МААМ-картинки

Предпосылки к обученную грамотности

Kristina Anashina
Предпосылки к обученную грамотности
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема изучения, предупреждения и преодоления нарушений письменной речи у детей рассматривается с разных позиций, но прежде всего – с позиции единства двух составляющих письменную речь, изначально построенных на знаковом восприятии буквы (чтение) и её воспроизведении (письмо). Поскольку чтение и письмо по общей структуре ассоциативной цепи – процессы очень сходные, это позволяет говорить о единстве патогенетических механизмов их расстройств.

Публикация «Предпосылки к обученную грамотности» размещена в разделах

Изучение устной и письменной речи детей с ОНР с использованием системного подхода к анализу речевых нарушений впервые было осуществлено Р. Е. Левиной, которая изучала особенности формирования готовности ребенка к усвоению письма, рассматривая письменную речь как результат взаимодействующих влияний фонетики, лексики и грамматики. При этом ею было замечено, что внешняя правильность устной речи ребенка не всегда является исчерпывающим критерием подготовленности его к освоению письма, что при этом важно учитывать его опыт языковых наблюдений, сравнений, обобщений. Тем самым Р. Е. Левина определила необходимость системного комплексного подхода к изучению устной речи ребенка и обосновала значение всех компонентов речевой системы и мыслительной деятельности, необходимых для нормального процесса овладения письмом [Левина, Р. Е. ,1940].

При обучении грамоте в школе «скрытая патология» проявляется в виде разнообразных нарушений письменной речи.

Причинами могут являться различные факторы:

1) органические – когда органически повреждаются корковые зоны головного мозга, участвующие в процессе письма, или, когда созревание этих систем мозга запаздывает, нарушается их функционирование;

2) биологические – т. е. связанные с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, наследственность;

3) социальные – т. е. связанные с неблагоприятными внешними факторами: неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности [Левина, Р. Е. ,1940].

В логопедии разрабатываются методики профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Л. А. Евдокимова в качестве профилактической работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников предлагает следующие направления [Евдокимова, Л. А., 2001] :

развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа (различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов, фонем; развитие навыков звукового анализа);

формирование звуко-буквенного, фонетико-фонематического и вербального анализа;

включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций’(дифференциация гласных и согласных, звуко-буквенный анализ);

развитие мелкой моторики, графических навыков [Евдокимова, Л. А., 2001].

Для выполнения заданий по формированию звуко-буквенного, фонематического и вербального анализа, развитию мыслительной деятельности и графических навыков автором разработана специальная тетрадь, где используются задания, связанные со штриховкой, которая играет большую роль в развитии графических навыков; обведение по контурным линиям предметов, орнаментов, узоров и последующее их раскрашивание; даны задания, направленные на формирование выше перечисленных видов анализа: звуко-буквенного, фонетико-фонематического и вербального, на развитие мыслительной деятельности.

Для печатания букв автор предлагает прием, содержащий три последовательных этапа. Первый этап – аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действий (овладение отдельными элементами букв). Второй этап – синтетический – соединение отдельных элементов в целое. Третий этап – автоматизация (закрепление навыков самостоятельного печатания букв, слов, предложений). В процессе такого письма происходит соединение (синтезирование) отдельных частей буквы в единый целостный комплекс с помощью тонкоко-кординированного движения руки [Евдокимова, Л. А. ,2001].

По мнению И. В. Прищеповой успешность орфографического верного письма в значительной степени определяется направленностью усвоения правописания. Комплексный подход созданной методики предполагает параллельную работу по коррекции дизорфографии с устранением нарушений звукопроизношения, чтения и письма. На первоначальных этапах коррекционной работы автор предлагает создавать более простые предпосылки овладения орфографией школьником (зрительный гнозис (узнавание, мнезис, оптико-пространственные представления). Большое внимание автор уделяет совершенствованию таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Развиваются моторные компоненты письма, навыки чтения и каллиграфии.

И. В. Прищепова предлагает следующие методики по формированию нарушений письменной речи у старших дошкольников [Прищепова, И. В. ,2013].

1. Изучение сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи (имитации слогов с меняющимся ударением)

Известно, что умение выделять и воспроизводить местоположение ударного (акцентного) слога в слоговом ряду и определение ритмической структуры слогового ряда – важное условие для овладения орфографией. Данное умения позволит в дальнейшем усваивать речь на фонетическом, фонологическом, морфологическом и семантическом уровнях, что, в свою очередь, является основой овладения системой языковых обобщений, фонематическим и морфологическим принципами русской орфографии.

2. Исследование фонематического восприятия Процедура и инструкция. Перед ребенком поочередно раскладываются картинки на слова-квазиомонимы. Педагог называет картинки, а ребенок показывает то или иное изображение. Например: «Покажи, где крыса, а где крыша? Какая картинка передает значение слова крушить, а какая – кружить?»).

Таким образом, нарушения письма могут быть вызваны причинами как органического, так и функционального характера. Функциональные могут быть связаны как с внутренними, так и с внешними факторами, которые тормозят формирование психических процессов, принимающих активное участие в чтении и письме. Существенную роль в нарушении письменной речи играет воздействие биологических и социальных факторов.

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Планирование на Неделю финансовой грамотности с детьми 4–5 летПланирование на Неделю финансовой грамотности с детьми 4–5 лет Понедельник НОД по финансовой грамотности для дошкольников «Азбука денег». Чтение экономической сказки для детей дошкольного возраста «Хранители.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности»Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности» Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги»НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» Конспект НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» в старшей группе Цель: SSS 61482; раскрыть сущность понятия «деньги», «монета»,.

Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет.Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет. Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Хочу поделиться своей работой по формированию предпосылок к развитию речи у малышей. Всем.

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» Хочется поделиться с коллегами и родителями,которые посещают мою страничку, о том, что мы с воспитанниками начали проект по финансовой.

Консультация «Детям о финансовой грамотности»Консультация «Детям о финансовой грамотности» Помню, в детстве, мама оставила мне денег на молоко. Путь в магазин пролегал мимо стихийного базарчика, где торговали всем тем, что вырастили.

Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности»Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности» Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предпосылки к обученную грамотности
Опубликовано: 24 мая 2021 в 08:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предпосылки к обученную грамотности» (включая файлы) размещена пользователем Kristina Anashina (УИ 708467) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД