Анастасия Конова
Предметный мир дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у дошкольников представлений о предметном мире охватывает все стороны воспитательно-образовательного процесса и является значимой и актуальной. Познавательный интерес к предметному миру, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности.
Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.
Публикация «Предметный мир дошкольников» размещена в разделах
Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый. Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство порождает чувство уверенности, спокойствия и желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.
В любом предмете заложен социальный опыт, отражен уровень развития общества, технического прогресса. В предметах материализован многовековой опыт человечества, который предстает перед ребенком в обобщенном виде, раскрывающемся в физических и динамических свойствах, качествах и отношениях.
Средством ознакомления детей с родным краем могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении.
Ознакомление с предметным миром имеет несколько направлений неразрывно связанных с краеведением.
Содержание знаний о родном городе было условно разделено на три блока: мир природы, деятельность человека (труд, быт, праздники) и культурный облик родного города (архитектура, памятники, промышленность, народные промыслы, олицетворяющий предметный мир в более широком масштабе.
Преобразующая деятельность взрослых, их творческое начало наглядно представлены в том, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от потребности в нем людей. Модификация предметного мира человека проявляется в создании многофункциональности предметов, т. е. одной форме человек придает разные функции, облегчая пользование предметами.
Представления детей о прошлом, настоящем и будущем предметов позволяют ребенку видеть окружающий мир в динамике, временном движении и развитии. Кроме того, обращение к прошлому - одно из средств самопознания, определения своего места в мире и во времени (прошлое - настоящее - будущее, своих ценностных ориентаций.
Дидактический потенциал краеведческих знаний можно разделить на:
1) описание предшествующего социального опыта человека и человечества в бесконечном многообразии и динамике отношений, воззрений, деятельности, в многомерности и подвижности исторического времени и пространства;
2) объяснение, дающее ребенку в категориях и методах исторического анализа инструмент для постижения мира и самого себя в мире - от прошлого через настоящее к будущему.
Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком. Необходимость исторического знания для развития перспективного взгляда на окружающие предметы отметил еще Аристотель, выдвинув идею о том, что без понимания прошлого мы не можем понять и настоящего.
Предметная среда имеет в жизни ребенка огромное значение: являясь первым объектом деятельности дошкольника, она становится и одним из первых объектов познания окружающей действительности. Среда должна быть организована таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, художественно-эстетической, музыкальной, двигательной, трудовой) совместно со сверстниками и индивидуально.
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы насыщена краеведческим содержанием. В группе создан центр по краеведению, в которых находятся куклы в национальных костюмах, флаг и герб России, фотография нашего президента В. В. Путина, герб родного города, и фотографии нашего садика. В результате совместной работы с родителями были созданы семейные фотоальбомы.
Альбомы о птицах и животных нашего края, альбомы о растениях нашей области, альбом «Достопримечательности нашего города» изготавливались детьми и их родителями, а также совместно с воспитателями.
Наиболее эффективно задачи развития детей дошкольного возраста можно решать, преимущественно в игровой форме, поэтому мы вместе с детьми сделали много дидактических игр для центра краеведения. Это такие игры, как игра – ходилка «Путешествие по городу», разрезные картинки, «Кто кем работает?», «Найди дерево» «Какой цветок?», «Отгадай загадку». Так же совместно с родителями были созданы кубики «Собери картинку» с достопримечательностями Арзамаса. Игры краеведческого характера способствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, развитие логического и ассоциативного мышления, закрепление арифметического счета, поиска самостоятельного решения.
Присутствует в центрах небольшая библиотека сборников стихов о городе и разнообразная познавательная литература о Нижегородской области.
В краеведческом центре группы находится лэпбук, посвященный нашему городу. Он был изготовлен совместными усилиями детей, родителей и воспитателей.
Краеведческое содержание развивающей предметно-пространственной среды не ограничивается только уголком краеведения.
В центре творчества находятся альбомы с образцами росписей, народных игрушек, репродукциями картин известных художников своего края, а также необходимым материалом для самостоятельной работы; народные костюмы для детей, маски для разыгрывания сценок из народного фольклора, потешек, народных песенок; народные музыкальные инструменты, а также музыкальный материал (колыбельные, народные песни).
В центре физического развития есть информация о спортсменах, прославивших родной край своими достижениями в спорте, атрибуты к народным подвижным играм.
В центре познавательного развития находятся: мини-лаборатории с необходимым оборудованием и материалами для проведения опытов, образцами полезных ископаемых родного края, гербарии растений, произрастающий в нашем регионе, альбомы и книги с иллюстрациями растений и животных, а также тех, которые занесены в Красную книгу; в уголке конструирования есть схемы и макеты, знакомых детям зданий города и необходимый строительный материал для самостоятельных построек.
В игровом центре представлен материал для сюжетно –ролевых игр. На примере историй предметов посуды, мебели, одежды, туалетных принадлежностей и т. п. расширяю представления детей о том, как выглядели эти вещи в далёком прошлом, как человек, удовлетворяя свои потребности, изобретал, преобразовывал и усовершенствовал предметы для своих нужд, а идеи заимствовал у природы.
Одним из эффективных средств формирования представлений о предметном мире ребенка может являться музей в дошкольном учреждении. Музей способен обогатить ребенка впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представление о мире, поэтому современные родители стремятся к возможно более раннему приобщению детей к музею. Подмечено, что ребенок лучше усваивает материал, если создаются условия, в которых он через осязание, действия с незнакомыми ранее предметами обогащает свой опыт.
В одной из групп нашего сада есть музей «Русская изба». Музейные экспонаты помогают детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности. В нем находятся такие экспонаты как: элементы русского народного костюма (кокошники, рубахи, платки, юбки, предметы быта (вязанные половицы, корзинки, полотенца) и утвари (самовар, деревянная посуда) русской избы, народные игрушки (соломенные игрушки, матрешки, обереги, русские народные музыкальные инструменты (балалайка, свистульки, дудочки, ложки). В ней дети могут полностью погрузиться в мир своих предков. Это помогает детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности.
В любом предмете рукотворного мира заложен социальный опыт человечества, отражен уровень развития общества. Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Именно поэтому предметы рукотворного мира так важны в процессе социализации. Они обеспечивают ребенку данную возможность благодаря своим характеристикам, таким как форма, величина, цвет, материал, строение, функция, назначение, создание и преобразование, то есть признакам, которые поддаются изменениям в процессе деятельности человека. Овладевая пониманием ретроспективы вещного окружения, ребенок осознает, что человек целенаправленно изменяет предметы, делает их более удобными и полезными.
Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Она тоже является для него средством ознакомления с социальным миром. Через игрушку ребенок познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах. Техническая игрушка помогает малышу знакомиться с достижениями технической мысли, со способами управления предметами, дает представление о способности человека воздействовать на окружающий мир. Игрушка сюжетная обогащает представления детей о мире взрослых, их деятельности. Народная игрушка помогает приобщить ребенка к его национальным корням, к его народу. Таким образом, предметы, игрушки выполняют функцию средства ознакомления детей с социальной действительностью, позволяя расширять представления о мире.
Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком.
С ранних лет нужно не только учить различать, группировать вещи по их назначению, признакам, но и учить ценить вещь по тому - труду, который вложен в нее. Народ, создавая вещи, не только думает об их прямом использовании, но и стремится сделать их красивыми, иногда как подлинные предметы искусства. Детей с ранних лет нужно научить видеть в вещи красоту цвета, формы, их сочетания. Эстетическое восприятие вещи имеет очень большую ценность. У ребенка с ранних лет нужно воспитывать вкус и способность окружать себя вещами, приносящими радость, эстетическое удовольствие. Тогда вещи становятся друзьями человека, их берегут.