Kristina Anashina
Предпосылки к обученную грамотности
▼ Скачать +Заказ
Проблема изучения, предупреждения и преодоления нарушений письменной речи у детей рассматривается с разных позиций, но прежде всего – с позиции единства двух составляющих письменную речь, изначально построенных на знаковом восприятии буквы (чтение) и её воспроизведении (письмо). Поскольку чтение и письмо по общей структуре ассоциативной цепи – процессы очень сходные, это позволяет говорить о единстве патогенетических механизмов их расстройств.
Публикация «Предпосылки к обученную грамотности» размещена в разделах
Изучение устной и письменной речи детей с ОНР с использованием системного подхода к анализу речевых нарушений впервые было осуществлено Р. Е. Левиной, которая изучала особенности формирования готовности ребенка к усвоению письма, рассматривая письменную речь как результат взаимодействующих влияний фонетики, лексики и грамматики. При этом ею было замечено, что внешняя правильность устной речи ребенка не всегда является исчерпывающим критерием подготовленности его к освоению письма, что при этом важно учитывать его опыт языковых наблюдений, сравнений, обобщений. Тем самым Р. Е. Левина определила необходимость системного комплексного подхода к изучению устной речи ребенка и обосновала значение всех компонентов речевой системы и мыслительной деятельности, необходимых для нормального процесса овладения письмом [Левина, Р. Е. ,1940].
При обучении грамоте в школе «скрытая патология» проявляется в виде разнообразных нарушений письменной речи.
Причинами могут являться различные факторы:
1) органические – когда органически повреждаются корковые зоны головного мозга, участвующие в процессе письма, или, когда созревание этих систем мозга запаздывает, нарушается их функционирование;
2) биологические – т. е. связанные с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, наследственность;
3) социальные – т. е. связанные с неблагоприятными внешними факторами: неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности [Левина, Р. Е. ,1940].
В логопедии разрабатываются методики профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Л. А. Евдокимова в качестве профилактической работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников предлагает следующие направления [Евдокимова, Л. А., 2001] :
развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа (различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов, фонем; развитие навыков звукового анализа);
формирование звуко-буквенного, фонетико-фонематического и вербального анализа;
включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций’(дифференциация гласных и согласных, звуко-буквенный анализ);
развитие мелкой моторики, графических навыков [Евдокимова, Л. А., 2001].
Для выполнения заданий по формированию звуко-буквенного, фонематического и вербального анализа, развитию мыслительной деятельности и графических навыков автором разработана специальная тетрадь, где используются задания, связанные со штриховкой, которая играет большую роль в развитии графических навыков; обведение по контурным линиям предметов, орнаментов, узоров и последующее их раскрашивание; даны задания, направленные на формирование выше перечисленных видов анализа: звуко-буквенного, фонетико-фонематического и вербального, на развитие мыслительной деятельности.
Для печатания букв автор предлагает прием, содержащий три последовательных этапа. Первый этап – аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действий (овладение отдельными элементами букв). Второй этап – синтетический – соединение отдельных элементов в целое. Третий этап – автоматизация (закрепление навыков самостоятельного печатания букв, слов, предложений). В процессе такого письма происходит соединение (синтезирование) отдельных частей буквы в единый целостный комплекс с помощью тонкоко-кординированного движения руки [Евдокимова, Л. А. ,2001].
По мнению И. В. Прищеповой успешность орфографического верного письма в значительной степени определяется направленностью усвоения правописания. Комплексный подход созданной методики предполагает параллельную работу по коррекции дизорфографии с устранением нарушений звукопроизношения, чтения и письма. На первоначальных этапах коррекционной работы автор предлагает создавать более простые предпосылки овладения орфографией школьником (зрительный гнозис (узнавание, мнезис, оптико-пространственные представления). Большое внимание автор уделяет совершенствованию таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Развиваются моторные компоненты письма, навыки чтения и каллиграфии.
И. В. Прищепова предлагает следующие методики по формированию нарушений письменной речи у старших дошкольников [Прищепова, И. В. ,2013].
1. Изучение сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи (имитации слогов с меняющимся ударением)
Известно, что умение выделять и воспроизводить местоположение ударного (акцентного) слога в слоговом ряду и определение ритмической структуры слогового ряда – важное условие для овладения орфографией. Данное умения позволит в дальнейшем усваивать речь на фонетическом, фонологическом, морфологическом и семантическом уровнях, что, в свою очередь, является основой овладения системой языковых обобщений, фонематическим и морфологическим принципами русской орфографии.
2. Исследование фонематического восприятия Процедура и инструкция. Перед ребенком поочередно раскладываются картинки на слова-квазиомонимы. Педагог называет картинки, а ребенок показывает то или иное изображение. Например: «Покажи, где крыса, а где крыша? Какая картинка передает значение слова крушить, а какая – кружить?»).
Таким образом, нарушения письма могут быть вызваны причинами как органического, так и функционального характера. Функциональные могут быть связаны как с внутренними, так и с внешними факторами, которые тормозят формирование психических процессов, принимающих активное участие в чтении и письме. Существенную роль в нарушении письменной речи играет воздействие биологических и социальных факторов.