Курмалеева Наталья Александровна
Представление опыта работы по многофункциональному использованию развивающей среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, принципиальным отличием, которой является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей : чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.
Публикация «Представление опыта работы по многофункциональному использованию развивающей среды „Фиолетовый лес“ В, В, Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Технология «Фиолетовый лес» (Воскобович)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно, готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, — тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.
Игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяют поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы активности.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для умственного развития детей.
Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Из опыта роботы можем сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют следующие нетрадиционные игры В. Воскобовича.
• Вячеслав Воскобович – изобретатель, который придумал более 60 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка.
Его игры учат моделировать, соотносить целое с его частью, развивают мышление, память, внимание, творческую жилку. Вячеслав Вадимович не просто внес вклад в альтернативную педагогику, а создал новую эпоху развивающих игр. Первые разработки Воскобовича носили конструктивный характер –это был поиск какой — то изюминки. Понимая, что задания и упражнения не так интересны детям как игра, подошел к делу творчески и соединил свои идеи с игровыми моментами.
Сегодня мы предлагаем вам небольшое путешествие в наш «Фиолетовый лес». Чем обусловлено необычное название? Фиолетовый цвет трактуется как цвет мира, единения, возвращения, поисков утраченного. Цветовое решение среды «Фиолетовый лес» также нестандартное. Все элементы выполнены в радужных цветах. Это помогает ребенку увидеть многообразие красок, воображать, фантазировать, создавать необычные модели пространства, увидеть себя частицей удивительного мира. «Фиолетовый лес» — это ковролиновая основа, для жесткого крепления на стене с модульными элементами (небо, земля, полянка, лужайка, и съёмными элементами (солнце, облака, озеро, деревья, животные, птицы, насекомые, земноводные, млекопитающие.
Технология развивающих игр В,В, Воскобовича разработана на 3 важнейших принципах: интерес-познание-творчество.
Во — первых, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активностью детей, а так же возможность уединения и проектирования собственного пространства.
Во — вторых, данная предметно — пространственная среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе ДО.
В — третьих, развивающая среда "Фиолетовый лес" содержательно — насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная и доступная.
Развивающая предметно — пространственная среда "Фиолетовый лес" находится в постоянном и открытом доступе для всех детей.
Его можно использовать в разных образовательных областях.
Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудности. Когда перед ребенком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то их развитие идет слабо и вяло. Значительное влияние на психическое развитие оказывают и продуктивные виды деятельности. Благодаря им происходит переход от предметного, внешнего уровня восприятия к смысловому, развивается ручная умелость.
Для эффективного решения образовательных задач по технологии очень важно оснастить группу детей хотя бы одним комплектом игр и игровых пособий. Состав комплекта зависит от возраста детей и этапа работы, и подходит как для индивидуальных, так для подгрупповых занятий. В условиях ДОО все игры и пособия концентрируются в одном месте – «интеллектуально-игровом центре». Один из вариантов оформления «центра» — объемный или плоскостной Фиолетовый лес, «населенный» персонажами сказок-методик к развивающим играм Воскобовича.
Фиолетовый лес — это своего рода виртуальный, несуществующий мир, и его внешний вид зависит от фантазии и творчества взрослого. По сути, Фиолетовый лес — это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми в горизонтальной плоскости или прикрепляет к вертикальной стене, реализуя свои творческие замыслы. Сказочность развивающей среды способствует релаксации детей, создает дополнительную игровую мотивацию.
Развивающая среда — это не только обеспечение детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними. Интеллектуально-творческому развитию детей способствует и атмосфера в коллективе. Как кружево из тоненьких ниточек, она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
Окунувшись в творческий процесс обучения и развития малышей мы поняли, что не стоит ограничиваться рамками инструкций и методик, рассказывая авторские сказки, используя уже традиционных героев, а гораздо интереснее придумывать свои сказки и использовать для этого уже знакомых детям сказочных героев сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба» и т. д. Для малышей они уже знакомы, узнаваемы и понятны. Здесь все просто: все детали «Фиолетового леса» легко снимаются, заменяются и дополняются: сегодня, например, мы, играем на сказочной поляне, а завтра уже плывем по озеру или гуляем в лесу с гномами. Сам лес можно переносить в любое место.
Использование персонажей народных сказок содействует появлению и развитию потребности в речевом общении. Формирует условия для восприятия на слух художественного слова. Создает возможность для формирования и развития звуковой и смысловой сторон устной речи, развития умения связно выражать свои мысли.
Популярными персонажами у наших детей стали; Медвежонок Мишик, Паучок ЮК, пчелка Жужа, радужные гномы, а также и другие персонажи, изготовленные нашими руками и руками наших родителей; мудрая тетушка Сова, цыпленок Пик, Ежик Кирюха, старичок Лесовичок и др. Сделать таких героев можно из картона, вспененной резины, фетра, а приклеить клейкую ленту совсем не трудно. Дети с удовольствием играют в сюжетно- ролевые игры с использованием сказочных персонажей, сами придумывают сюжет, развитие и конец сказки.
Разивающая среда — это среда в которой ребенок находится на протяжении всего пребывания в детском саду и она меняется в зависимости от погоды за окном, от изменениий времени года. Поэтому «Фиолетовый лес» мы использовали, как календарь природы.
В маленьком мире Фиолетового леса наступила осень Разукрасила яркими листьями деревья. Птицы потянулись к югу, а животные стали готовиться к зиме.
Зима. Пошел первый снег, а затем весь лес заснул под белым снежным покрывалом, даже медведь сладко сопел в своей берлоге. Лесные звери весело встречали Новый год и наряжали елку вместе с Дедом Морозом На озере Айс можно было кататься на коньках, а по первому снежку прокатиться на лыжах.
И вновь весна разукрасила мир Фиолетового леса подснежниками и первой травой, лесные жители Маша и Миша сняли теплую зимнюю одежду, облачившись в легкие куртки, и с удовольствием играл на полянке.
За цветущей весной пришло жаркое лето. В озере зацвели кувшинки, а на полянках цветы. Герои Фиолетового леса собирали ягоды и весело играли в мяч на лесной полянке. Перелетая с цветка на цветок порхали бабочки и стрекозы.
Используя развивающую среду, дети ближе знакомятся с сезонными изменениями природы, осадками с жизнью животных в лесу, с зимними и летними видами спорта.
Также наряду со сказочными героями в нашем лесу гуляют обыкновенные дети Маша и Миша С их помощью мы наблюдаем, как меняется одежда людей в зависимости от времени года. Дети сами подбирают комплекты одежды по сезону, учитывая гендерные признаки.
Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача воспитателя — дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное — познать радость при преодолении трудностей. «От того как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний и представлений «Фиолетовый лес» является замечательным пособием для изучения математических представлений. Уникальность сказочной составляющей фиолетового леса в том, что можно использовать предлагаемые персонажи, или придумывать и одушевлять своих. Всех героев связывает сказка, она оживляет математические понятия, делая их интересными и доступными для детей. Выполняя задания, дети помогают сказочным персонажам преодолеть возникающие на их пути препятствия.
С помощью сказочных героев, сказочных ситуаций, мы закрепляем такие понятия
• количество: «Сколько листьев на красном дереве», «Кого больше птиц или бабочек? Насколько больше?», «Помоги гномам собрать ягодки», «Помоги ежикам сосчитать грибы»
• величина: «Какое дерево выше?», «Чья дорожка длиннее?» :
• ориентировка в пространстве: «Помоги волку собрать семерых козлят «Где спрятались бабочка или улитка?», «Каким по счету идет гном Кохле?», «Помоги Мишику пройти слева на право»
• ориентировка во времени: «Покажите, как меняется цвет листьев с наступление лета, осени». «Покажите, где находится солнышко утром, вечером»
С помощью сказочных жителей леса (зверят-цифрят) и радужных гномов ребята научились считать до десяти, расставлять цифры в заданном порядке, выбирать короткую и длинную дорогу, знать элементарные геометрические фигуры, решать простые задачи и ориентироваться в пространстве.
Неоценимое значение «Фиолетовый лес» представляет в сенсорном развитии, и пронизывает всю деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развиваем у воспитанников способность к анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации. Совершенствуем знание основных цветов, учим группировать по цвету. Например, игра «Подари гномам платочки», «Построй домик для гномов» Для этих игр мы изготовили семь разноцветных гномов: Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Си, Фи
В групповом помещении систематизирован игровой дидактический материал: речевые игры и упражнения, наглядный материал. На их основе была разработана система занятий в виде путешествия по волшебной стране с использованием сказочных персонажей.
Дидактический находится в доступном для детей месте и используется как на занятиях, так и в играх детей. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи. стремится к новым достижениям.
Вместе с ребенком постигают новые высоты и родители. Они всегда были в курсе всех событий, происходящих в группе.
В начале работы с родителями была проведена консультация по играм В. В. Воскобовича «Сказки Фиолетового леса». Еженедельно проводились индивидуальные беседы, в которых обсуждались успехи ребенка, его интересы, а также проблемы и пути их совместного решения, родители получали рекомендации по дальнейшему сопровождению в саморазвитии детей.
При использовании развивающей среды «Фиолетовый лес» решается ещё одна важная педагогическая задача: обеспечение эмоциональной релаксации, снятие эмоционального напряжения, поскольку сам ребенок часто не контролирует свое состояние. Во время игр с материалами данной среды ребёнок переживает положительные эмоции, разнообразные тактильные ощущения способствуют развитию сенсорики, мелкой и крупной моторики.
Ежедневные игры с использованием предметно — развивающей среды «Фиолетовый лес» обеспечивают стабильность окружающей среды, способствуют устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта, так как ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, играми, что очень важно для детей в период адаптации.
«Фиолетовый лес» — универсальное игровое обучающее средство Он может быть материалом для игры детей и дидактическим пособием на различных занятиях. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и добавляют удовольствие и радость детям.
Как будет выглядеть ваш лес – придумываете Вы сами. Его можно нарисовать на стене, ткани, подобрать обои, ковер, повесить цветы. Вы должны создать атмосферу сказочного леса. Цвет леса не случаен – это один из основных цветов спектра, многие специалисты по дизайну цвета связывают его с какими — то находками, открытиями, созданием чего — то нового, он мистичен и загадочен.
Это будет мир малыша, где он будет играть, конструировать, придумывать, собирать. Пространство «Фиолетового леса» для детей – это мир волшебства. Попробуйте и вы заглянуть в этот сказочный лес.
Мы зайдём в «Фиолетовый лес»,
Ожидает нас много чудес,
По тропинкам мы будем гулять,
Тайну леса хотим разгадать.
К гномам радужным в гости зайдём,
Вместе с Долькой цветы соберём,
Малыш Гео научит играть,
Лес любить и друзьям помогать.
Ворон Мэтр нам покажет квадрат,
Заниматься с детьми ворон рад.
На Чудесной поляне всегда
Небольших паучков чехарда.
Мудрый Юк нам поможет в пути,
Как дорогу к полянке найти.
К заповедному озеру «Айс»
Нам Незримка поможет попасть,
Своё озеро он охраняет
И в холодные льдинки играет.
В цифроцирк не забудем зайти
И Магнолика в цирке найти,
Мы конструктор возьмём поиграть
Будем буквы скорей собирать.
Пчёлка Жужа покажет нам соты,
У неё очень много работы.
Отдохнём на поляне ковровой
И пойдём путешествовать снова.