Папки-передвижки

Правовое образование как аспект социальной культуры ребенка

Елена Плаксина
Правовое образование как аспект социальной культуры ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Необходимость правового обучения и воспитания как важного компонента социально-гуманитарного образования личности обусловлена задачами формирования правовой культуры школьников, их правовой грамотности, практических навыков в сфере права. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит задачу перехода на практико-ориентированное образование. Процесс обучения понимается не только как усвоение знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения социального опыта через деятельность. При характеристике задач предмета «Обществознание» во ФГОС ООО подчеркивается, что необходимо «формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами…».

Публикация «Правовое образование как аспект социальной культуры ребенка» размещена в разделах

Правовая компетенция обучающихся, формируемая в процессе правовой подготовки, представляет собой комплексную характеристику, интеграцию в себе не только знаний, но и формируются навыки, способности, ценностные установки, индивидуальные способы поведения обучающихся, освоение способов и приобретение опыта деятельности, необходимого в ежедневной жизни. В структуре правовой компетентности выделяются три компонента: когнитивный (знание Конституции РФ, Международных документов о правах человека, Законов РФ, прав человека, прав ребенка, правовых терминов и понятий, деятельностный (участие в деятельности общественных организаций, в гражданских, семейных трудовых и других правоотношениях) и мотивационный (проявление отношения к закону, праву, правовым поступкам взрослых и сверстников, правонарушениям и преступлениям, преступникам).

Изучение предмета «Право» в рамках социально-экономического профиля (10-11 классы) влияет на поведение обучающихся, предупреждает правонарушения, особенно это касается «трудных и проблемных» детей.

Для правового образования важным условием является социальная практика : деятельность детской общественной организации, социальное проектирование, деловые игры, социальное партнерство с общественными и государственными организациями – продуктивные формы правового образования. Включение в обсуждение и решение социально-правовых проблем лицея способно сформировать у них социальную ответственность, самостоятельность, критичность мышления. Старшеклассники приобретают умения использования нормы права при решении не только учебных задач, но и жизненных ситуаций. Таким образом, правовое образование в старшей школе направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой компетентности, необходимой для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе : гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя.

Социально-правовая активность личности неотрывна от государственно-правовой среды как сферы общественной жизни.

Поэтому формирование правовой активности посредством современных технологий должно осуществляться в рамках школьного правового пространства.

Несомненно, новизной правового образования является отказ от традиционных нормативных установок в пользу центрального подхода к праву, к деятельному освоению правовых механизмов, средств и способов действия.

Критерием отбора правового содержания стала практичность, востребованность, применимость приобретаемых каждым обучающимся правовых знаний и умений в реальной жизни.

Велика и воспитательная функция права, его роль в развитии личности, формировании мировоззрения, позитивных социальных установок, поведенческих навыков.

Правоведческий курс ориентирован на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и критерии, характеризовать основные правовые институты, механизмы процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства и права; различать виды судопроизводства, полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры, а также порядок рассмотрения споров в сфере отношений, регулированных правом.

Правовая подготовка школьников - это специально ориентированная воспитательная система, обеспечивающая социализацию личности школьника на основе их положительной мотивации и стимулирования познавательной деятельности обучающихся.

Практическую направленность курса права определяют ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически ориентированные к возрастным особенностям школьника. В их числе проблемы взаимоотношений права и государства, правонарушения и юридическая ответственность; конституционное, гражданское, семейное, трудовое право, административное, уголовное и другие отрасли права.

Познавательная правовая активность обучающихся – важнейшее условие осуществления процесса учения. Без активности школьника процесс обучения не будет результативным.

Большую роль будет играть и добровольность обучения. Обучающийся сам должен прийти в необходимости правового образования, выбрать соответствующий профиль в системе профильного образования.

В процессе правового образования личность усваивает определенные ценности, которые весьма значимы в обществе.

Современные технологии обучения по учебному предмету «Право» прямо связаны с формированием правовой активности личности. Современная система педагогических технологий правового образования характеризуется в пользу личностно - ориентированной педагогики.

Ведущая роль образования заключается в создании условий для обучения и совершенствования знаний, умений, навыков каждого школьника с опорой на принципы уровневой дифференциации, в том числе учет их индивидуальных особенностей и способностей.

Новизна в правовом образовании носит относительный характер.

Часто методические приемы вовсе не являются новыми. Это «хорошо» забытые педагогические методики, которые использовались ранее, используются сейчас, а также те, которые необычны для российского образования, но заимствованы за рубежом.

Основная задача моя, как учителя, в процессе правового обучения – сделать так, чтобы старшеклассники сами почувствовали, что учебный предмет «Право» имеет непосредственное отношение к их жизни, осознали ответственность, которая связана с правами, научились уважать права других людей, умели решать конфликты в повседневной жизни.

На уроках права необходимо инициировать самостоятельную активность обучающихся, выраженную в определенной форме работы.

В процессе изучения новой темы целесообразно предлагать старшеклассникам небольшие вопросы, проблемы для обсуждения. Алгоритм ответа нужно пояснить школьникам заранее.

Необходимо выбрать такие работы, которые позволят обучающимся, пережить ситуации реализации своих прав, заставляют задуматься над проблемами прав человека в отношениях между гражданами и государством, учат детей общаться друг с другом, решать конфликты, возникающие вследствие противоречий между правами и интересами людей в обществе, создают в классе атмосферу равноправия и уважения, без которой говорить о правах человека просто бессмысленно.

Активные методы обучения позволяют формировать и поддержать устойчивый интерес ребёнка к праву. Под активными методами обучения подразумевают – различные виды индивидуальной, парной, групповой работы. Проведение деловых, имитационных, сюжетных ролевых и других игр, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы, психотехнические игры и упражнения, дискуссии, рисунки, коллажи, комиксы, плакаты, составление схем и прочие необходимые для обеспечения серьезной мотивации обучающихся на дальнейшее обучение.

Среди разнообразных направлений развития новых педагогических технологий, способствующих формирования общей культуры школьников, наиболее эффективными методами правового образования являются обучение в сотрудничестве, метод анализа конкретных ситуаций, метод проектов, «портфолио ученика», разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Определенную популярность завоевала методика мозгового штурма, используемая тогда, когда нужно предложить как можно больше вариантов разрешения проблемы. При этом необходимо:

- четко сформулировать правовую проблему;

- подготовить материал для записи всех предложений по решению проблемы;

-выбрать ведущего;

- дать каждому возможность свободно высказаться;

- все предложения записываются.

Не проводить мозговой штурм более 10 – 15 минут.

Далее обсуждаются выдвинутые решения, объединяются сходные идеи, отбираются те, которые носят реалистический характер. Предложения должны быть ранжированы в порядке их приоритета. Последнюю процедуру можно выполнить путем голосования.

Особое внимание я хотела бы уделить современному методу – учебной дискуссии. В педагогическом смысле дискуссия – это метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения, исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений обучающимися. Дискуссия используется как метод развития критического мышления обучающихся, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности старшеклассников.

В основу любой дискуссии положена проблема, выбор которой определяется актуальностью, злободневностью, с одной стороны, и удобством и уместностью для учебного процесса, с другой стороны. Формулировка проблемы, её анализ, поиск путей решения происходят в ходе группового обсуждения, результатом которого должно стать формулирование выводов, их обсуждение, проверка, возможно даже достижение окончательного единственного решения.

Обучение приёмам ведения дискуссии с реальным или предполагаемым оппонентом, умению понять и встать на его место, признать или корректно отвергнуть мнение оппонента – это способствует развитию толерантного мышления и качеств.

Во-первых, перед обучающимися ставится «живая» проблема – анализ правовой ситуации, в которую они сами могут попасть.

Во-вторых, сбор и анализ материала, на основе которого обучающиеся смогут самостоятельно, в группе найти выход из сложившейся ситуации.

Так, в старшей школе была проведена дискуссия «Трудовые права несовершеннолетних : закон и реальность». Во время дискуссии обучающиеся работали с правовыми документами и анализировали конкретные жизненные ситуации. Тема дискуссии была сформулирована старшеклассниками, так как многие из них летом работали и столкнулись с необходимостью отстаивания своих прав.

Чем привлекателен метод дискуссии?

Цели дискуссии:

• ознакомление с новым материалом через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний, углубленное усвоение, творческое переосмысление контроль усвоения знаний;

• обучение взаимодействию в группе, совместной поисковой деятельности и ролевой деятельности;

• освоение мыслительных умений (определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения, анализировать ситуацию, умение задавать вопросы, умение оппонировать, умение перерабатывать информацию для изложения).

Дискуссии помогают сформировать у обучающихся правовые компетенции, обеспечивающие им успешность в обществе; способности строить собственное поведение в рамках имеющихся свобод, прав и обязанностей; способности к теоретическому анализу правовых ситуаций.

Во время дискуссий старшеклассники приобретают навыки публичных выступлений, учебно-исследовательской деятельности, а также умение отстаивать свои права.

Наиболее рационально использовать дискуссию как форму обучения на повторительно-обобщающих уроках: пройденная тема дает обширную информацию для повторного анализа, уточнения, выводов. Однако и уроки изучения нового материала также располагают возможностями для использования дискуссионных форм. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысль, убедить оппонентов - лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой. Тогда как хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

При выборе дискуссионных методов для урока в старших классах учителю необходимо помнить не только о достоинствах, но и о недостатках такой работы.

Достоинства дискуссии:

1. Привлекают к активному участию всех присутствующих.

2. Дают возможность представить, услышать и сопоставить разные точки зрения.

3. Побуждают к самоанализу.

4. Возможность использования дополнительных материалов.

5. Воспитывается терпимость, обучающиеся учатся слушать других.

6. Не требует большой подготовки.

7. Можно быстро собрать много аргументов.

Недостатки дискуссии:

1. Занимает много времени.

2. Требуется предварительно объяснить правила.

3. Можно уйти в сторону от темы обсуждения.

4. При узко поставленной теме возможны повторения.

5. Возможность превращения в «говорильню».

6. Можно «перегореть», ожидая выступления.

Учебная дискуссия, с одной стороны, предполагает наличие у обучающихся умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, с другой - учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту. В этой ситуации, естественно, учитель должен сам демонстрировать перед школьниками образец такого стиля аргументации, учить обучающихся точно излагать свои мысли и терпимо относиться к формулировкам школьников, уважительно вносить поправки в их аргументацию, ненавязчиво сохранять за собой право на последнее слово, не претендуя на истину в последней инстанции. Дискуссионные формы активно применяются не только в процессе обучения и воспитания. Дополняя и развивая существующие технологии обучения, они становятся неотъемлемой составной частью глобального образования. Они становятся популярным видом соревнования, интеллектуального время провождения, формой обсуждения глобальных проблем. Тем более что и новая форма итоговой аттестации выпускников 11-х классов (ЕГЭ) тоже ориентирована на умение обучающегося понимать поставленные проблемы, вырабатывать свою собственную позицию, на умение аргументировать свою точку зрения.

На основе технологий развивающего и проблемного обучения, изменяется роль учителя, он становится руководителем самостоятельной творческой работы старшеклассников. Нетрадиционные формы уроков создают условия для того, чтобы обучающиеся могли вообразить то, чего в их опыте не было, они вооружают школьников способами воссоздания юридических казусов. Нетрадиционные формы уроков мотивируют и активизируют познавательные процессы обучающихся, повышают интерес к предмету практически у всех старшеклассников. Интерактивная деятельность на уроках права предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию. Интерактив исключает доминирование одного выступающего (учителя, и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. Так реализуется важный принцип современного образования – принцип партнерства. Задачи интерактивных методов предусматривают получение школьниками ценностных установок на уважение прав и достоинства личности, мирный способ разрешения конфликтов, законопослушание, ответственность, уважение своих и чужих трудовых усилий.

Работа детей с правовым материалом - условие развития особых языковых средств. В сфере права требуется развернутая аргументация, владение юридической терминологией, выстраивание многоуровневых логических заключений. Трудно добиться полного овладения особой правовой риторикой, но старшеклассники приобщаются к навыкам ораторского искусства.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что правовое образование - неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания. Жизнь в гражданско-правовом обществе формирует правовое сознание (позитивное или негативное, независимо от того, происходит это стихийно или целенаправленно в рамках правового образования. Но правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни индивида, а не помехой, препятствием на его пути реализации своих личных задач. В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.

Литература

1. ФГОС основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

2. Безукладникова И. В. Правовая компетентность учащихся и условия ее формирования [Электронный ресурс] https://innvik.ucoz.ru/index/0–40.

3. Знание школьниками Москвы собственных прав и способов их зашиты: По материалам социологического исследования. – М. : 2010.

4. Козленко С. И. Особенности и перспективы развития правового образования в столичном мегаполисе / С. И. Козленко, И. В. Козленко // Право в школе. – 2009. – № 4. – С. 2-10.

5. Поливанова К. Н. Концепция структуры и содержания правового образования в школе/ К. Н. Поливанова, В. В. Спасская, Б. И. Хасан // Сибирский учитель. – 2003. – № 26. – С. 17-21.

6. Парфенчикова Л. В. Формирование основ правовой компетентности учащихся через систему правового образования в гимназии // Фестиваль педагогических идей открытый урок [Электронный ресурс] https://festival.1september.ru/articles/103333/.

7. Попов Д. Е. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Электронное научное издание «Аналитика культурологии». – 2010. – №17 [Электронный ресурс] https://www.analiculturolog.ru/archive/item/234-article_46.html

8. Чарнецкий С. Н. Использование нетрадиционных форм уроков в преподавании экспериментального курса «Основы правовых знаний»// Преподавание права в 2007-2008 учебном году/Сост. И. В. Козленко. – М. : МИОО, 2007. – С. 60-62.

Публикации по теме:

Правовое образование в ДОУ 20 ноября 2016 года в нашей стране проводится Всероссийский день правовой помощи детям. Актуальность проблемы прав человека, а особенно.

«Звук [а]». Формирование звуковой культуры речи у ребенка 3–4 лет с ОВЗ Цель: Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука "А". Задачи: Образовательная: Уточнить и закрепить чёткое произношение.

Формирование у дошкольников основ социальной культуры в процессе игровой деятельностиФормирование у дошкольников основ социальной культуры в процессе игровой деятельности Хочу поделиться опытом работы по теме: «Формирование у дошколят основ социальной культуры в процессе игровой деятельности» Важнейшей.

Наименование проекта: «Идем в детский сад» Цель проекта: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка» Задачи проекта 1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей в период адаптации к детскому саду; 2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия.

Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры. Образование – это способ вхождения человечества в мир науки и культуры. В процессе образования человек познает и впитывает разные культурные.

Плавание как средство воспитания культуры гигиены и самостоятельности ребенкаПлавание как средство воспитания культуры гигиены и самостоятельности ребенка С самого раннего возраста необходимо воспитывать у детей потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями, в том числе и к стремлению.

Правовое воспитание дошкольников Правовое воспитание детей дошкольного возраста – целенаправленный процесс и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью.

Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости Тема эксперимента: «Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости". Цель нашего эксперимента.

Рекомендации родителям по воспитанию культуры общения и поведения у ребенка «Этикет для малышей» Воспитатель первой младшей группы Пискунова М. С. Рекомендации родителям по воспитанию культуры общения и поведения у ребенка на тему:.

Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование — ступени равных возможностей» Работая в Ачинской коррекционной общеобразовательной школе-интернате I вида 19 лет, я сделала вывод о том, что специальное образование и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Правовое образование как аспект социальной культуры ребенка
Опубликовано: 28 февраля 2017 в 09:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Правовое образование как аспект социальной культуры ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Елена Плаксина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД