Кононыхина Вероника Николаевна
Предречевое развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В развитии речи ребенка большое значение имеет доречевой период.
В этот период развивается зрительное и слуховое восприятие, формируется первая предметная и игровая деятельность, появляются гуление, лепет, возможность подражания звукам речи, развиваются первые пути довербального общения ребенка с окружающими. Малыш радостно играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекая внимание окружающих, играет со своим изображением в зеркале, ищет спрятанный предмет, предпочитает пользоваться звучащими игрушками, начинает применять предметы по их назначению — пить из чашки, есть ложкой и т. п.
Публикация «Предречевое развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
Можно выделить три этапа в развитии речи ребенка, от первых звуков до первых слов.
Первый этап. Ребенок заинтересовался предметом и тянется к нему, издавая первые звуки «а-а-а, у-у-у, гу,ду, та-та-та, да-да, ба-ба-ба, га, гу, хе». Активно жестикулирует. Слово, которым взрослый называет предмет, не вызывает у малыша интереса. Взрослому при общении с младенцем в этот момент, следует повторять за малышом эти звукосочетания, а в ответ малыш оживленно подхватывает и повторяет за взрослым. Получается «диалог». На фоне радостного оживления все голосовые реакции ребёнка становятся выразительными. Важно в этот период играть с ребёнком, используя пестушки и потешки.
Второй этап. Ребенок переключает своё внимание на взрослого. Он указывает на предмет и просит взрослого «дай» (или произносит что-то похожее). Но назвать предмет малыш не может.
Ребенка необходимо побуждать к тому, чтобы он говорил, и не опережать его действия и желания. Достаточно часто родители спешат угадать потребность ребенка и спешат эту потребность удовлетворить.
Необходимо позволить ребенку сказать слово (или его контур, чтобы получить желаемое, иначе потребности в разговоре со взрослыми у него не будет.
На третьем этапе ребенок уже прислушивается ко взрослому, смотрит на его артикуляцию, пытается подражать. Важно, чтобы при общении со взрослым, ребенок видел артикуляцию говорящего. Обращаясь к ребенку надо говорить медленно, так, чтобы он успевал следить за движением губ взрослого и соотносить это с услышанными звуками. Неоднократно повторенное взрослым слово способствует тому, что с каждым повтором у малыша получается произнести это слово узнаваемо. У него получается, он радуется и говорит еще и еще.
Эти три этапа необходимы в процессе развития речи. Пройдя их, малыш начинает активно пользоваться словами.