Елена Токарчук
Предметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинета
▼ Скачать + Заказать документы
Составители: учителя-логопеды МБДОУ №104 Токарчук Е. В, Матвеева У. А.
Логопедический кабинет - специально организованная пространственно-речевая среда, для проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальный занятий, а также самостоятельной деятельности детей, имеющих нарушения речи.
Публикация «Предметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинета» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Основное назначение логопедического кабинета – создание благоприятных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевым недоразвитием.
Предметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинета выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.
Организуя предметную среду кабинета, мы руководствовались следующими принципами:
1. доступность (материал для самостоятельных игр детей расположен на нижних полках шкафов);
2. системность (весь материал систематизирован по тематикам, составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования);
3. здоровьесбережение (кабинет светлый, стены окрашены в спокойный персиковый цвет; площадь кабинета 16м2, имеется пожарная сигнализация);
4. учет возрастных особенностей (наглядно – методические материалы и игры подобраны с учетом возраста детей группы);
5. мобильность (дидактические пособия, планшеты меняются в зависимости от возраста детей, программы обучения, снимаются и переносятся);
6. вариативность (пособия многовариантны);
7. эстетичность представленных пособий.
Структура логопедического кабинета :
• Предметно-развивающая среда;
• Методическое обеспечение;
• Организационно-методическая документация;
• Информационный блок.
1. Предметно-развивающая среда :
• Зона для индивидуальной работы с детьми.
Цель: создание условий для проведения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми.
Предметная среда в этой зоне постоянно меняется в зависимости возраста и речевых потребностей детей, периода обучения, от изучения лексических тем. Здесь располагаются большое зеркало, набор логопедических зондов и инструментов для постановки звуков, песочные часы и дидактический материалы.
• Учебная зона.
Цель: создание условий для проведения специально организованных фронтальных и подгрупповых занятий с детьми по коррекции речи.
Это пространство оборудовано магнитной доской, комплектом цветных магнитов, указкой; стендом «Страна букв»; этажеркой с раздаточным материалом для детей; учебными столами и стульчиками.
• Зона самостоятельной деятельности детей.
Цель: провоцирование возникновения и развития познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций и чувств.
Эта зона представлена сменными игрушками на развитие диафрагмально-речевого дыхания; сменными предметами для развития мелкой мускулатуры пальцев рук и конструктивного праксиса, настольные игры.
• Зона релаксации.
Цель: создание условий позволяющих ребёнку расслабиться, отдохнуть, побыть наедине с самим собой.
Эта зона оборудована песочным столом, игрушками, магнитофоном.
• Зона ТСО.
Цель: обеспечение коррекционно - образовательного процесса вспомогательными средствами обучения с целью улучшения качества.
В ней имеется: компьютер с дисками «Игры для тигры», «Баба Яга учится читать»; микрофон, диски со сказками и популярными детскими песенками.
2. Методическое обеспечение:
• справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии;
• материалы по обследованию речи детей;
• методическая литература по коррекции звукопроизношения;
• методическая литература по преодолению нарушений речи (ОНР, моторная алалия, дизартрия);
• учебно-методическая литература по обучению грамоте.
Пособия и материалы для упражнений, направленных на развитие мыслительной и речевой деятельности.
Разделы Дидактические игры и пособия
Развитие словесно-логического, абстрактного мышления, разных видов памяти, различных видов внимания, зрительного и слухового восприятия.
«Почтовый ящик», набор геометрических фигур, счетные палочки, «Что перепутал художник», карточки с заданиями по развитию мышления, воображения, таблицы «Путаница», «Кто внимательный?» «Пословица шутят».
Игры: «Загадки бабушки осени», «Любимое время года», «Найди ошибки», «Особый путь зубрежки», «Неназванные предметы», «Исправь ошибки», «Развлекалки», «Летающие тарелки», «Строительный материал, «Загадайка». Головоломка «Угадайка». Карточки для работы с деформированными текстами.
Формирование звукопроизношения. Профили артикуляций звуков (альбом-схема, фотоальбом, картинки по артикуляционной гимнастике).
Предметные и сюжетные картинки на автоматизацию и дифференциацию звуков, лото в картинках, аудиозаписи, слоговые таблицы, речевые лото, парные картинки, перфокарты на каждый звук.
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза Набор звучащих предметов, «сигнальные» карточки, схемы слов для определения позиции в слове, схемы предложений, «звуковые» часы, «звуковая» линейка.
Игры: «Ромашка», «Солнышко», перфокарты, «Логопедическое лото». Таблицы: «Покорение вершин», «Закончите слово», «Буква потерялась», «Слово рассыпалось», «Лесенка», «Наборщик», «Изографы», «Ребусы», карточки с загадками на определённые звуки и буквы.
Формирование лексико-грамматического строя речи Предметные картинки по темам : «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Метель», «Транспорт», «Посуда», «Головные уборы», «Продукты питания», «Семья», «Профессии», «Времена года».
Игры на развитие словообразования, тематические лото. Перфокарты на вставку слов в предложениях. Игры: «Исправь ошибку», «Когда это бывает», «Сложи слово». Лото: «Синонимы», «Антонимы».
Развитие связной речи Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, наборы предметных картинок и игрушек для составления описательных рассказов. Сборники: «Забавные истории», «Рассказы в картинках».
Развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса Мозаика, наборы бус и пластмассовых шариков, шнуровки, трафареты, спички, картинки с упражнениями по пальчиковой гимнастике, су-джок массажеры, массажные мячики, сухой бассейн, песочный стол, игры с прищепками.
Развитие диафрагмально – речевого дыхания дудочки, гармошки, мыльные пузыри, трубочки, бабочки, вертушки.
Обучение грамоте азбука, дидактические игры и пособия, звуковички, пеналы по звуко-буквенному анализу, стенд «Страна букв», папки букв и слогов
3. Организационно-методическая документация.
1. Нормативно-правовая документация.
- Закон РФ «Об образовании».
- Конвенция о правах ребёнка.
- Должностная инструкция.
- Инструкция по охране жизни и здоровья детей.
2. Текущая документация
- Перспективный план организации коррекционно-педагогической работы на учебный год.
- График работы учителя-логопеда.
- Журнал учёта посещаемости.
3. Документация диагностического блока
-Индивидуальные речевые карты.
- Речевой профиль группы (общая ведомость).
3. Документация блока планирования коррекционной работы
- Календарно – тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий.
- Список детей речевой группы.
- Сетка занятий.
- План индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
4. Документация консультативно-методического блока
работы учителя-логопеда
- План работы учителя-логопеда с педагогами.
- Текущие консультации (собрания, семинары, беседы, открытые занятия, мастер-классы) для педагогического коллектива.
- План работы учителя-логопеда с родителями.
- Плановые консультации (собрания, семинары, беседы, открытые занятия, мастер-классы) для родителей.
- Рекомендуемые темы родительских собраний.
- Рекомендуемые темы для родительских консультаций.
- Анкеты для родителей.
- Журнал учёта индивидуального консультирования родителей.
- Тетрадь взаимодействия с воспитателями.
- Годовой отчет о проделанной работе
4. Информационный блок.
Располагается в приёмных групп. Содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, сменную информацию по различным видам нарушений речи, занимательные упражнения и другие необходимые рекомендации логопеда, содержит расписание подгрупповых и индивидуальных занятий, а так же выставки детских работ, направленные на закрепление и активизацию полученных знаний на занятиях.