Марина Серпова
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Преданья старины красивой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области «Познание»
Преданья старины красивой
Программное содержание:
1. расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях;
2. закреплять знания старинных русских имён;
3. обогащать словарный запас;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы „Преданья старины красивой“» размещена в разделах
4. воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, народным играм, русскому фольклору.
5. Развивать у ребенка чувство расположения, симпатии к близким людям, сочувствие к их переживаниям.
Предварительная работа :
- чтение русских народных сказок, былин;
- рассматривание иллюстраций;
- слушание русских народных песен, колыбельных;
- индивидуальная работа с детьми “Моё известное имя”;
- беседы по ознакомлению “Русская изба”, “Предметы русской старины”
- организация и проведение с детьми русских народных игр.
Ход
Здравствуйте ребята! А знаете ли вы, как здоровались по русскому старинному обычаю?
(кланялись, прижав руку к сердцу, показ).
Давайте попробуем и мы так поздороваться.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в наше прошлое. Ну, что же, в путь!
Динамическая пауза:
Мы шагаем по сугробам.
По сугробам белолобым,
Подними повыше ногу,
Покажи другим дорогу!
Ну, вот мы и пришли! (Дети проходят в зону «изба»)
Это русская изба. Издавна избы строили с низким дверным проемом, чтобы при входе в избу наклонялся (кланялся) дому, его хозяевам.
А хозяин, всегда встречал дорогого гостя с хлебом и солью. Каравай хлеба клали на чистое, вышитое вручную полотенце, которое хранилось специально для такого случая.
Самой главной в русской избе была печь. Клали печи – печники. Их специально приглашали в дом, угощали. Если печнику что-то было не по нраву или хозяева его чем-то обижали, он мог сложить печь так, что она не давала тепла, не грела, коптила. Это было большое горе для хозяев, так как печь была единственным источником тепла и главной кормилицей.
В печи всегда стоял чугунок, в нём варили еду. А чтобы не обжечь руки, вынимая из печи, использовали ухват. Посмотрите как это делали. (демонстрация)
Чугунок ставили посреди стола, вся семья усаживалась вокруг него. Есть начинали по старшинству.
А семьи были большими, и последнему едва хватало.
В семьях на Руси всегда было много детей – 6, 8, а иногда и 12 ребятишек у одних родителей.
В богатых семьях за детьми присматривали няньки, кормилицы. В крестьянских семьях дети большую часть времени проводили с родителями. В тёплое время года все они от мала до велика, выходили в поле, старшие с малых лет помогали родителям косить траву, убирать хлеб и пасти скот.
Давным-давно на Руси существовали обычаи: когда рождался ребенок и его первый раз купали, то в таз с водой клали уголёк, зернышки и монетки.
Клали уголёк и говорили - привыкай к домашнему теплу.
Клали зернышко и говорили - будь всегда сыт.
Клали монетки и говорили - будь всегда богат.
При рождении каждому ребенку придумывалось имя.
А какие старинные русские имена вы знаете? (Иван, Дарья, Василиса, Платон, Ульяна…и т. д.) Каждое имя всегда что-то обозначало.
А вы знаете, что обозначает ваше имя? (Ответы детей).
Мы растем, и имя наше растёт. А вы знаете, как вырастит ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими? (Дети называют свои имена маленькие – большие).
Молодцы!
А теперь послушайте детские стишки-дразнилки про имена.
Про мальчиков
Петька-мошенник
Украл квашенник,
Бабка увидала,
Тестом закидала.
Толька-молька,
Жарена фасолька,
Номер девятый,
Только пузатый.
Про девочек
Ульянка едет на быке,
Березиночка в руке.
Березиночка упала,
Быку ноженьку сломала.
Дунька-пышка
На улицу вышла,
На кочку села,
Комарика съела.
Как в наши дни, так и в давние времена дети всегда любили играть в куклы. Куклам придавалось большое значение, и в них могли играть не только девочки, но и мальчики, до тех пор, пока не начинали носить портки (штаны).
Обычно кукол выстругивали из дерева или вязали из тряпок, а из шерсти ей плели косу, в которую вплетали ленту (показ кукол).
А теперь давайте отдохнём и поиграем в настоящую старинную русскую игру “Ворон”.
Ой, ребята, та-ра-ра.
На горе стоит гора
А на той горе дубок
А на дубе воронок
Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)
В позолоченных серьгах (показывают серьги)
Черный ворон на дубу (показывают крылья)
Он играет во трубу (показывают игру на трубе)
Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)
Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)
Да (поднимают и опускают руки).
Молодцы! Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Вы узнали что-то новое о своём имени, познакомились с некоторыми старинными обычаями, играми. Что вам запомнилось, что понравилось?