Людмила Баранова
Описание педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
1. Данные о носителе опыта
• ФИО: Баранова Людмила Васильевна
• Год рождения: 1979 г.
• Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад им. Ю. А. Гагарина».
• Должность: воспитатель
• Педагогический стаж : 4 года
2. Тема опыта : «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации».
3. Описание основных методов и методик
Наблюдения с детьми;
• Обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
Публикация «Описание педагогического опыта» размещена в разделах
• Объяснение, рассказ, использование художественного слова;
• Показ способов действия;
• Упражнения;
• Игровые приемы;
• Совместный анализ выполненной работы.
Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционной аппликации.
4. Актуальность.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы.
5. Научность.
В решении задач, связанных с развитием творчества ребенка - дошкольника, особая роль принадлежит изобразительной деятельности. Использование нетрадиционных техник в совместной образовательной деятельности как раз способствует решению творческих задач. Работа с необычными материалами позволяет им ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная деятельность. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, который отличается оригинальностью вариативностью, гибкостью, подвижностью. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Развитие способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, а также творческих способностей детей должно протекать в условиях побуждения к созидательно - поисковой деятельности, которая в полной мере может быть обеспечена изобразительным творчеством. Показателями творческой свободы являются оригинальность, индивидуальная неповторимость художественных образов, созданных детьми. Чем больше своеобразного, нового внесено в работу, тем она ценнее для автора - создателя. Проявлением детского творчества является не только достаточный уровень развития активности и самостоятельности в организации и осуществления деятельности.
Высокий уровень самостоятельности характеризуется тем, что ранее усвоенные изобразительные приемы трансформируются в средства выражения субъективно-оценочного отношения ребенка к содержанию занятия. Выполнение работы протекает на фоне яркого эмоционального переживания, активности умственных и практических умений.
В формировании творчества особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.
Аппликация (от латинского слова – прикладывание) – один из видов художественной деятельности, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Приобщение ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и в активном его познании, преобразовании.
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребёнка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребёнок хорошо владеет приёмами вырезания, наклеивания внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно когда умело, регулируется и применяется наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.
Во время работы знакомлю детей со свойствами разных материалов, учу различать геометрические фигуры, цвет предметов, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. В процессе аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Аппликация создаёт основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своей аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения.
Ребёнок усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии, совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путём анализа допущенной ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений. Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры, правильно называют величинные понятия. Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.
3. Результативность.
С этой целью, насколько эффективно идет работа по изобразительной деятельности, анализирую каждое занятие, выявляю трудности, которые встречаются у детей, кто из детей с заданием не справился.
Оценивать как уровень овладения детьми техническими навыками и умениями, так и проявление самостоятельности, оригинальности, творчества в работах детей. Для этого были подобраны диагностические задания с учетом возраста детей.
Чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением, провожу контрольное обследование 2 раза в год. Это позволяет оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных индивидуальных занятий для формирования необходимых навыков.
На основании анализа программы воспитания и обучения детей под редакцией, методических разработок А. Н. Малышевой, Н. В. Ермолаевой были определены критерии оценки уровней сформированности умений и навыков детей разных возрастных групп.
Вторая младшая группа.
1. Приклеивание деталей.
2. Составление сюжетных композиций из геометрических фигур.
3. Нанесение клея кистью на деталь.
4. Аккуратность в выполнении заданий.
Средняя группа.
1. Наклеивание готовых форм по образцу
2. Знание правил работы с ножницами.
3. Умение держать ножницы.
4. Вырезывание несложных форм путем срезания углов.
Старшая группа.
1. Разрезание по кривым и ломаным линиям.
2. Вырезывание сложных форм.
3. Оригинальность замысла, фантазия.
4. Аккуратность.
В процессе проведения занятий фиксируется уровень решения заданий каждым ребенком по всем показателям.
Уровни определялись в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностических заданий.
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Запорожца А. В., Поддъякова Н. Н., Давыдовой В. В. Задания направлены на определение особенностей освоения элементов нетрадиционных техник в аппликации.
Диагностика - вторая младшая группа.
Результаты стартовой диагностики Результаты итоговой диагностики
Высокий уровень – 5%
Выше среднего – 24%
Средний – 59%
Низкий – 12% Высокий уровень – 14%
Выше среднего – 37%
Средний – 40%
Низкий – 9%
Диагностика - средняя группа.
Результаты стартовой диагностики Результаты итоговой диагностики
Высокий уровень – 15%
Выше среднего – 38%
Средний – 39%
Низкий – 8% Высокий уровень – 16%
Выше среднего – 39%
Средний – 38%
Низкий – 7%
Диагностика - старшая группа.
Результаты стартовой диагностики Результаты итоговой диагностики
Высокий уровень – 17%
Выше среднего –43%
Средний – 37%
Низкий – 3% Высокий уровень – 25%
Выше среднего – 54%
Средний – 21%
Низкий – 0%
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Все воспитанники имеют навыки выполнения различных видов аппликации, а также используют различные нетрадиционные методы в данных работах. Проявляют интерес к самостоятельной деятельности, желание участвовать в оформлении групп. Детям нравится украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.
7. Новизна (инновационность).
Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно – эстетического развития дошкольников посредством:
• использование наряду с традиционными приёмами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности;
• взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей;
• взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса.
5. Технологичность.
В своей работе использовала следующие педагогические технологии :
• здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, пальчиковую гимнастику, самомассаж. Улучшилось психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей, в результате уровень заболеваемости дошкольников снизился;
• игровые технологии: интеллектуальные, пальчиковые и дидактические игры, пальчиковый театр и др. В результате систематического использования игровых технологий повысился темп работы в процессе образовательной деятельности, возросла активность дошкольников;
• личностно–ориентированные технологии обеспечили комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития детей, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации детей.
6. Описание основных элементов.
В совместной деятельности с детьми по аппликации мною были использованы следующие нетрадиционные техники работы.
Обрывная аппликация.
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Накладная аппликация.
Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Модульная аппликация (мозаика).
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Симметричная аппликация.
Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
Ленточная аппликация.
Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
Силуэтная аппликация.
Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
Квиллинг
Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо, также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Торцевание
Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.
Коллаж
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
Аппликация из салфеток
Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.
Гофрированная бумага
Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.
Аппликация из ткани.
Аппликация из ткани - разновидность вышивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.
7. Выводы.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что целенаправленная деятельность, проводимая в течение года, помогла в решении задачи, которую я ставила в начале своей работы: развитие фантазии, воображения, творческих способностей детей. Дети старшего дошкольного возраста умело действуют с ножницами и бумагой, составляя оригинальные композиции не только на совместных занятиях с взрослым, но и в самостоятельной деятельности. Не осталось детей с низким уровнем сформированности изобразительных умений и навыков.
Кроме того, анализируя полученные результаты, я смогла выявить особенности приобретения умений и навыков как группой в целом, так и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям.
Использование в работе с детьми подготовительной группы результатов диагностики позволит более эффективно работать с опорой на эти знания, знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Кроме того, выявление специфик формирования изобразительных умений, проявления фантазии и творчества у детей может помочь в анализе собственных возможностей работы по данному направлению.
В случае необходимости можно вносить коррективы в содержание занятий, увеличивать или сокращать их число, руководствуясь при этом такими факторами, как опыт, накопленный детьми в процессе ознакомления с окружающим миром, их знания, а также изобразительные умения и навыки.
Дети подготовительной к школе группы обладают большим запасом зрительных образов, они лучше ориентируются в пространстве, более полно воспринимают явления окружающей действительности. Процесс создания образа должен стать еще более самостоятельным.
Развивая творческую инициативу детей, необходимо предоставлять возможность самостоятельно выбирать способы изображения, тему и выразительные средства.
Таким образом, приобщив ребенка к изобразительному творчеству, я могу помочь ему самовыражаться. Путешествуя по миру прекрасного, ребенок получает не только навыки и приемы работы с изобразительными материалами, но и совершенствуется духовно, учится оценивать события жизни и явления природы, постигает чувство прекрасного. А это и есть одна из главных задач воспитания.
Эффективным условием развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности стало использование нетрадиционных техник аппликации, позволяющей детям без особых усилий создавать неповторимые образы.
Нетрадиционные приемы аппликации способствуют активизации творческого воображения у детей, развитию гибкости мышления при создании образов, усвоению детьми способов передачи свойств изображаемых предметов, совершенствованию качества своей работы, формированию изобразительного опыта. Необычность способов аппликации вызывала эмоционально-положительное отношение детей к изобразительной деятельности. Дети обретают самостоятельность и уверенность в своих возможностях.
Список используемой литературы и интернет – ресурсов.
1. Программа «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) - М., Мозаика - Синтез, 2010.
2. Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб. : КАРО, 2004.
3. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. – Ростов Н/ Д: Феникс, 2002.
4. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – М. : Академия, 2002.
https://pedlib.ru
https://maam.ru
https://eknigi.org/