Наталия Тафинцева
Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно - развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС
Аннотация. В статье рассмотрены понятия: предметно – развивающей среды ДОО, описаны научные подходы к ее построению, определены требования ФОГОС ДО к предметно – развивающей среде, описаны закономерности ее наполнения и размещения в пространстве группы ДОО. Ключевые слова: среда, предметно – развивающая среда, дошкольная образовательная организация, оборудование и материалы предметно – развивающей среды.
Публикация «Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Задачей любой дошкольной образовательной организации выступает конструирование условий для развития и воспитания детей, сберегая их здоровье в безопасной и благоприятной среде. Важная часть этой задачи - конструирование предметно-пространственной среды, которая соответствует структурным элементам процессов воспитания и развития. Л. А. Абузярова термин «развивающая среда» трактует как «сопряжение материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических характерностей, которые обеспечивают создание жизни детей и взрослых». Цель конструирования развивающей среды – предоставить обеспечение потребностей, значимых для жизни растущей личности: биологические, социальные, душевные [2, с. 30]. Сегодня в дошкольной педагогике установились две теории развивающей среды авторов : В. А. Петровского и С. Л. Новоселовой. В теории В. А. Петровского, изучаются подходы к ее конструированию на фундаменте модели взаимодействия взрослого и ребенка, которая ориентирована на личность. Это показано в принципах конструирования развивающей среды : расстояния, взглядов на сопряжение; активности, самостоятельности, креативности; статики - движения; наполнения и пластичного зонирования; обеспечения индивидуального благополучия и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сопряжения традиционных и новых элементов в эстетической конструировании среды; открытости – замкнутости; учета гендорных и возрастных различий детей[9, с. 70]. Теория С. Л. Новоселовой, базируется на деятельностно-возрастном подходе в системе и стоит на современных взглядах о предметном характере деятельности. В фундаменте этих указаний – анализ сути предметной деятельности, ее характерностей и значения развития личности и психики. Наполнения воспитательно-образовательного процесса конструируется в прямой зависимости от сути воспитания, возраста, опыта и степени развития детей и их деятельности [8, с. 64]. Обе концепции дополняют друг друга. В одной больше раскрыт аспект цели, а в другой – сути. Требования ФГОС к предметно — развивающей среде : 1. Предметно-развивающая среда гарантия более полного проведения образовательных возможностей. 2. Все помещения детского сада, где проходит образовательный процесс, должны быть доступны для детей. 3. Дети должны свободно допускаться к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые обеспечивают все основные виды деятельности[10]. Предметно-развивающая среда конструируется так, чтобы каждый ребенок мог свободно делать, то, что ему нравится. Раскладка предметов по зонам (центрам развития) позволяет детям сочетаться по общим интересам: делать поделки, рисовать, театр, эксперимент. Обязательным в структуре предметно – развивающей среды должны присутствовать материалы, стимулирующие активность познания: развивающие игры, технические предметы и игрушки, модели, предметы для опытов и поиска- магниты, лупы, пружинки, весы, пробирки и др. ; большой выбор бросового материала для исследования, экспериментов, сбор коллекций[3, с. 88]. В составе предметно – развивающей среды должны быть материалы, которые учитывают гендерные различия, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны материалы для создания поделок из дерева, девочкам для работы с шитьем, бисером. Для творчества в игре девочкам потребуются детали женского костюма, украшения, кружева, банты, и т. п. ; мальчикам — элементы военной формы, детали доспехов и вооружения рыцарей, богатырей, техника [6, с. 64]. Развивающая предметная среда выступает главным средством конструирования личности ребенка и источником его знаний и жизненного опыта[4, c. 107]. В последнее время применяется принцип сопряжения образовательных областей при помощи предметно - развивающей среды групп и детского сада в целом, содействующий конструированию единой предметно - пространственной среды. Это значит, что для более полного развития ребенка конструируются несколько предметно — развивающих «сред» : для развития речи, математических способностей, эстетического, физического развития, которые могут трансформироваться в одну при необходимости или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, с которыми будут осуществляться манипуляции, и играть дети, на первом этапе знакомства с данной средой были не просто объектами их внимания, а средством общения с взрослыми[5, с. 76]. Конструируя предметно-развивающую среду нужно помнить : 1. Среда признана исполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое важное - она это средство развития самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2. Нужно гибко и вариативно использовать пространство. Среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн компонентов среды ориентированы на безопасность и возраст детей. 4. Элементы декора должны быть с легкостью заменяемые. 5. В каждой группе нужно определить место для детского экспериментирования. 6. Конструируя предметную среду в группе нужно учитывать закономерности развития психики, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень развития речи, а также показатели эмоционально — потребностной сферы. 7. Тоны цветов оборудования предметно – развивающей среды должны быть тёплыми и пастельными. 8. Игра ведущая деятельность дошкольников и это надо учитывать при создании предметно – развивающей среды. 9. Предметно-развивающая среда группы должна трансформироваться в зависимости от возраста детей, периоды обучения, программы образования[7, с. 58]. Значимо, что предметная среда это открытая, не замкнутая система, которая может корректироваться и развиваться. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых условиях предметный мир, который окружает ребенка, нужно пополнять и обновлять, приспосабливая к новым условиям возраста. Таким образом, конструируя предметно-развивающую среду для детей любого возраста в ДОО, нужно учитывать психологические основы продуктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику сегодняшней среды детского сада и психологические особенности возраста, на который нацелена данная среда.
Список литературы
1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда : ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. – С. 24 – 33. 2. Абузярова Л. А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. – 2017. - № 6. - С. 30-32. 3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада : Пособие для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение, 2017. - 197с. 4. Глушкова, Г. Предметная среда действительно развивающая? // Дошкольное воспитание. – 2018. - №2. – С. 107-112. 5. Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду. – 2018.-№ 5. – С. 76 – 84. 6. Гогоберидзе А. Г. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2019. - № 4. - С. 64-70. 7. Кузнецова С. В. Обновление предметно - развивающей среды // Ребенок в детском саду. – 2016. - № 4. - С. 58-62. 8. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л. Н. Павлова. 2-е изд. – М. : Айресс Пресс, 2017. — 119 с. 9. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении: Учебное пособие. - М. : Владос, 2017. – 200 с. 10. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru