Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Правовое воспитание дошкольников»

Наталья Егорова
Консультация для педагогов «Правовое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

«Правовое воспитание дошкольников» Содержание:

1. Понятие «Право». Нормативные основы защиты прав детей.

2. Конвенция о правах ребенка как один из важнейших международных документов в области защиты прав детей.

3. Особенности приобщения дошкольников к правовой культуре.

Публикация «Консультация для педагогов „Правовое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

4. Средства и методы правового образования дошкольников.

5. Работа с родителями.

1. Понятие «Право». Нормативные основы защиты прав детей.

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Правовая воспитанность — комплексное качество личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольника глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, которое отвечает требованиям общества.

Наиболее же значимым событием было принятие в 1923 г. Советом неправительственной организации Международный союз спасения детей Декларации «О правах ребенка» (Женевская декларация, где впервые была сформулирована и запечатлена мысль о необходимости особой защиты детей «ввиду их физической и умственной незрелости», что в дальнейшем повторялось во всех последующих документах.

Созданной Организацией Объединенных Наций (ООН) в 1945 году была разработана и принята «Всеобщая декларация прав человека», в которой провозглашены и сформулированы все основополагающие для человеческой семьи права и свободы, взаимоотношения личности и государства.

«Всеобщая декларация прав человека» послужила развитию и принятию международных документов, в которых особое внимание было направлено на необходимость ограждения самых слабых – стариков, женщин и детей – от напастей войны. Были приняты такие правовые акты как: Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г и др.

Необходимость разработки мер по охране прав детей, в силу их физической и умственной незрелости, потребовала выделения особого направления. Так, был создан Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, который осуществляет международную защиту прав ребенка по нескольким направлениям:

• деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка;

• создание специального контрольного органа по защите прав ребенка;

• содействие приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами;

• международной помощи через Детский фонд ООН;

• особое место в деятельности ЮНИСЕФ занимает нормотворческая деятельность.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей, относятся:

1. Декларация прав ребенка (1959);

2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

2. Конвенция о правах ребенка как один из важнейших международных документов в области защиты прав детей.

Декларация 1959 г. послужила основой для подготовки Конвенции «О правах ребенка», которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20ноября 1989 г.

В данном документе ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. В Конвенции охватывается весь спектр прав человека – гражданских, политических, экономических, социальных, культурных; закрепляется право ребенка на активную роль в процессе своего собственного развития, на выражение своего мнения и на то, чтобы его учитывали при принятии решений, касающихся его жизни.

В Конвенции признается главенствующая роль семьи и родителей в уходе и в обеспечении их защиты, а также обязанность государства помогать им в выполнении этих задач. Важным принципом Конвенции является отсутствие дискриминации; дети пользуются своими правами без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения.

Таким образом, все государства, присоединившихся к Конвенции, берут на себя обязательство перейти от простой моральной поддержки детства к конкретным мерам, способным серьезно улучшить положение маленьких граждан. Основные права ребенка в Конвенции по сути повторяют права взрослого по Всеобщей декларации прав человека.

3. Особенности приобщения дошкольников к нравственно-правовой культуре

Правовая культура включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных, жизненных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нравственно-правовые нормы.

Дошкольники только начинают осваивать азы нравственно-правовой культуры. Ознакомление с правами носит пропедевтический характер и готовит ребенка к усвоению демократических ценностей и прав человека в дальнейшем.

Детям-дошкольникам доступны лишь самые общие представления о своих правах и свободах, закрепленных в международных и государственных документах, а также способы их реализации в различных жизненных ситуациях.

Это ставит перед педагогами дошкольных учреждений такие задачи:

• помочь ребенку понять и осмыслить свои элементарные права;

• формировать чувство самоуважения, уважения к собственным правам и правам других людей;

• развивать стремление ребенка реализовывать свои права, не нарушая прав окружающих его людей.

Решению этих задач способствует правовое воспитание и обучение правам человека.

Прежде чем познакомить ребенка с правами, его надо подвести к осознанию себя как личности, полноценного члена общества, пониманию своей индивидуальности и человеческого достоинства.

Правовое воспитание дошкольника начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Только уважающий самого себя и свои права человек способен по-настоящему уважать других людей и их права. Поэтому в дошкольном учреждении и семье необходимо создать атмосферу признания индивидуальности ребенка, уважения его личности, а самому ребенку предоставить возможность реализовывать свои человеческие прав.

Он должен владеть свободой выбора, проявлять активность, инициативность, самостоятельность, иметь возможность высказывать собственное мнение, проявлять уважительное отношение к мнению других, уметь оказывать помощь и принимать ее. Без этого не могут развиваться такие необходимые каждому человеку гражданские качества, как активность, самостоятельность, решительность, ответственность.

Воспитание в духе прав человека направлено на формирование у ребенка чувства справедливости, всеобщего равенства прав и возможностей. Поэтому недопустимы несправедливость, меры воздействия, принижающие человеческое достоинство детей, нарушающие их право быть любимыми, равными среди других.

Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами.

Детям доступны такие четыре группы прав:

1. Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.

2. Права на развитие, образование, отдых и досуг.

3. Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.

4. Права на свободу слова, мысли и деятельности.

Знакомство детей с их правами целесообразно осуществлять в двух направлениях: «Я мои права», «Я и права других людей». Это способствует пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: «Мои права – это мои возможности, мои свободы», «Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека».

Правовое воспитание и образование ребенка гармонично сочетается с его гражданским, нравственным, трудовым и воспитанием.

Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности.

Воспитание гражданина, активно участвующего в жизни общества, предполагает знакомство с правом на образование, приобретение профессии по своему выбору, правом на труд.

Ознакомление с правами человека способствует нравственному становлению личности ребенка, формированию этических представлений, гуманных чувств и взаимоотношений, помогает привить уважение к себе и другим людям. Знакомясь с правами, дети учатся считаться с мнением и интересами других людей (право на собственное мнение, защищать слабых (право на особую защиту, справедливо разрешать возникающие споры и конфликты, адекватно оценивать свои действия и поступки.

Сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. В процессе ознакомления с правами дети узнают об ответственности за свое здоровье, необходимости его беречь и укреплять, осваивать способы оздоровления и безопасного поведения.

Необходимо также помнить, что формирование начал нравственно-правовой культуры у детей во многом зависит от общей социально-правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов и родителей, а также эффективности средств и методов первоначального правового образования.

4. Средства и методы правового образования дошкольников.

Главными путями реализации задачи повышения уровня правовой культуры дошкольников являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями; традиционные праздники, концерты; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми.

Все эти мероприятия дают детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно - игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности.

Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность.

Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Детям можно предложить понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своих сверстников, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети могут представить, что они уменьшились в размерах до муравья. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьем, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.

Приемы драматизации помогут поупражнять детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ «театральный инстинкт» — стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это поможет острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.

Дети чувствуют экологическую значимость заботливого отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова — это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.

Все разделы работы должны быть взаимосвязаны и дополнять друг друга. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.

5. Работа с родителями.

Права едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить права ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность нарушения прав, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам правового поведения.

Принципы успешного взаимодействия педагогов и семьи

• принцип системно-организованного подхода;

• принцип последовательности в воспитании;

• принцип непрерывности и целостности;

• принцип доступности;

• принцип сознательности и активности;

• принцип единого подхода детского сада и семьи к воспитанию и обучению детей;

• принцип демократизации и гуманизации всех процессов воспитания и обучения детей в детском саду и семье;

• принцип адресного подхода в формировании права;

• принцип психологической комфортности;

• принцип личностно-ориентированный.

Все эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Формы и методы работы с родителями.

Можно использовать следующие формы работы с родителями:

• анкетирование;

• родительские собрания;

• индивидуальные и групповые консультации;

• информационные стенды;

• фотовыставки;

• папки – передвижки и памятки для родителей;

• праздники и досуги;

• тематические развлечения с детьми и родителями;

• распространение положительного опыта воспитания детей в семье;

• посещение семей;

• участие родителей в создании предметно – развивающей среды групп и детского сада.

Особое внимание нужно уделить взаимодействию с неблагополучными семьями и семьями, относящимися к группе «риска»: многодетными, неполными, малообеспеченными.

Таким образом, идеи педагогической культуры, задачи воспитания и обучения родителей, их роль в решении семейных и социальных проблем общества, которые связаны с воспитанием детей, помогут преодолеть неуверенность в своих силах; улучшить воспитание детей посредством гуманизации их жизнедеятельности; снизить и упредить отрицательные явления. Задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.

Заключение.

Необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних обусловлена, прежде всего, их физической и умственной незрелостью, потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования.

Для обеспечения будущего, обществу необходимо здоровое развитие детей.

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, охрану и укрепление здоровья, право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития.

Литература:

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М., — 2001, — 234 с.

2. Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г. Мн. – «Беларусь», 1998. – 15 с.

3. Доронова Т. Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье //Дошкольное воспитание, — №8, — 2001, — С. 6-9

4. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников/ под ред. Р. С. Буре. — М, — 1997, — 145 с.

5. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка /Авт. -сост. : Е. В. Соловьева, Т. А. Данилова, Т. С. Лагода, Н. М. Степина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004. – 88 с.

6. Козлова С. А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. – М., — 2000, — 188 с.

7. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ЮНИСЭФ Детский Фонд ООН – 28 с.

8. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М, — 1986, — 88 с.

9. Усачев А. Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: «Ангстрем», 1993. – 84 с.

из опыта работы Егоровой Н. Ю. – старшего воспитателя МАДОУ № 117

Публикации по теме:

Фотоотчет «Правовое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Правовое воспитание дошкольников» 0 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвящённый принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребёнка. Этот.

Консультация для педагогов ДОУ «Экологическое воспитание в детском саду» «Всё хорошее в людях –из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем; Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Консультация для педагогов «Гендерное воспитание дошкольников» «Всевышний сотворил человека Единым, но, разгневавшись на него, разрубил на две половинки (мужчина и женщина). С тех пор, они, такие разные,.

Консультация для педагогов на тему «Воспитание способности к логическому мышлению» Консультация для педагогов на тему: Воспитание способности к логическому мышлению Составила: Катаева Е. С. Условно выделяют три вида мышления,.

Консультация для педагогов «С чего начинается гендерное воспитание» Гендерное воспитание – это целенаправленный, организованный процесс формирования социокультурных механизмов конструирования мужских и женских.

Консультация для педагогов «Воспитание детей через художественное слово» «Воспитание детей через художественное слово» (из опыта работы) Воспитатель: Ворвулева Людмила Николаевна Художественная литература сопровождает.

Консультация для педагогов «Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность» Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность (из опыта работы) В настоящее время перед обществом необычайно.

Круглый стол с родителями на тему «Правовое воспитание дошкольников» Положение детей в России в начале XXI века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства.

Конспект занятия «Правовое воспитание дошкольников» Игра «Где права взрослых, а где детей» Задачи: познакомить детей с их правами; воспитывать чувство ответственности и заботы об окружающем.

Проект «Правовое воспитание дошкольников» Проект «Правовое воспитание дошкольников» Подготовили: Грачева Е. В, Виноградова Ю. Н. Паспорт проекта Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Правовое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 14:40
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Правовое воспитание дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Егорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД