Светлана Торопова
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое предметно-развивающая среда или предметно-пространственная среда?
Это часть образовательной среды, которая представляет собой специально организованное пространство ДО. Под пространством подразумеваются помещения, участки, а также материалы, оборудование и инвентарь для развития и воспитания дошкольников.
Публикация «Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста по ФГОС » размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Развивающая предметно – пространственная среда – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его психического и физического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
При построении предметно-пространственной среды я учитываю возрастные и индивидуальные особенности развития детей, ориентируюсь на охрану, укрепление здоровья дошкольников и в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Основа развивающей среды в ДОО – это отношения взрослого и ребёнка.
Задача педагога – развивать дошкольника как личность.
Для этого нужно:
Помочь ребёнку чувствовать себя защищённым, доверять окружающим и радоваться всему что окружает
Сформировать у ребёнка стержень личной культуры
Развивать индивидуальность дошкольника.
Развивающая предметно-пространственная среда должна включать компоненты, которые необходимы для физического, эстетического, познавательного, речевого и социального развития детей. Эти компоненты делают детскую деятельность разнообразной и интересной. Дошкольники развиваются как коллективно, так и индивидуально. Правильно построенная предметно-развивающая среда обеспечивает социально-культурное развитие дошкольника, удовлетворяет их творческие способности и помогает в развитии других способностей. Дети становятся способнее, если постоянно совершенствуют свои навыки. Развивающая предметно – пространственная среда даёт им материалы для разнообразной деятельности, моделирует духовный и физический облик. В правильно организованной среде группы жизнь детей становится разнообразнее.
По ФГОС ДО образовательная программа детского сада должна содержать разделы по 5 областям:
-социально-коммуникативное развитие
-познавательное развитие
-речевое развитие
-художественно – эстетическое развитие
-физическое развитие
Я организую развивающую среду в группе, таким образом, чтобы в ней просматривались и решались задачи каждой образовательной области с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Развивающая среда должна формировать личные качества дошкольника. При построении развивающей среды я учитывала следующие принципы:
Принцип дистанции при общении
Чтобы наладит взаимоотношения с детьми, я провожу доверительные беседы «глаза в глаза». При общении учитываю и то, что у каждого человека свои представления о комфортной дистанции взаимодействия. Одни дети чувствуют себя лучше на более близкой дистанции, другие – на более «длинной». Но эти ситуации могут меняться в зависимости от ситуации.
При планировании развивающей среды, учитывала то, чтобы каждый ребёнок мог найти себе комфортное место с точки зрения эмоционального состояния «уголок уединения», «место для совместных встреч».
Принцип активности
Игровое пространство группы организовала таким образом, чтобы дети самостоятельно или в совместной деятельности с взрослым могли проявлять активность. Принимать участие в подвижных играх, могли организовать сюжетно-ролевые игры и другие виды деятельности.
Принцип стабильности – динамичности
Принцип компенсирования и гибкого зонирования
Пространство в группе организовано таким образом, чтобы сферы активности детей не пересекались. Дети в группе могут одновременно вести разные виды деятельности и не мешать друг другу. В этом помогут ширмы, двухсторонняя мебель.
Принцип эмоциогенности среды и индивидуального комфорта
Эмоциогенность – это способность вызывать у человека эмоции и распространять их.
Среда должна побуждать детей взаимодействовать с её различными элементами, повышать активность. Важно, чтобы дети получали от того, что их окружает, разнообразные впечатления.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в интерьере
В дошкольном возрасте дети начинают постигать основы эстетики. Необходимо разнообразить пространство звуками, цветовыми пятнами – это разбудит в детях вкус, даст возможность фантазировать.
Принцип открытости – закрытости
Среда должна быть доступной и гибкой для изменений. Она должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Обстановку необходимо менять по мере того, как дети взрослеют, у них становится больше навыков, появляются новые интересы.
Принцип учёта половых и возрастных различий
Необходимо при построении среды учитывать половые различия детей. Дать возможность мальчикам и девочкам проявить свои способности, склонности с учётом принятых эталонов мужественности и женственности.
Развивающая среда должна обладать следующими качествами
1. Содержательно-насыщенная
2. Трансформируемая
3. Полифункциональная
4. Доступная
5. Вариативная
6. Безопасная
Задача развивающей среды – сформировать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возможностей, активности и интересов.
В моей группе «Сказка» раннего возраста обозначены следующие центры:
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» - формирует потребность детей в речевом развитии, позволяет детям познать азы общения с взрослыми и сверстниками, наладить взаимоотношения.
Одна из основных задач, данной области – развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Главное чтобы она способствовала разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы детей раннего возраста как условие их успешного и гармоничного развития.
Центр игры включает в себя игры направленные на овладение предметами-орудиями, способствующие развитию ролевых игр: «Дом», игры с инструментами, игры с овощами и фруктами - «Магазин», игры по гендерным отличиям: куклы, коляски, пупсики для девочек; машинки, гаражи, инструменты – для мальчиков. Игры с предметами: посудка, «маленький повар» и др.
Центр безопасности: хоть мои малыши ещё совсем маленькие, но я уже с раннего возраста знакомлю их с помощью игр, игровых приёмов с такими понятиями как «светофор», сигналы светофора «красный», «зелёный», «жёлтый». Оформлен макет «дорога», использую также развивающие плакаты с наклейками.
Область «Познавательное развитие» - удовлетворяет потребность детей в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность, способствует развитию речи, обогащению пассивного и активного словаря.
Включает в себя центры:
«Эксперименты»: мягкая пирамидка, наполненные диски с разными крупами, вата, разноцветные помпоны, «рыбалка», лупы, песок, тесто и др.
«Сенсорный уголок» - пособия и игры, способствующие развитию сенсорных эталонов
«Центр познавай-ка»- разные вида животных, макеты: домашние животные», «Дикие животные», «Птицы».
Игры и игровые пособия «Кто, чем питается», «Чей хвост», «Мамы и детки», «Кто спрятался» и др.
Область «Речевое развитие»
Речь находится на кончиках пальцев – это всем известно. Поэтому большое значение имеет центр развития мелкой моторики, в который входят:
Игры с крупами «бассейны»
«Мягкие» бассейны
Игры с различными видами теста
Рисование на песке, манке
Игры и пособия: лабиринты, шнуровки, игры с крышками, с прищепками, бизиборды.
Центр «Мир книг»
В книжном уголке расположены книги в соответствии с возрастом детей, имеющие твёрдые страницы, музыкальные книги, книги с многоразовыми наклейками. Для того чтобы детям было удобно их отклеивать и приклеивать обратно наклейки, сделала специальные хвостики.
Сделал пособия «Кто спрятался?» - на картинки сверху приклеила салфетки, дуя на них, дети узнают, кто там спрятался. Такие игры можно использовать по разным тематикам, в соответствии с тематикой недели.
Пособие «Кубик расскажи и покажи» также можно использовать и по тематикам недель и по ознакомлению детей с животным миром, миром природы и др.
Область «Художественно – эстетическое развитие» - приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации, развивает мелкую моторику и фантазию детей. В группе есть музыкальный уголок, уголок конструирования, театральный уголок. В музыкальном уголке есть разнообразные музыкальные инструменты, инструменты сделанные родителями. В уголке по конструированию есть разные виды конструктором, которые соответствуют возрасту детей, есть конструкторы из губок, большой напольный конструктор, разные виды крупных мозаик. В театральном уголке разные виды театров, особенно детям нравится пальчиковый театр.
Область «Физическое развитие» - способствует развитию двигательной активности детей, формирует навыки здорового образа жизни. В физкультурном уголке содержится разнообразный инвентарь: дорожки здоровья, кольцебросы, маски, дуги для подлезания, ребристые коврики и дорожки, обручи, мячи, лесенка для перешагивания и др.
Для разнообразия предметно-пространственной среды игры, игровые пособия меняются в соответствии с целями и задачами, тематикой недели, индивидуальными и возрастными потребностями детей. Для заинтересованности детей одни игры убираются, а другие обновляют предметно-пространственную среду, потом снова достаются, и меняются.
Развивающая предметно – пространственная среда в дошкольной образовательной организации должна быть построена в соответствиями с требованиями ФГОС ДО. В ФГОС главное не результат, а условие. Это стандарт условий. Условия – это социальная ситуация развития ребёнка – сложившаяся система взаимодействия ребёнка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. И если условия созданы – стандарт реализован.