Валентина Коморная
Предметно-развивающая среда в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС дошкольного образования предполагают сконструировать многоуровневую, многофункциональную развивающую предметно – пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника, учитывая его возрастные особенности в дошкольном учреждении.
Публикация «Предметно-развивающая среда в старшей группе» размещена в разделах
Предметно-пространственная среда в нашей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.
Организация развивающей среды в группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Предметно-пространственная развивающая среда содержит следующие принципы:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
7. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущую роль игровой деятельности.
8. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
9. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
При переходе ребенка в старшую группу, начинает меняться его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. При оформлении группы я привлекаю своих воспитанников к созданию окружающей обстановки, спрашивая мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, стараюсь вовлекать их в сам процесс преобразований.
Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется на свежем воздухе в теплое время и в группе, где находятся индивидуальные шкафчики для детей.
Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; доска для детского творчества.
Игровой модуль обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр.
В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья, трудовые (строительство дома, доктор, школа, общественные (праздники, путешествия, содержание любимых литературных произведений и кинофильмов. Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Для сюжетно-ролевых игр в группе имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.
Важная роль в развитии ребенка отводится конструктивной деятельности. Для этого в модуле имеются конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла, напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности. Кроме самих наборов имеются разнообразные схемы-образцы построек, фотоальбомы (с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек, тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций.
Организация самостоятельной повседневной трудовой деятельности диктует необходимость создания творческих мастерских, позволяющих детям работать с тканью, деревом, бумагой, мехом и др. материалами. В трудовом модуле «Мастер» воспитанники учатся заниматься трудовой деятельностью.
Спортивный модуль обеспечивает двигательную активность и здоровье сберегающую деятельность детей. Создавая условия для реализации задач этой области в группе, мы делали акцент на охрану жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются комплексы утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна, картотеки пальчиковой и дыхательной гимнастик, профилактики плоскостопия, картотека подвижных игр, загадки о спорте, карточки и наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь. В небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки, ленты, платочки, кегли, массажные коврики и мячики. Здесь же имеется уголок здоровья, в котором находиться литература и лепбук по формированию у детей интереса к здоровому питанию и здоровому образу жизни.
Патриотический модуль способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, поселка. Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны.
«Конструктор эмоций» конструируют эмоциональные проявления людей.
Для умственного развития оформлен познавательный модуль, где находится математический уголок с раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур. Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания, игры «Числа и цифры». «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Сложи фигуру», счётные палочки и схемы к ним.
Модуль познания и экспериментирования обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей.
При организации детского экспериментирования стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, природные материалы для экспериментов с использованием технических средств.
Уголок природы обогащает представления детей о многообразии природного мира, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, приобщает детей к уходу за растениями и животными, формирует экологическую культуру.
Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними.
Литературный модуль обеспечивает литературное развитие дошкольников.
Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Книги расставлены по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т. п.).
У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Выделена учебная зона, где обстановка группы приближена к учебной среде класса : поставлены столы рядами, висит школьная доска. В будущем это в определенной степени поможет адаптироваться к учебной среде класса.
В речевом модуле для речевого развития имеются лепбуки: для развития связной речи, использование мнемотехники, серии сюжетных картинок для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры.
Имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи,
игры на звукоподражание, игры и пособия на развитие фонематического слуха.
Модуль художественно- эстетического развития обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность).
В игровой зоне располагается театрально-музыкальный уголок, стимулирующий творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления детей. В создании театра, игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) шьют воспитатели и родители. Театрально-музыкальный уголок способствует формированию интереса к театру и музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, инсценируют сказки.
Музыкальный уголок оснащен магнитофоном, детскими музыкальными инструментами.
Для эстетического развития создан уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками, трафаретами, пособиями для нетрадиционного рисования.
Модуль безопасности решает задачи: закрепить знания детей о пожарной безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, в быту. Показать на примере, к чему может привести нарушение правил дорожного движения, вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге, воспитывает грамотного пешехода.
Игровой материал и все игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа. Создавая нашу развивающую среду мы постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей
Вся созданная предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Работу по оснащению и оформлению группы мы ведем совместно с родителями воспитанников. Они идут навстречу и с удовольствием делают удобную домашнюю атмосферу в группе для своих детей.