Ольга Алексеевна Молодых
Семинар «Правовое образование в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар
«ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ»
Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ.
Задачи:
1. Расширение знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребёнка;
2. Обогащение практических умений педагогов, позволяющих устанавливать позитивное взаимодействие с детьми и родителями;
3. Знакомство с современными исследованиями в области воспитания и обучения, по правому воспитанию.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
4. Закрепить знания педагогов основных статей Конвенции о правах ребёнка.
5. Научить профессионально оценивать педагогические ситуации по защите прав ребёнка.
6. Развивать у участников инициативу, творчество при выполнении заданий.
Ход семинара
I. Вводная часть.
1. Актуальность.
2. Международные документы о правах ребёнка.
II. Основная часть. (практическая)
1. Игра «Своя игра»
2. Игра «Без слов»
3. «Правовой цветок»
Просмотр видео «Злой лук»
III. Подведение итогов семинара.
I. Вводная часть.
Тема нашего семинара – «Правовое образование в ДОУ»
Мы надеемся, что выбранная форма проведения будет интересна и вы станете активными участниками обсуждения.
1. Актуальность.
Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребёнка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т. д. –это необходимое условие гармоничного существования современного человека. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, ребенок верит в любовь, силу, доброту взрослых. К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей.
С наступлением XXI века во всем мире эта проблема особенно остра: социально - экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка. Поэтому были приняты решения о принятии международных документов по правам ребенка.
2. Международные документы о правах ребёнка.
К основным международным документам, касающимся прав детей, относятся:
-Декларация прав ребёнка (1959,
-Конвенция ООН о правах ребёнка (1989,
-Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Декларация прав ребёнка является международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер.
Декларация является смысловой основой для другого важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребёнка. В Конвенции впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на : воспитание развитие защиту активное участие в жизни общества. Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Уважаемые коллеги! Уча других, учись и сам! Трудно опровергнуть данное высказывание. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать свои права, соблюдать и защищать их от посягательств. В противном случае чему мы можем научить других, не обладая знаниями сами…
II. Основная часть.
1. Игра «Своя игра» (фрагмент)
Я предлагаю вашему вниманию небольшую игру. Перед вами экран, разбитый на секторы по определённым темам. Каждая тема включает в себя несколько квадратов с вопросами.
Правила игры, следующие:
Играют две команды. Они выбирают, пользуясь таблицей на экране, тему вопроса и его стоимость.
• Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей флажок.
• В случае верного ответа команде засчитывается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса.
• Если дан неверный ответ, то сумма снимается со счета команды, и право ответа на этот вопрос переходит другой команде.
Слайд 3. Название «Своя игра»
Слайд 4. категории
Конвенция 5 10 15 20 25
Права ребенка 5 10 15 20 25
Семья 5 10 15 20 25
Сказки 5 10 15 20 25
Слайд 5. Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 44-ой сессией Генеральной Ассамблеи ООН?
Слайд 6. конвенция о правах ребенка
Слайд 7. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т. д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?
а) таких различий нет
б) национальная принадлежность
в) состояние здоровья.
Слайд 8. Ответ- таких различий нет
Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.
Слайд 9. ООН считает человека ребенком от рождения до:
а) 14 лет
б) 16 лет
в) 18 лет
г) 19 лет
Слайд 10. Ответ - 18 лет
3. Игра «Без слов» Каждая команда выбирает карточку с определённым правилом. Вам нужно будет изобразить её при помощи мимики и жестов для другой команды. 2-я команда должна отгадать и объяснить, о каком праве идёт речь. За названное право – 5 баллов
Карточки для каждой команды:
• Ребенок имеет право на семью.
• Ребенок имеет право на получение образования.
• Ребенок имеет право на имя и гражданство.
• Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
• Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.
• Ребенок имеет право на отдых и досуг.
3. «Правовой цветок»
Послушайте и посмотрите историю этого цветочка. (Показ слайдов)
--- Рос этот цветок в необычном саду, сказочной страны «Правдилии». Жители этой страны: люди, звери, насекомые. Все они ухаживали за цветком, относились к нему по особенному, трепетно. Берегли его, потому что это был «цветок Счастья». У «цветка Счастья» были необычные лепестки, на обратной стороне которых были написаны правила (права). Именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И было бы все хорошо, если бы…
- Однажды над страной нависла черная-пречерная туча, налетел злой холодный ветер, и все жители Правдилии попрятались кто куда, чтобы переждать ненастье. А когда стих ветер, и туча уплыла, то все были удивлены тем, что на «цветке счастья» не осталось ни одного лепестка. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки и надеются на то, что кто-нибудь им поможет отыскать их.
Сейчас на экране будут показаны картинки с изображением, ваша задача как можно быстрее поднять флажок и разгадать, что это за лепесток и какое на нём право, после будут предложены музыкальные композиции, которые также прячут какое-то право. Посмотрев картинки и послушав музыкальные композиции, командам нужно будет, кто быстрей разгадать, что за право и приклеить лепесток к плакату. (За каждый правильный ответ 5 баллов, той команде, которая быстрее всех ответила.)
Каждый ребёнок должен знать свои права, быть юридически грамотным гражданином. Воспитатели, весь педагогический коллектив детского сада являются основными участниками правового воспитания детей. В д/с для решения задачи по правовому воспитанию дошкольников, создаётся план работы, включающий в себя работу с родителями и детьми: проведение бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по данной тематике, создание банка данных семей воспитанников ДОУ, социального паспорта ДОУ, оформление наглядно –информационных стендов в группах, анкетирование родителей, проведение консультаций и педсоветов по этой теме, выставки детских и семейных работ. Ведущей деятельностью является совместная деятельность взрослого и ребёнка.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.
В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, используются сказки, стихи, пословицы, поговорки. При этом необходимо обратить внимание, что знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, что может привести к обсуждению положительных героев и оправданию злодеев.
Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдёт своего отражения в семье. Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, в психическом и физическом благополучии ребёнка. Если между ребёнком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя не любимыми и очень страдают от этого в статье 18 (п. 1) закона «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного, и интеллектуального развития ребёнка в раннем и дошкольном возрастах. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию.
Просмотр видео- презентации «Злой лук» :
Если ребенок чувствует любовь, добро, принятие, уважение, интерес к нему, то он позитивно запоминает то, что происходит и говорится вокруг, он формируется как личность!
• Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. (Макаренко А. С.)
• Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
(Макаренко А. С.)
IV. Подведение итогов семинара.
Обсуждения семинара.
Награждение команд
Раздача буклетов.
Спасибо за внимание!
Приложение
Протокол игр семинара «Права ребенка!»
№ п/п Название конкурса Количество баллов
1 «Своя игра» (за каждый правильный ответ команде балл соответствующий заданию)
2 «Без слов» (за правильно названное право – 5 баллов)
3 «Правовой цветок» (За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов)