Лучший педагог года

Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС

Наталия Тафинцева
Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС

Предметно - развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС

Аннотация. В статье рассмотрены понятия: предметно – развивающей среды ДОО, описаны научные подходы к ее построению, определены требования ФОГОС ДО к предметно – развивающей среде, описаны закономерности ее наполнения и размещения в пространстве группы ДОО. Ключевые слова: среда, предметно – развивающая среда, дошкольная образовательная организация, оборудование и материалы предметно – развивающей среды.

Публикация «Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Задачей любой дошкольной образовательной организации выступает конструирование условий для развития и воспитания детей, сберегая их здоровье в безопасной и благоприятной среде. Важная часть этой задачи - конструирование предметно-пространственной среды, которая соответствует структурным элементам процессов воспитания и развития. Л. А. Абузярова термин «развивающая среда» трактует как «сопряжение материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических характерностей, которые обеспечивают создание жизни детей и взрослых». Цель конструирования развивающей среды – предоставить обеспечение потребностей, значимых для жизни растущей личности: биологические, социальные, душевные [2, с. 30]. Сегодня в дошкольной педагогике установились две теории развивающей среды авторов : В. А. Петровского и С. Л. Новоселовой. В теории В. А. Петровского, изучаются подходы к ее конструированию на фундаменте модели взаимодействия взрослого и ребенка, которая ориентирована на личность. Это показано в принципах конструирования развивающей среды : расстояния, взглядов на сопряжение; активности, самостоятельности, креативности; статики - движения; наполнения и пластичного зонирования; обеспечения индивидуального благополучия и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сопряжения традиционных и новых элементов в эстетической конструировании среды; открытости – замкнутости; учета гендорных и возрастных различий детей[9, с. 70]. Теория С. Л. Новоселовой, базируется на деятельностно-возрастном подходе в системе и стоит на современных взглядах о предметном характере деятельности. В фундаменте этих указаний – анализ сути предметной деятельности, ее характерностей и значения развития личности и психики. Наполнения воспитательно-образовательного процесса конструируется в прямой зависимости от сути воспитания, возраста, опыта и степени развития детей и их деятельности [8, с. 64]. Обе концепции дополняют друг друга. В одной больше раскрыт аспект цели, а в другой – сути. Требования ФГОС к предметно — развивающей среде : 1. Предметно-развивающая среда гарантия более полного проведения образовательных возможностей. 2. Все помещения детского сада, где проходит образовательный процесс, должны быть доступны для детей. 3. Дети должны свободно допускаться к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые обеспечивают все основные виды деятельности[10]. Предметно-развивающая среда конструируется так, чтобы каждый ребенок мог свободно делать, то, что ему нравится. Раскладка предметов по зонам (центрам развития) позволяет детям сочетаться по общим интересам: делать поделки, рисовать, театр, эксперимент. Обязательным в структуре предметно – развивающей среды должны присутствовать материалы, стимулирующие активность познания: развивающие игры, технические предметы и игрушки, модели, предметы для опытов и поиска- магниты, лупы, пружинки, весы, пробирки и др. ; большой выбор бросового материала для исследования, экспериментов, сбор коллекций[3, с. 88]. В составе предметно – развивающей среды должны быть материалы, которые учитывают гендерные различия, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны материалы для создания поделок из дерева, девочкам для работы с шитьем, бисером. Для творчества в игре девочкам потребуются детали женского костюма, украшения, кружева, банты, и т. п. ; мальчикам — элементы военной формы, детали доспехов и вооружения рыцарей, богатырей, техника [6, с. 64]. Развивающая предметная среда выступает главным средством конструирования личности ребенка и источником его знаний и жизненного опыта[4, c. 107]. В последнее время применяется принцип сопряжения образовательных областей при помощи предметно - развивающей среды групп и детского сада в целом, содействующий конструированию единой предметно - пространственной среды. Это значит, что для более полного развития ребенка конструируются несколько предметно — развивающих «сред» : для развития речи, математических способностей, эстетического, физического развития, которые могут трансформироваться в одну при необходимости или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, с которыми будут осуществляться манипуляции, и играть дети, на первом этапе знакомства с данной средой были не просто объектами их внимания, а средством общения с взрослыми[5, с. 76]. Конструируя предметно-развивающую среду нужно помнить : 1. Среда признана исполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое важное - она это средство развития самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2. Нужно гибко и вариативно использовать пространство. Среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн компонентов среды ориентированы на безопасность и возраст детей. 4. Элементы декора должны быть с легкостью заменяемые. 5. В каждой группе нужно определить место для детского экспериментирования. 6. Конструируя предметную среду в группе нужно учитывать закономерности развития психики, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень развития речи, а также показатели эмоционально — потребностной сферы. 7. Тоны цветов оборудования предметно – развивающей среды должны быть тёплыми и пастельными. 8. Игра ведущая деятельность дошкольников и это надо учитывать при создании предметно – развивающей среды. 9. Предметно-развивающая среда группы должна трансформироваться в зависимости от возраста детей, периоды обучения, программы образования[7, с. 58]. Значимо, что предметная среда это открытая, не замкнутая система, которая может корректироваться и развиваться. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых условиях предметный мир, который окружает ребенка, нужно пополнять и обновлять, приспосабливая к новым условиям возраста. Таким образом, конструируя предметно-развивающую среду для детей любого возраста в ДОО, нужно учитывать психологические основы продуктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику сегодняшней среды детского сада и психологические особенности возраста, на который нацелена данная среда.

Список литературы

1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда : ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. – С. 24 – 33. 2. Абузярова Л. А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. – 2017. - № 6. - С. 30-32. 3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада : Пособие для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение, 2017. - 197с. 4. Глушкова, Г. Предметная среда действительно развивающая? // Дошкольное воспитание. – 2018. - №2. – С. 107-112. 5. Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду. – 2018.-№ 5. – С. 76 – 84. 6. Гогоберидзе А. Г. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2019. - № 4. - С. 64-70. 7. Кузнецова С. В. Обновление предметно - развивающей среды // Ребенок в детском саду. – 2016. - № 4. - С. 58-62. 8. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л. Н. Павлова. 2-е изд. – М. : Айресс Пресс, 2017. — 119 с. 9. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении: Учебное пособие. - М. : Владос, 2017. – 200 с. 10. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru

Публикации по теме:

Предметно-пространственная речевая среда в подготовительной группе в соответствии ФГОС .

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС Доклад на педагогическом совете «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО» «Нет такой стороны воспитания,.

Консультация «Развивающая среда в соответствии с ФГОС» Цель: рассказать воспитателям о предметно-развивающей среде в группах согласно реализации ФГОС ДО. Согласно ФГОС ДО пространство группы.

Предметно-развивающая среда в первой младшей группе в соответствии с ФГОСПредметно-развивающая среда в первой младшей группе в соответствии с ФГОС Одно из главных направлений современного образования - обеспечение высокого уровня психического развития, познавательной, творческой и социальной.

Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС до в группе раннего возраста Какой должна быть развивающая среда в ДОУ? Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой,.

Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы по ФГОСРазвивающая предметно-пространственная среда нашей группы по ФГОС Уважаемые коллеги, позвольте познакомить вас с некоторыми аспектами организации развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОСРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС В соответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность.

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОСРазвивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной.

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе в соответствии с ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе в соответствии с ФГОС  Детский сад, это место,где дети получают свой первый опыт общения со взрослыми и сверстниками,проявляют свою индивидуальность и творчество. Вступивший.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 8 мая 2020 в 15:18
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД