Наталия Гудыма
Предметно-развивающая среда в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Публикация «Предметно-развивающая среда в первой младшей группе» размещена в разделах
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому проявляется интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
При оформлении в своей старшей группе развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС, я учитывала комплексирование и гибкое зонирование.
Условно в пределах пространства группы я выделила игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка.
Зона познавательного развития включает в себя дидактические и развивающие игры (где имеются пособия по развитию памяти, мышления, логики, внимания; также демонстрационный и раздаточный материал для формирования ЭМП; дидактические игры, изготовленные своими руками, пазлы, также имеется уголок природы, который содержит материал для проведения опытов ( для обследования с помощью различных анализаторов: зрительного, тактильного, слухового и пр. : шнуровки, бросовый и природный материал (шишки, ракушки, желуди, камешки, песок, глина, горох, бобы и прочие крупы, образцы различных видов семян).
Для патриотического воспитания детей в группе создан патриотический уголок, который представлен различным наглядным материалом (картинками, альбомами) о достопримечательностях города, страны, флагом РФ, портретом Президента и текстом гимна РФ, народными игрушками (кукла в русском народном костюме, матрешки).
В зоне речевого развития имеется демонстрационный материал для проведения занятий, картотека речевых игр, доступных для ежедневного использования детьми, пеналы для составления схемы слова, которые мы используем на занятиях по обучению грамоте и в вечернее время (детям очень нравится по ним заниматься). Также созданы наборы картинок, альбомов, иллюстраций по разным темам для составления детьми описательных и сюжетных рассказов по картинкам.
Зона социально-коммуникативного развития представлена уголком безопасности, который включает в себя: методическую и художественную литературу (книжки-раскладушки, детские журналы, дорожная азбука, где ярко и красочно описаны и показаны ситуации по безопасности); дидактические игры и дидактический материал (домино, лото, иллюстрации различных видов транспорта: водный, воздушный, наземный, автомобили специальных служб, своими руками был создан макет дороги, подготовлены иллюстрации по темам); атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Полиция», «Пожарные» (дорожные знаки); наборы конструкторов; папки-передвижки; инвентарь по безопасности. Для закрепления знаний по безопасности жизнедеятельности часто организуются различные мероприятия: беседы с детьми, просмотр мультфильмов, нод на соответствующую тематику.
Зона художественно-эстетического развития включает в себя уголок рисования, музыкальный уголок и уголок театрализации. В уголке рисования есть карандаши, мелки, различные трафареты, бумага для рисования (краски, кисточки, стаканы-непроливайки, пластилин, доски, цветная бумага, клей раздаются непосредственно перед началом работы). Здесь дети могут прочитать и просмотреть книги, нарисовать иллюстрации к ним. Музыкальный уголок составляют музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, разнообразные дидактические пособия. Здесь же присутствуют атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках. Уголок театрализации располагает различными видами театра, масками и шапочками сделанными совместно с родителями, самодельными куклами для мини театра
В зоне физического развития имеется инвентарь и оборудование для физической активности (мячи, скакалки, клюшки, ленточки, самодельные массажные коврики, комплексы общеразвивающих упражнений и корригирующих гимнастик, физкультминуток.
Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. В группе представлены уголки для девочек (парикмахерская, предметы женской одежды, украшения, ателье) и мальчиков (разнообразные технические игрушки, машины, конструкторы). В группе созданы и уголки, которые представляют собой полки с разнообразными видами предметов, как для мальчиков, так и для девочек (больница, магазин, семья).
Совместными с родителями усилиями организован небольшой мини-музей свечек.
Развивающая предметно-пространственная среда подобрана с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Оснащение уголков меняется в соответствии с планированием образовательного процесса. Дети принимают участие в проектировании и изменении среды.
Проведенная мной работа позволила разнообразить материальное оснащение группы. Также, реализация проектирования предметно – развивающей среды в группе, в соответствии с ФГОС помогла сделать нашу группу привлекательной для детей, они стали более инициативны, самостоятельны. Дети стали более коммуникативными, как в игровой, так и в познавательной видах деятельности, у них нет затруднений в выборе рода занятий. Подобная организация пространства создала возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности. Для меня, как воспитателя, лучшей оценкой работы является фраза ребенка: «Мама, зачем ты так рано пришла за мной, я еще не хочу идти домой!».
На прогулочном участке также создана развивающая среда, которая способствует:
- полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях;
- продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни;
- закреплению умений и знаний в рамках познавательного, эстетического развития.
Имеется веранда со скамейками, на которой также зонируется площадь для игры детей по интересам, уличное стационарное игровое оборудование: домик, столы, скамейки, веранда, - общения детей с книгой;
Также имеется песочница с песком. На прогулку выносится и оборудование для спортивных игр: мячи, обручи; предусмотрены площадки для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Автосалон».
Развивающая предметно-пространственная среда не может быть построена окончательно. При организации развивающей предметно-пространственной среды необходима сложная, многоплановая, авторская и высоко творческая деятельность участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию, что уже в настоящее время широко мною практикуется.