Елена Дольчанина
Родительское собрание «Права и обязанности родителей. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Повысить правовую культуру родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.
2. Познакомить родителей с особенностями детей младшего дошкольного возраста, актуализировать знания по данному вопросу, настроить на построение определенной родительской позиции по отношению к своему ребенку в соответствии с возрастными особенностями.
Ход собрания:
Публикация «Родительское собрание „Права и обязанности родителей, Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Добрый день, уважаемые родители! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу помощь, поддержку, понимание. Я уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Прежде чем начать собрание, я предлагаю вам разделиться на подгруппы.
1. Упражнение «Апчхи»
Цель упражнения: активизация внимания родителей на предстоящее занятие.
Процедура выполнения
Участники делятся на группы по 4—5 человек.
Каждой группе дается задание: громко крикнуть определенное слово («спички», «точки», «очки» или «алыча», «ящик», «хрящик» и т. д.).
Проводится репетиция: каждая группа по отдельности четко произносит свое слово. Затем, по сигналу ведущего, все группы вместе кричат свои слова. При слитном звучании должно получиться «пчхи», на что ведущий может ответить: «Будьте здоровы!» Успех «чихания» зависит от того, насколько микрогруппы прислушиваются друг к другу, не стараясь перекричать других.
2. Права и обязанности родителей.
Вот мы еще раз поздоровались.
(Слайд 1)
Наше родительское собрание хотелось бы начать со стихотворения…
Слово «Семья»
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя?
– «Я, я, я» – Ева молвила – «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.
Итак, кто знает значения слова «Семья»? (ответы родителей)
(Слайд 2) Семья – ячейка общества, основана на брачных или кровных узах.
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и само утверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание является сложной системой, т. к. на него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
К сожалению не все родители знают свои права и обязанности.
Сегодня мы с вами поговорим о правах и обязанностях вас как родителей.
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. В младенчестве, раннем и дошкольном детстве жизнь ребенка, его здоровье и будущее целиком зависит от родителей.
Именно поэтому в международной практике и в России уже с середины ХIХ века начали появляться документы, в которых педагоги, врачи, ученые, литераторы и общественные деятели стремились оказать содействие родителям в воспитании и образовании детей.
С целью дальнейшего развития и создания механизма реализации прав ребенка на развитие и образование, гарантированных Конституцией РФ, в Российской Федерации был принят целый ряд законодательных актов (Слайд 3)
Слайд 4.
Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.
Слайд 5.
В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ - забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Следовательно, речь идет не только о нравственном долге каждого родителя, но и о его конституционных правах и обязанностях.
Слайд 6.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка.
Право на воспитание заключается в предоставлении родителям возможности лично воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка.
Слайд 7.
Права родителей порождают соответствующие обязанности.
Слайд 8.
Хотелось бы конкретнее остановиться на Законе РФ «Об образовании», Статья 64. Дошкольное образование
В данной статье определено направление дошкольного образования, которое направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
- здесь говорится о том, что родители (законные представители) выбравшие дошкольное образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы в дошкольных образовательных организациях.
Уважаемые родители! Детский сад не несет ответственность за воспитание вашего ребенка, а лишь оказывает помощь в развитии и образовании детей! Так как воспитание детей происходит непосредственно в семье! (Слайд 9) Опыт последних лет показывает, что родители полностью перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ. Когда ребенок находится по 10 -12 часов в ДОУ, на сон ночной отводится у ребенка 9 – 10, то на воспитание у родителей 1 – 2 часа в день. Без комментариев. Если вы сейчас не сумеете найти точки соприкосновения со своими детьми, то с каждым годом разрыв между вами и ребенком будет ощущаться все больше и больше.
Хочу закончить свое выступление словами Виссариона Григорьевича Белинского: «На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, членами государства. Так давайте же вместе будем наших детей делать человеками…»(Слайд 10)
2. Возрастные особенности детей (Слайд 1)
А сейчас мы немного поговорим о возрастных особенностях детей 2-3 лет, о том, что их интересует, как они в этот период развиваются, как играют.
Родителям предлагается воздушный шар, в котором отмечен один из показателей, где наиболее ярко прослеживаются возрастные изменения. Шарик передается по кругу под музыку. Как только музыка останавливается, родитель, у которого оказался шарик, лопает его, достает записку и рассказывает об изменениях, произошедших у его малыша по этому показателю. Остальные родители присоединяются к обсуждению. Воспитатель подводит итог и делает вывод. (слайд 2)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ - в этом возрасте ребенок учится понимать речь. Не зря он любит прислушиваться к разговору взрослых. Ему нравится слушать и повторять песенку, потешки, стишки, сказки. В 2-3 года словарный запас увеличивается с 300 слов до 1500. к 3 годам ребенок овладевает всеми падежами и может с помощью предлогов строить сложные предложения. (слайд 3)
ИГРА у детей раннего возраста предметная, т. к. предмет познания – предметы, их внутреннее устройство. Способ познания – разобрать, попробовать на вкус, потрогать.
В этом возрасте ребенок выполняет различные действия с игрушками, которые наблюдал у взрослых. Появляются игры подражания. Игра в этом возрасте индивидуальная, сверстник ребенку малоинтересен. Лишь на 4 году жизни дети начинают проявлять интерес к сверстнику как партнеру по игре. (слайд 4)
ОТНОШЕНИЯ С ВЗРОСЛЫМИ - взрослый интересен ребенку как источник информации, защиты и ласки. Поэтому долгое расставание воспринимается ребенком очень болезненно. К трем годам. У детей происходит становление самосознания, ребенок начинает говорить о себе в первом лице «Я» и в это же время появляется потребность проявить это «Я». Это становится возможным благодаря предоставлению ребенку определенной самостоятельности. Это начало кризиса трех лет. (слайд 5)
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ («Я») - формирование личности связано со становлением самосознания ребенка: он узнает себя в зеркале, знает и отзывается на свое имя, осознает свое место среди сверстников. Трехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми. У них начинает складываться самооценка. Стремление соответствовать требованиям взрослых. (слайд 6)
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ - память в этом возрасте непроизвольная. Ребенок не может специально выучить что-то. Только при многократном повторении у него формируется память. 75% первых детских припоминаний приходится на возраст 3-4 года, т. е. начинает складываться долговременная память. (слайд 7)
ВЫВОД: таким образом, формирование личности, игра, развитие речи, памяти, отношений со взрослыми являются основными показателями, где возрастные изменения наиболее ярки. Зная эти особенности, необходимо построить свое взаимодействие с ребенком так, чтобы не навредить ему, дать возможность пережить все кризисы, т. к. они являются толчком для дальнейшего развития личности маленького человека. (слайд 8)
(Слайд 9)
3. Разное.
Выбор родительского комитета
4. Подведение итогов. Рефлексия
«Телеграмма»
- Представьте, что вы хотите рассказать о прошедшем собрании и отправить телеграмму. Напишите в ней, что вам запомнилось, что вы взяли для себя после нашей встречи, на что вас натолкнул сегодняшний разговор.