Ольга Дунаева
Предметно-развивающая среда для экспериментирования в детском саду в младшей группе
Уголок экспериментирования в младшей группе
Предметно – развивающая среда для младшей группы направлена на формирование у детей элементарных обследовательских действий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и предметами окружающего мира. В младшей группе в силу особенностей психического развития ребенка 3-4 лет стоит отказаться от экспериментов, приводящих к сложным логическим выводам. Наблюдение свойств различных предметов и веществ – наиболее доступная познавательная деятельность для детей этого возраста.
Публикация «Предметно-развивающая среда для экспериментирования в детском саду в младшей группе» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Укомплектуйте экспериментальный уголок в детском саду в младшей группе контейнерами с семенами (тыквы, подсолнечника, кедрового ореха, фасоли, крупами (гречкой, рисом, манной крупой и проч., песком, сахаром, солью; на примере круп, погрузив в них руки, пересыпая из контейнера в контейнер, дети могут изучить такое свойство, как сыпучесть. Воспитатель может дать задание вылущить семечко тыквы или подсолнечника, изучить различия, затем показать воспитанникам фотографии тыквы в разрезе и цветок подсолнечника с семенами. Игры с песком развивают наблюдательность ребенка, воспитатель дает возможность детям поиграть с песком, пересыпать его руками, совком (стоит задать вопросы детям: как легче собрать песочек – пальцами, горстью, совочком, попробовать сделать куличики из сухого песка, затем намочить его, посмотреть, как теперь строятся куличики. Также хорошей идеей будет растворить соль и сахар в воде, предложить малышам попробовать ее на вкус, описать, как различаются вкусы, вспомнить, какая еда на завтрак и обед была сладкой, а какая соленой. Картинки и книги желательно выбирать с познавательными иллюстрациями, например, с крупным планом жука, бабочки, наглядным объяснением, какие осадки идут летом, какие – зимой и т. п.
Центр «Мы познаём мир»
1. Стол с ёмкостями для воды и песка и рабочей поверхностью из пластика. 2. Резиновый коврик. 3. Халаты, нарукавники. 4. Природный материал: песок, глина, вода, камушки, ракушки, различные плоды, пух, перья. 5. Пищевые красители. 6. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки. 7. Игрушки для игры с водой. 8. Несколько комнатных растений. 9. Лейки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватели. 10. Игра «Времена года». 11. Пуговицы, шнурки, нитки, скорлупа орехов, вата, бумага разных сортов.
Уголок экспериментирования в средней группе
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Экспериментальный уголок в средней группе также стоит укомплектовать семенами растений. Опыты с семенами крайне интересны для детей среднего детсадовского возраста. Можно провести эксперимент с проращиванием семян: поместить семечки подсолнечника или гороха в миску под влажную марлю, через несколько дней оценить, насколько они проросли, осмотреть ростки, рассказать детям о том, как сажают сельскохозяйственные культуры, показать картинки с полями подсолнечника, пшеницы. В летнее время можно посадить горох на грядках и наблюдать за развитием растений. Кроме этого, целесообразно разместить в экспериментальном уголке в детском саду песочные часы, лупу, зеркальца. С помощью песочных часов воспитатель объяснит ребятам, как можно измерять время, что такое минута, стоит поиграть в игру «что можно сделать за минуту?»; с помощью лупы в зимнее время можно рассмотреть снежинку на рукаве, изучить характеристики снега – сыпучесть, холод при прикосновении, его способность к таянию. Зеркальцами ребята попробуют пускать солнечные зайчики; книги о солнце и иллюстрации, изображающие преломление солнечных лучей, станут хорошим дополнением к объяснениям воспитателя.
Центр «Мы познаём мир»
1. Стол для проведения экспериментов. 2. Халаты, нарукавники. 3. Природный материал: песок, глина, фасоль, горох, вода, камни, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья. 4.Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки. 5. Игрушки для игры с водой. 6. Лейки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватели. 7. Контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов. 8. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок). 9. Увеличительное стекло. 10. Игрушечные весы. 11. Комнатные растения с указателями. 12. Алгоритм ухода за растениями. 13. Журнал опытов.
Уголок экспериментирования в старшей и подготовительной группах
Работа по экспериментированию с детьми старшей группы направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и явлений. Для детей старшего дошкольного возраста уголок экспериментирования в ДОУ стоит дополнительно оснастить пробирками с некоторыми химическими веществами – например, йодом, марганцовкой, спиртом, а также пипетками и шприцами (без игл). С их помощью можно провести простейшие опыты, которые будут интересны дошкольнику, например, опыт с картошкой и йодом. Нужно набрать в шприц или пипетку немного йода и капнуть на разрезанную картофелину, осмотреть, как поменялся цвет йода с рыжего на темно-синий, объяснить детям, что цвет меняется из-за крахмала в картофеле. Стоит дать ребятам задание провести такой эксперимент по возможности дома с яблоком, сметаной, бананом, крахмальным порошком. Кроме этого, будет полезно разместить контейнеры с различными видами грунта – глиной, землей, песком, камнями, рассказать воспитанникам о видах почв, сопроводить свой рассказ иллюстрациями, освещающими разные типы природных ландшафтов. Интересным дополнением экспериментального уголка в детском саду может стать муравьиная ферма, сейчас продаются необычные конфигурации муравьиных ферм с прозрачным гелем. Воспитанникам будет крайне интересно и познавательно наблюдать за строительством муравьиной колонии.
Центр «Маленькие почемучки» (старшая группа)
1. Стол для экспериментирования. Резиновый коврик. 2. Халаты, передники, нарукавники. 3. Природный материал: песок, глина, фасоль, минералы, разная по составу земля, кора деревьев, мох, листья, горох, вода, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья и т. д. 4. Комнатные растения с указателями. 5. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки. 6. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок, горох, манка, мука). 7. Стеллаж для пособий и оборудования. 8. Микроскоп, лупы. 9. Песочные часы, безмен. 10. Технические материалы (болты, гайки, гвозди). 11. Вспомогательные материалы (нитки, колбы, вата, марля, шприцы без игл).
12. Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов. 13. Календарь природы. 14. Лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы.
Центр «Групповая мини – лаборатория» (подготовительная группа)
1. Стол для экспериментирования. Резиновый коврик. 2. Халаты, передники, нарукавники. 3. Природный материал: песок, глина, фасоль, минералы, разная по составу земля, кора деревьев, мох, листья, горох, вода, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья и т. д. 4. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок, горох, манка, мука, крахмал). 5. Пищевые красители. 6. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки. 7. Микроскоп, лупы. 8. Песочные часы, безмен. 9. Технические материалы (болты, гайки, гвозди). 10. Вспомогательные материалы (нитки, колбы, вата, марля, шприцы без игл) 11. Лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы. 12. Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов. 13. Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов, календарь природы, календарь погоды. 14. Комнатные растения с указателями по программе, алгоритм ухода за комнатными растениями. 15. Настольно – печатные игры для формирования первичных, естественнонаучных представлений.