Елена Шишкова
Предшкольная подготовка детей. Кружок «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Публикация «Предшкольная подготовка детей, Кружок „Скоро в школу“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Новизна программы заключается в том, что она предусматривает развитие ребенка с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики.
Основная идея работы – интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.
В основу данной программы взяты занятия и упражнения из программ:
- «Цветик-семицветик» под редакцией Н. Ю. Куражевой;
-«Психологичесский тренинг для будующих первоклассников» И. Л. Арцишевская;
- «Учимся сочувствовать, переживать» С. И. Семенака.
Цель: формирование психологической готовности к школьному обучению и положительного отношения к школе.
Задачи:
1. Развитие познавательных и психических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения)
2. Развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словестно – логического, творческого и критического мышления
3. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребёнка в мир человеческих эмоций.
4. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения.
5. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышения уверенности в себе.
6. Развитие волевой сферы – произвольности, самоорегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
7. Формирование позитивной мотивации к обучению.
Концептуальная основа:
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Рефлексивно - деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
Принцип личностно - ориентированного подхода (Г. А. Цукерман, Ш. А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).
Структура программы:
Данная программа предусмотрена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет, в рамках дошкольных образовательных учреждений.
Формы работы с детьми в рамках программы:
Групповые занятия (8-10 человек, ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики. В частности:
• 5 — 6 лет — эмоциональная сфера, коммуникативная сфера;
• 6 — 7 лет — личностная сфера, волевая сфера.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий. Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.
• Старшая группа - 1 раз в неделю (25 минут);
• Подготовительная группа – 2 раза в неделю (30 минут).
Оснащение занятий:
1. Бланки с заданиями
2. Фонотека.
3. Настольно-печатные игры.
4. Предметные игрушки.
5. Магнитная доска.
6. Краски, карандаши, фломастеры.
7. Строительный материал.
8. Интерактивная сенсорная доска
Принципы проведения занятий:
1. Системность подачи материала.
2. Наглядность обучения.
3. Цикличность построения занятий.
4. Доступность.
5. Проблемность.
6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1. Организационный этап.
Создание эмоционального настроя в группе.
Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
2. Мотивационный этап.
Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
3. Практический этап.
Подача новой информации на основе имеющихся данных;
Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.
Обработка полученных навыков на практике.
4. Рефлексивный этап.
Обобщение полученных знаний.
Подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа.
Этот вид работы включает в себя входную (в начале года) и итоговую (в конце года) диагностику (скрининг) познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в консультировании родителей.
Работа с родителями.
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме бесед, консультаций, родительских собраниях, наглядных информаций.
Ожидаемые результаты
• Достаточный уровень развития познавательных и психических процессов (внимание, память, воображение, восприятие, мышление, речь).
• Развита интеллектуальная сфера - развитие мыслительных умений.
• С развитой коммуникативной сферой, необходимой для успешного протекания процесса общения.
• Сформированной адекватной самооценкой, быть уверенным в себе.
• С развитой эмоционально-волевой сферой и сформированной позитивной мотивации к обучению в школе