Любовь Шляпцева
Предметно-развивающая среда по художественно-эстетическому развитию в разных возрастных группах.
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда по художественно-эстетическому развитию в разных возрастных группах.
Детский сад - особое учреждение, это практически второй дом для его работников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие, чтобы все в нем чувствовали себя комфортно, испытывали положительные эмоции. Поэтому огромное внимание в своей работе необходимо уделять предметно-развивающей среде, особенно ее развивающему характеру. Необходимо обогатить такими элементами, которые стимулируют познавательную, творческую активность детей. Содержание оборудования и материалов должны отвечать определенному возрасту. Их размещение, планировка должны иметь свободный доступ и возможность работать с материалами не только там, где он находится, но и возможность его перемещения в зависимости от желания детей (на столе, полу, стене, в подвешенном состоянии).
Публикация «Предметно-развивающая среда по художественно-эстетическому развитию в разных возрастных группах,» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Уголок творчества и ИЗО
- Темочки
Предметно-развивающая среда должна позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке воспитателя. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности детей. Организация развивающей среды построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Инновационный подход к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции как образовательных областей, определенных ФГОС, так и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.
• Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком "глаза в глаза", которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, доска, мольберты на уровне глаз детей и др.).
• Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.
• Принцип стабильности - динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.
• Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
• Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.
• Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.
• Принцип открытости - закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.
• Принцип "половых и возрастных различий" как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности. Создавая развивающую среду, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также требования и нормы СанПиН. Столы с регулируемыми ножками. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей. Доска, мольберты находятся на уровне глаз детей.
Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-развивающей среды, обладающей разносторонними потенциалами активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность, с целью формирования интеллектуальных, творческих, личностных, физических качеств; познавательной, социальной, художественно-эстетической мотивации к развитию самореализации.
Театрализованный центр - важный объект предметно-развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Воспитательная возможность театрализованной деятельности широка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется звуковая культура речи, её интонационный строй, исполняя свою соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном изъяснении. В театрализованный центр необходимо включить разные объекты. Наряду с уголком "Играем в театр", "Наряжайка", можно оборудовать уголок эмоционально-волевого развития, который способствует эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов. Подобная организация пространства дает возможность приблизиться к позиции ребенка.
В уголке "Играем в театр" можно расположить различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, перчаточный, плоскостной; реквизит для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей; набор кукол, ширма для кукольного театра.
Рядом можно расположить яркий, веселый уголок "Наряжайка", где можно нарядиться в любимых сказочных героев, что развивает творчество детей. В сказочном сундучке можно расположить нарядные вещи, шляпы с широкими полями, юбки, платки, брюки.
Большое зеркало привлекает внимание детей. Все это создает радостное настроение и желание примерить на себе интересный образ.
Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей необходимо учесть интересы мальчиков и девочек, подобрать различные атрибуты для инсценировок разных сказок (полоролевых).
Для полноценного музыкального развития ребенка недостаточно занятий с педагогом по музыке. Детям необходимо предоставить возможность научиться самостоятельно играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально-дедактических игр. Для достижения этой цели необходимо разнообразить музыкальный уголок в группе.
Основное содержание музыкального центра должны составлять разнообразные музыкальные пособия. В первую очередь - это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбираются с учетом возраста детей и последовательностью ознакомления с тем или иным инструментом во время музыкальных занятий. Музыкальные игрушки, чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. При желании музыкальный уголок можно отгородить ширмой, которая легко убирается.
Зона для самостоятельного музицирования должна быть мобильна, то есть дети могут перемещать ее по своему усмотрению.
"Центр изобразительного творчества". В группе необходимо создать пространство для творческой деятельности детей (столы, мобильный уголок художника, стулья, мольберты, магнитные доски, фланелеграф).
Для активизации интереса к деятельности материалы необходимо расположить на уровне глаз детей, эстетически привлекательно. Можно использовать традиционные красящие материалы: гуашь, восковые мелки, карандаши, фломастеры, ориентированные на недостаточное развитие технических умений и позволяющие создавать интересные работы. Их способ расположения и систематизации (в коробках, на полках) облегчает детям начало деятельности.
Для развития художественно-эстетического восприятия Центр изобразительного творчества необходимо оснастить предметами народного искусства (по 3-4 предмета разных народных промыслов - Дымково, Хохлома, Городец: барышни, тройки, кони).
В Центре можно разместить детские книги. Используем иллюстрации таких авторов, как Е. Чарушин, В. Конашевич, А. Пахомов и др., соответствующих возрастным возможностям детей, предусмотрено по 2-3 книги одного автора. В Центре могут находится книги разного назначения (книги-игрушки, книги-раскраски и т. п., формата (книги-малышки, книги формата А4). Для активизации интереса к книге (иллюстрации) можно организовывать выставки книг согласно осваиваемой теме. Использовать репродукции живописных произведений с точной передачей колорита подлинника, по сюжету соответствующих опыту детей (натюрморты с изображением цветов, фруктов, знакомых предметов).
Для центра творчества отводится самое светлое место в группе. Ребенок смотрит в окно и сразу может на мольберте нарисовать удивительный пейзаж.
В доступном для детей пространстве необходимо расположить многообразие изобразительных материалов; это не только карандаши и различная бумага, но и восковые, и акварельные мелки; гуашевые краски и фломастеры; пластилин и формочки для лепнины; ткани и нитки; печатки, проволочные и деревянные модели.
Лучше если в группе предусмотреть наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмы выполнения работ, образцы альбомов по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству, музей народных игрушек.
Дети нуждаются в позитивной оценке результатов деятельности (которая носит в большей степени мотивирующий характер). Поэтому в центре можно оборудовать место для организации индивидуальных выставок, коллективных и совместных работ с родителями.
Расположение центра должно быть рассчитано на одновременное пребывание небольшой подгруппы, которая во время работы может обменяться мнением и опытом. При организации центра необходимо учесть интересы мальчиков и девочек (раскраски, трафареты, различные материалы, дидактические пособия).
Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, раскрашивая, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги, изготавливая поделки из ниток, рассматривая репродукции картин, портреты художников, детское творчество.
Художественно-эстетическое развитие предполагает близость к жизни, музыке, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.