Люция Махмутова
Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния.
Нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира»
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально-организованным пространством (помещениями, участниками и т. д., материалами, оборудованием и инвентарём для развития ребёнка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Темочки:
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда должна ОБЕСПЕЧИВАТЬ :
возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей раннего возраста; во всей группе и в малых группах)
возможность двигательной активности
возможности для уединения
реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
НАСЫЩЕННОСТЬ среды (разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в здании
и на участке) должна соответствовать :
возрастным возможностям детей
содержанию программы
ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости :
от образовательной ситуации
от меняющих интересов детей
от возможностей детей
ПОЛУФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ материалов предполагает :
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды
(детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)
наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. Природные материалы, предметы-заместители)
БЕЗОПАСНОСТЬ среды :
соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности. Т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларация соответствия
ВАРИАТИВНОСТЬ среды предполагает :
наличие различных пространств для конструирования, уединения и т. д. ;
разнообразных материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детей;
периодическую сменяемость игрового материала;
появление новых предметов, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей;
ДОСТУПНОСТЬ среды предполагает :
доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
Создавая развивающую предметно-пространственную среду необходимо помнить :
среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функцию. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка;
необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка;
форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей;
элементы декора должны быть легко сменяемыми;
в каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности;
организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития. Показатели их здоровья, психологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития. А так же показатели эмоциональной сферы;
цветовая палитра должна быть представлена тепловыми, пастельными тонами;
при создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности;
развивающая предметно-пространственная среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.