Папки-передвижки

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС. Принципы построения РППС с учетом возрастных особенностей детей

Юлия Ефремова
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС. Принципы построения РППС с учетом возрастных особенностей детей
▼ Скачать + Заказать документы

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ

СЛАЙД 1

Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

СЛАЙД 2

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС, Принципы построения Рппс с учетом возрастных особенностей детей» размещена в разделах

Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-пространственной среды ребенок чувствует уверенность в себе, проявляет самостоятельность, творчество.

Елизавета Ивановна Тихеева — известный российский педагог говорила: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

СЛАЙД 3

Вопрос создания предметно-пространственной среды для нашего дошкольного учреждения является не менее важным и актуальным. С целью реализации требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде, в ДОУ разработан план мероприятий по его введению, в котором запланирована работа коллектива по преобразованию среды и приведения ее в соответствие с требованиями стандарта.

СЛАЙД 4

На первом этапе нашей работы по преобразованию РППС были изучены и выделены следующие требования ФГОС, которыми в своей деятельности должны руководствоваться педагоги ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

1. содержательно насыщенной;

2. трансформируемой;

3. полифункциональной;

4. вариативной;

5. доступной;

6. безопасной.

СЛАЙД 5

Мы выделили принципы построения РППС с учетом возрастных особенностей детей:

РППС в младшем дошкольном возрасте

• Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.

• При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии.

• Обогащение сенсорного опыта детей.

СЛАЙД 6

РППС в среднем дошкольном возрасте

• Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие коммуникативных навыков.

• Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Этот возраст – пик развития сюжетно-ролевой игры. Ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими

• Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать

СЛАЙД 7

РППС в старшем дошкольном возрасте

• В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. У детей изменяется психологическая позиция: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

• Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Таким образом, на основании вышеперечисленных требований, педагогами проведен анализ РППС своих групп. Были составлены протоколы анализа состояния РППС по каждой группе и видам деятельности. В ходе проведения данной работы использовались следующие методы:

Сравнение (в процессе экспертизы устанавливалось соответствие с требованиями стандарта).

Системный подход (детализация изучаемого материала).

Обобщение (выделение главных факторов, от которых зависят результаты работы).

На основании результатов анализа были выделены основные вопросы:

• Что надо изменить?

• Что можно оставить или взять за основу в дальнейшем формировании среды?

• Что бы хотелось в идеале?

• Где найти средства?

• Кто нам поможет?

Второй этап – проектный. На каждой возрастной группе был разработан проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды. Данные проекты были представлены на педсовете ДОУ.

Третий этап – практический. Это непосредственное создание среды в группах с привлечением родителей воспитанников.

Я не буду полностью описывать среду наших групп. Остановлюсь лишь на некоторых ее элементах с учетом требований.

СЛАЙД 8

Полифункциональность возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.

СЛАЙД 9, 10, 11

Ширмы – этот модуль используется уже давно в практике ДОУ. Но, в основном, для театрализованных игр. Наши ширмы используются детьми для разнообразных сюжетно-ролевых игр. Съемные карманы, полотнища определяют сюжет новой игры.

СЛАЙД 12

Столы-домики. Все мы знаем, что дети любят устраивать игры в «домике» под столом. Эта ситуация известна всем мамам. И мы не упустили такую возможность – создать игровое пространство, как дома.

СЛАЙД 13

Трансформируемость предметно-пространственной среды подразумевает возможность её изменения в зависимости от образовательной ситуации.

Напольные шахматы, ковровые панно по дорожному движению позволяют трансформировать среду группы от желания детей.

А так же мы приобрели на каждую группу мольберты, которые можно использовать в разнообразной деятельности (обучение на занятиях, индивидуальная работа, творческая индивидуальная деятельность детей).

СЛАЙД 14

Макеты-трансформеры позволяют моделировать пространство группы. Данные макеты не занимают много места в группе, если они не нужны в данный момент. Сборная конструкция легко помещается в углу группы за шкафом.

СЛАЙД 15

Вариативность среды предполагает:

наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

СЛАЙД 16

В этом году помещение групп мы разграничили не только с помощью шкафов, столов и мольбертов. В подсобном помещении находились ящики от детских столов. Мы их сняли, т. к. по всем параметрам антропометрии эти ящички не давали возможности правильной установки столов (мешали, давили на коленки). Надо было их как-то использовать. И вот в группах появились так называемые комодики. В ящиках хранится материал по ИЗО, экспериментальной деятельности, атрибуты сюжетно-ролевых игр. Площадь комода используется тоже в зависимости от темы.

СЛАЙД 17

В группах оформлены центры по ознакомлению с окружающим. В них проходит основная деятельность по реализации детско-взрослых проектов, тематические выставки. В подготовительной группе в виде мини-музея.

СЛАЙД 18

Так же в каждой группе есть уголок уединения и «Банк ребячьих ценностей».

Одним из главных требований к развивающей среде детского сада является доступность. Все игровые материалы, пособия находятся в свободном доступе для детей. В каждой группе есть свой порядок и внутренние правила использования того или иного материала или пособия. Конечно, очень важно не только сделать всё доступным, но и помочь детям правильно и рационально это использовать.

В заключении хочется сказать, что нам ещё много предстоит сделать, усовершенствовать, изучить… Какие хорошие глаголы - они стимулируют к мечтам, к действиям, к цели. А она у нас одна – здоровый, счастливый талантливый ребёнок, которого мы должны отправить по новым ступеням образования.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ по ФГОСРазвивающая предметно-пространственная среда ДОУ по ФГОС «Развивающая предметно-пространственная среда» Подготовила воспитатель: Матвеева Е. Ю. Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос.

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния. Нет способности, которая не находилась.

Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда с учетом ФГОС» 1. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную,.

Описание развивающей предметно-пространственной среды с учетом возрастных особенностей детей старшей группыОписание развивающей предметно-пространственной среды с учетом возрастных особенностей детей старшей группы Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающаяся предметно – пространственная среда, созданная в соответствии.

Предметно пространственная развивающая среда в группе в соответствии ФГОС ДО. .

Презентация «Предметно-развивающая среда в группе с учетом введения ФГОС» Презентация «Предметно –развивающая среда в группе с учетом введения ФГОС» Предметно –развивающая среда в группе с учетом введения ФГОС.

Презентация «Предметно –развивающая среда в группе с учетом введения ФГОС» Предметно –развивающая среда в группе с учетом введения ФГОС ДО Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние,.

Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала ДОУ в соответствии с ФГОС» Развивающая предметно – пространственная среда физкультурного зала в соответствии ФГОС ДО Подготовила: инструктор по физическому воспитанию.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как средство развития индивидуальных особенностей дошкольниковРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как средство развития индивидуальных особенностей дошкольников Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе ДОУ. Приёмную комнату в нашей группе мы постарались сделать красивой и уютной.

Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС доРазвивающая предметно-пространственная среда по ФГОС до ФГОС ДО появился в нашей детсадовской жизни пару лет назад. Сначала мы с коллегами обнаружили, что вся жизнь наших дошколят разбита по 9-ти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС. Принципы построения РППС с учетом возрастных особенностей детей
Опубликовано: 28 января 2018 в 14:25
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС. Принципы построения РППС с учетом возрастных особенностей детей» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ефремова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД