Оксана Криль
Использование интерактивных игр в коррекционно-развивающей работе логопеда со старшими дошкольниками с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Представление опыта работы по теме :
«Использование интерактивных игр в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».
Подготовила: Криль О. А.
учитель-логопед
р. п. Чунский 2022г.
Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу представить вам опыт моей работы по теме «Использование интерактивных игр в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».
Публикация «Использование интерактивных игр в коррекционно-развивающей работе логопеда со старшими дошкольниками с нарушениями речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Внедрение компьютерных технологий сегодня – это не дань моде, а требования законодательной базы в сфере образования: федерального закона «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, новых Санитарных правил 2020 года, где говорится о том, что именно в дошкольный период важно адаптировать ребенка к информационно-коммуникативной деятельности для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для последующего успешного обучения в школе.
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей. Оптимальному решению данной задачи способствуют специализированные компьютерные технологии.
Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению ИКТ в учебный процесс детей с речевыми нарушениями. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению.
Работая не первый год с детьми логопатами и проводя анализ речевого обследования, видно, что увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР разного уровня, дизартрия).
У детей с тяжелой речевой патологией отмечаются характерные особенности нарушение звукопроизношения, фонематические процессы, слоговая структура слова, кроме того, у них отмечается наличие лексико-грамматических нарушений в оформлении связной речи.
Так же наблюдаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, неуверенность в себе, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. Так же для таких детей характерно недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь). Детям с нарушениями речи гораздо легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Они быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность, долго не могут приступить к выполнению заданий.
Разнообразие методов обучения и организация детской деятельности приобретает в логопедической работе особое значение. Не секрет, что она предполагает достаточно много однообразных упражнений, нацеленных на отработку и закрепление тех или иных речевых конструкций. Проблема помощи таким детям с целью коррекции имеющихся нарушений и подготовки их к успешному обучению в школе остро стоит перед учителем-логопедом и воспитателем, что требует поиска дополнительных путей повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с ними. Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками, так как с раннего детства он включен в видео среду.
Одной из проблем в логопедической работе является – мотивация. Очень часто ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Интерес к занятиям с логопедом у ребенка со временем может утратиться, так как эти занятия часто носят монотонный характер. В работе с такими детьми требуется особый индивидуальный подход, так как они нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке на занятиях.
Одной из форм повышения моей квалификации был просмотр различных вебинаров, в том числе образовательного портала «Мерсибо», где рассказывали о том, как использовать новые технологии на практике. После чего, я изучила интерактивные игры, представленные на сайте и включила данный материал в свою работу.
Интерактивные игры «Мерсибо» имеют много преимуществ.
Они - многофункциональны, занимательны, современны; разработаны с учетом требований ФГОС ДО. Подходят для индивидуальных и групповых занятий с детьми с НР. В процессе занятия игры могут быть использованы как : в начале – для включения ребенка в работу, в середине – для подачи основного материала, или в конце - для закрепления полученных знаний, как поощрительный момент для создания ситуации успеха ребенка.
Интерактивные игры портала Мерсибо позволили мне вести коррекционную работу с детьми с НР по следующим направлениям:
- звукопроизношение;
- артикуляционная и мимическая моторика;
- просодические компоненты речи (дыхание, темп, ритм);
- фонематические процессы, фонематический анализ, синтез;
- лексико –грамматические средства языка;
- связная речь;
- мелкая моторика;
Через использование интерактивных игр, у детей повышается мотивация, интерес, желание играть, помогать героям игр, делать то, что не делали раньше, по-новому, более качественно, в более короткие сроки. Быстрее активизируется и формируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы.
Дети с НР научатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной игрой (программой) проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели.
Звукопроизношение
Несмотря на все многообразие вариантов интерактивных игр, способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме: я произвожу подбор конкретной интерактивной игры, которая может быть эффективной применительно к данной группе или теме.
1. Неоценимую пользу приносит в развитии органов артикуляции интерактивная Артикуляционная гимнастика, она позволяет более эффективно и за короткий срок провести подготовительный этап постановки звуков, что дало общую положительную динамику.
2. Для постановки звуков «Л» использую игровой комплекс «Клоун и голубь» дети помогают клоуну неудачнику.
Для звука «Р» «Где мой рык» помогают тигрёнку и сами учатся рычать.
Для постановки свистящих «Суслик свистозвон» бери пример с суслика, и ты научишься свистеть и звенеть.
3. В работе помогают над мимикой игры
Лицевая разминка «Малышастика», «Лицедей»
4. Развитие дыхания, формируются играми для развития длительного выдоха, целенаправленной воздушной струи - «Нет сорнякам», «Ветерок и жуки», «Букет для мамы», «Снежинки», «Торт со свечами». Дети стараются правильно подуть в микрофон, чтобы на экране увидеть меняющуюся картинку.
На этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков в слогах, словах, предложениях и стихотворных текстах, чистоговорках активно использую игры - «Бедный козлик» (в слогах). «Попугай» (в словах разной сложности, «Шар недотрога (Р, Л в начале, в середине и в конце слова, «Активная Клава» (звуки Л, ЛЬ в словосочетаниях, «Тихий час» (на все звуки, повторение близких по звучанию слов, «Машки –матрёшки» (автоматизация шипящих звуков в словах предложениях). «Болтушки - хохотушки» (в скороговорках) и другие.
При дифференциации звуков – наиболее часто использую игры «Аленький цветочек» (на все ряды звуков, «Весёлые рыбаки» (дети ловят звуковых рыб, «Прыг-скок –слово» (повторяют слова за кузнечиком и помогают ему прыгать с листка на листок) и другие.
Фонематические процессы
1. На начальном этапе работы активно использую различные не речевые звуки на помощь приходят игры на развитие слухового внимания и памяти, «Загадки звуков» (окружающий мир звуков) «В гостях у жучков» (бытовые звуки) «Музыкальная школа» (звуки музыкальных инструментов «Не будить до весны» (разнообразные звонки, звоночки).
2. Активно использую работе игры на развитие фонематического слуха, «Бедный дракончик» (Соотнесение гласного звука с буквой, «Грибники» (слуховое внимание, пропевание гласных с разной сложностью, «Птенцы в беде» (слуховая память, различение и повторение близких по звучанию слов, «Две принцессы» (ударные гласные в слогах, словах, «Цветочный базар» (Выделение ударной гласной в словах) «Паровозики» (Работа с гласными звуками над ударением) «Находчивая буква» (Определение места звука в слове) «Свинки-копилки» (Соотнесение трёх гласных звуков с буквой разной сложности, «Сладкий дом» (Определение мягкого и твёрдого звука в словах) «Меткий стрелок» (нахождение лишнего звука) и другие.
3. Игры на звуковой анализ слов, «Стройка-перестройка» (нахождение первого последнего звуков для чего предмет нужен и в каком количестве, употребление правильных числительных, «Тачки задачки» (отгадывание по первым звука картинки и соотнесение её с буквой) «Угадай-ка» (Подбор картинки к схеме слова, «Срочная почта» (определение звука по первым звукам фразы, соотнесение их с буквой на ящике) и другие.
Игры по направлениям
1. Развитие лексико-грамматических категорий речи отрабатываю, используя игры по лексическим темам, уточняю, расширяю и закрепляю словарный запас.
«Витрина магазина» (сезонная одежда, «Городской супергерой» (дети) знакомятся с городом, «Дикие животные», «Домашние животные -2» (животные на ферме, «За грибами (знакомство с грибами, «Вместе теплее» (зимующие птицы, «Мы едем, едем» (виды транспорта) и другие.
2. Для развития грамматического строя речи использую : «В гостях у паучка», «Паучок сундучок» (уменьшительные слова) «Дискотека», (родительные имена существительных) «Игра на пеньке» (единственное и множественное число, «Кто за кем» (использование предлогов, «Пчелиные загадки» (слова в творительном падеже)
3. Для развития связной речи использую игру по составлению рассказов по серии картинок «Что сначала – что потом».
Уверена, что такая работа способствует развитию связной речи, воображения и творческого мышления у ребенка.
И конечно, свою работу с детьми с ТНР строю тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Помимо традиционных форм таких как:
- анкетирование («Любите ли вы играть?»,
- практикумы («Использование игр при автоматизации поставленных звуков, в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи» и др.)
- индивидуальные мастер-классы «Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков для детей с ТНР».
- информационный стенд (размещаю рекомендации по закреплению игр по лексическим темам и другое)
- печатная продукция (буклеты «Значение игр Мерсибо в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР», «Дома с мамой мы играем, фонематический слух развиваем».
Анализируя результаты мониторинга освоения программного содержания (вы видите их на экране) можно сказать, что использование развивающих игр «Мерсибо» активно способствовало решению задач по развитию речи детей с нарушениями речи. Так же повышается качество образовательного процесса, выводя его на новый уровень, способствует развитию всех аспектов речи ребенка, таких как: фонематический слух, грамматические навыки, лексический запас.
Мониторинг показал, что объём пассивного и активного словаря детей, состояние грамматического строя речи, фонематического анализа и синтеза, связной речи соответствует возрастной норме дети верно выкладывают последовательность сюжетных картинок, сохраняют связность и логическую последовательность изложения.
Однако нужно отметить, что использование интерактивных игр не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка и учителя-логопеда, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
В дальнейшем планирую продолжать использование интерактивных игр в коррекционной работе, активизировать взаимодействие с педагогами и родителями, повышать свою профессиональную компетентность, изучая и применяя современные технологии в работе с детьми с нарушениями речи.
В заключении хочу сказать, что использование интерактивных игр образовательного портала Мерсибо несут образный вид информации, более близкий и ясный старшим дошкольникам с НР. Перемещение, звук, мультипликация надолго обращают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них стремление разглядеть, действовать, играть, возвратиться к данному занятию опять. Потому, проблема применения специальных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с НР для формирования у них позитивной мотивации к учебной деятельности актуальна.
Спасибо за внимание!