система требований и правил взаимодействия; отсутствие психологического давления со стороны взрослого; возможность выбора деятельности.
Так как группа разновозрастная, то предметно-развивающая среда в группе имеет отличительные признаки, а именно: достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами; в отношении детей учитываю их потребность в игре с другими детьми и особенность уединяться; предлагаю игры, развивающие восприятие, память, внимание и т. д.
Содержание ППРС я построила так, чтобы она способствовала социально-коммуникативному развитию детей :
- ППРС организовала в соответствии с основными принципами - дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости - закрытости, стабильности - динамичности, комплексирования и гибкого зонирования.
- Учла индивидуальные социально-психологические особенности детей, тем самым обеспечила оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и всегда предполагаю условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности детей. Например, пространство групповой комнаты разделено на зоны, разграниченные с помощью мебели, индивидуально оформленные, обеспеченные большим количеством оборудования и материалов.
- Учла особенности эмоционально-личностного развития детей и организовала зону отдыха, расположив в ней мягкие игрушки, легкие прозрачные шторы, палатку; информационные доски «Наше настроение», «Добрые дела», где ребята могут показать своё настроение в любой момент нахождения в детском саду; дидактические игры «Основы Безопасности», «Обучающие карточки», «Учись, играя», «Что лишнее»» и др., зеркала.
- Учла индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности детей и тем самым обеспечиваю их право на свободу выбора, учла возрастные и полоролевые особенности детей.
Я считаю, что, созданная мною, предметно-развивающая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию, каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Так, электронные механические игрушки приблизили к современной науке и технике, расширили технический кругозор; альбомы с известными репродукциями, скульптурами обеспечили художественное восприятие, которое впоследствии станет основой эстетических суждений; предметы театрализованной и музыкальной деятельности открыли дорогу в мир сцены, песни, музыки.
Зона интеллектуального развития : мини-лаборатория, оснащенная емкостями для исследования воды, песка, глины, разнообразные предметы для проведения опытов без приборов (воздушные шары, расчески, щетки, пуговицы и т. д., игрушки для мелкой моторики обеспечили познание мира, его устройства на основе естественных и созданных материалов, т. е. предоставили ключ к освоению действительности, законов её организации. Такая среда способствует социально-коммуникативному развитию ребенка и представляет для него интерес, тем самым направляет его к действиям, исследованию.
Спортивное оборудование, инвентарь приобщила к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у детей выработалась позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам.
Различные инструменты в уголке для творчества - мелки, краски, кисти, пастель, карандаши, фломастеры, глина, рисовальная доска творчества, оргстекло, ватман, ткань, - позволили в продуктивной деятельности отразить собственное художественное восприятие, видение мира, его понимание.
В уголке книги, помимо книг, энциклопедий и журналов расположила кроссворды, лабиринты, головоломки, развивающие дидактические и настольно-печатные игры по художественным произведениям, которые способствуют коммуникативному развитию детей. Решая совместно головоломки и играя в настольные игры, дети учатся общаться, взаимодействовать друг с другом.
Предметно-развивающая среда в моей группе служит интересам и потребностям детей, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивая зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества детей и их жизненный опыт.
Проект решения:
1. Рекомендовать использовать в работе представленный опыт по оформлению ППРС.
2. При создании ППРС учитывать возрастные особенности дошкольников, требования к охране и укреплению здоровья.
3. Применять предложенные приемы в практической работе для развития социально-коммуникативных навыков детей.