Елена Вихарева
Особенности применения игровых технологий в обучении детей с тяжёлой степенью умственной отсталости
▼ Скачать + Заказать документы
В системе образования детей с умственной отсталостью неотъемлемой частью обучения являются игровые технологии. Игровые технологии – это современные образовательные (педагогические) технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Публикация «Особенности применения игровых технологий в обучении детей с тяжёлой степенью умственной отсталости» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Главный принцип в работе с детьми с умственной отсталостью – её практическая направленность. И обучение, и воспитание должны всемерно содействовать выявлению возможностей, позволяющих подготовить детей к доступным для них видам труда, а также социальной адаптации среди людей.
Дети с умственной отсталостью развиваются значительнее медленнее, чем их сверстники, и предлагаемый материал они усваивают после долгих кропотливых занятий. Для того, чтобы дети смогли овладеть доступными для них знаниями, надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Игровые технологии по виду деятельности можно разделить на физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические.
При подборе игр для детей с умственной отсталостью учитываю следующие требования:
• Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к деятельности.
• Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
• Учет структуры дефекта;
• Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
• Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
• Соответствие коррекционной цели занятия;
• Учет принципа смены видов деятельности;
• Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
• Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей.
Реализация игровых приемов и ситуаций на музыкальном занятии происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи; деятельность подчиняется правилам игры; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Ребенок живет в мире разных звуков. Музыкальная деятельность развивает механизм слухового внимания, помогает детям вслушиваться в музыкальную речь, сравнивать музыкальные образы с явлениями окружающей жизни.
Целенаправленное взаимодействие голоса, мимики, жестов, движений, поз, предметных действий в передаче музыкальных образов игры способствует коррекции и развитии интеллектуальных способностей.
Ведущим видом музыкальной деятельности с учащимися являются музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков, трещоток и пр.)-
Выполнение движений с простейшими «звучащими жестами» подготавливает учащихся к музицированию и выполнению более сложных ритмических заданий. Для того чтобы избежать повторности и разнообразить кинестетический, слуховой и познавательный опыт детей, использую нетрадиционные музыкальные инструменты: бумагу, деревянные палочки, пластмассовые стаканчики и др.
Видео или фото.
Большое значение в ходе музыкальных занятий придается коррекции эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности воспитанников. В процессе занятий важно учитывать быструю утомляемость детей, их эмоциональную неустойчивость. Поэтому часто переключаю их с одного вида му-зыкальной деятельности на другой.
В музыкальной деятельности с помощью игровых технологий мы развиваем у детей психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Развивается и речь.
С помощью игровых технологий развиваются творческие способности ребенка - творческое мышление и воображение. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях сочиняя музыкальные истории, сказки воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.
Приведу примеры.
Игры для развития чувства ритма
«Прогулка»
Игровой материал. Музыкальные молоточки.
Ход игры. «Сейчас, мы пойдем на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в зале, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице»,— педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Учащийся повторяет такой же ритмический рисунок.
«А теперь мы вышли на улицу,— продолжает педагог,— светит солнышко, мы обрадовались и побежали. Вот так!»—частыми ударами передает бег. Дети повторяют.
«Настя взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»,— воспитатель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют.
«Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок»,— быстро ударяет молоточком. Дети повторяют.
«Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень»,— учитель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют.
«Испугались ребята и побежали в школу»,— быстро и ритмично ударяет молоточком.
Педагог помогает детям, которые не могут выполнить действия самостоятельно.
Не нуждается в доказательствах то, что в наше время работать с детьми труднее, чем даже 5-6 лет назад, так как год от года растет число детей с различными трудностями в поведении, и справиться с этим помогает один из методов игровых технологий - игровая терапия. Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты, повышаются возможности его личностного роста. Это основное положение игровой терапии.
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используем народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками с отображениями отношений людей.
В своей работе использую театрально-игровую деятельность, которая обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Сказка с утренника 8 марта. Фото или видео.
Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что использование данных технологий положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов.