Надежда Лаптева
Правовое воспитание несовершеннолетних
▼ Скачать + Заказать документы
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Правовая безграмотность - одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Наши социологические исследования показали, что только единицы воспитанников могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства.
Публикация «Правовое воспитание несовершеннолетних» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Воспитанники не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом, и многие поступки не только не допустимы с точки зрения нравственности, но и влекут за собой ответственность по закону.
Правовое воспитание воздействует не только на сознание, но и на определенную сторону поведения людей. Сознание и поступки людей находятся в единстве и взаимообусловленности.
Поскольку поведение человека в нормальных условиях совершается на основе сознательно принимаемых решений, от уровня сознания, интеллектуального и эмоционального развития человека в решающей степени зависит его поведение.
Сознание также формируется только в процессе активной социальной деятельности. Это позволяет говорить о едином понятии культуры сознания и поведения, культуры человеческих отношений.
Работа по воспитанию правовой культуры способствует не только предупреждению правонарушений, но и формирует у подростков твердые моральные принципы, понимание и принятие норм общества.
Начиная работу по формированию правовой культуры, мы обратили внимание на следующие аспекты:
• молодежь необходимо, прежде всего, учить основам демократии, так как она не знакома не только со своими обязанностями, но и правами; не знает, что такое свобода, личность, правовое государство;
• правовые нормы неотрывны от представлений о добре и зле, о красивом и безобразном, о созидательном и разрушительном. И, следовательно, должна прослеживаться тесная связь правового воспитания с нравственным и эстетическим;
• о законе нужно говорить увлекательно. Сухая информация не доходит ни до ума, ни до сердца людей. Учитывая возрастные особенности подростков, мы используем различные творческие формы для их правового просвещения.
Прежде всего, работа по формированию правовой культуры ведется в СП «Детский дом» не эпизодически, а представляет собой систему. Создание подобной системы имеет несколько этапов:
1. Диагностический, в котором идет изучение состояния вопроса. Дается характеристика подростков, анализ качественного состава правонарушений подростков.
2. Поисковый определяются пути решения выявленных проблем.
3. Деятельный: анализируются полученные результаты и способы решения проблем.
Проведенная диагностика среди воспитанников позволила получить целостную картину для плана индивидуальной коррекционной работы с каждым воспитанником и взаимодействия с педагогами колледжа.
Поисковый этап позволил определить пути решения проблем:
а) первый путь включил в себя осуществление различных форм правовой пропаганды (правовой лекторий, интересные встречи).
б) второй путь - повышение правовой культуры педагогов (ИМС, МК по воспитательной работе).
Деятельный этап:
В работе с воспитанниками обращаем внимание на сознательное отношение к выполнению Правил проживания в общежитии, Устава колледжа, нетерпимость к нарушителям дисциплины.
Продолжается формирование личной ответственности за свои поступки, за свое поведение перед обществом.
Воспитанники получают общие представления о законах РФ, об основных правах и обязанностях граждан. Разъясняются правила поведения в общественных местах, умение их соблюдать.
Правовые положения и факты более глубоко связываются подростками с событиями реальной жизни.
На базе усвоенных правовых знаний воспитанники овладевают умениями и навыками использования этих знаний для оценки поведения людей.
Правовое просвещение является подлинно воспитывающим, имеет четко выраженную профилактическую направленность, является важнейшим фактором предупреждения антиобщественных проявлений.
По правовому воспитанию используем специальные педагогические методы стимулирования правоохранительной деятельности.
В разнообразных формах воспитательного воздействия на подростков важное значение имеет вовлечение их в те или иные игровые и творческие мероприятия.
Это:
• Недели правовых знаний, которые позволяют закрепить у воспитанников устойчивую и осознанную потребность в правовом поведении, выработать негативное отношение к употреблению наркотических и токсических веществ, воспитать уважительное отношение к закону;
• Мероприятия: "Наркотикам - НЕТ";
• Мероприятия по правовой тематике "Человек и закон", ", устные журналы "Закон и мы", часы размышления "У опасной черты";
• постоянная работа Совета профилактики с "трудными" обучающимися;
• встречи с работниками правоохранительных органов и т. д.
Таким образом, на основании данной работы можно сделать вывод о необходимости организации систематической работы по формированию правовой культуры воспитанников.
Правовое воспитание призвано сформировать у обучающихся современное правовое мышление, помочь новому поколению молодежи войти в жизнь более терпимыми, миролюбивыми, свободными от идеологического максимализма и фанатизма.
Необходимо способствовать развитию у воспитанников гражданской и социальной ответственности, формировать аналитическое восприятие мира, умение вырабатывать собственную точку зрения на политические, экономические, правовые явления и процессы.