Надежда Рыбак
Правильное произношение-одна из сторон речевого развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Правильное произношение – одна из сторон речевого развития ребенка».
Правильное произношение – одна из сторон речевого развития. К сожалению, не все родители знают, что ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей при обучении письму и чтению. Кроме того, дети в школе очень стесняются неправильного произношения, становятся робкими, неуверенными, затрудняется их общение со сверстниками (нередко их дразнят, обзывают). Все это еще больше затрудняет процесс обучения.
Публикация «Правильное произношение-одна из сторон речевого развития ребенка» размещена в разделах
Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Мы еще раз подчеркиваем, что к 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки. Однако в силу разных причин, индивидуальных, социальных особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуковые исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией.
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков, таких как «р», «л», свистящих (с-з-ц) и шипящих (ш-ж-ч-щ). Эти звуки либо отсутствуют в речи малыша, либо искажаются или заменяются. Так, ребенок может говорить «ыба» вместо «рыба», «вампа» вместо «лампа», «палоход» вместо «пароход», «фыфка» вместо «шишка» и т. д. Часто звук «р» выступает в виде горлового дрожащего звука – слышится отчетливый рокот. Встречается и так называемое одноударное «р», при котором попытки произнести длинный рокочущий звук не удаются. Дислалии могут быть разными по своей сложности ипроявлениям. Один ребенок неправильно произносит 1-2 звука, а другой 5-6. Но в том и другом случае необходимо устранить все недостатки звукопроизношения еще до начала обучения в школе. И не теряйте времени! Иначе эти дефекты закрепятся, и малыш будет писать так, как слышит. В итоге – неизбежные ошибки в письме. Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. Поэтому прислушайтесь, правильно ли говорит ваш малыш.
Самым простым способом выявления у ребенка умения произносить те или иные звуки речи является такой: малышу предъявляются различные картинки, где изображены предметы, в названии которых исследуемый звук стоит в начале, середине, конце слова. Например, при проверке произношения звука «с» предлагаются следующие картинки: санки, усы, автобус; звука «р» - рука, корова, забор. Как правило, в результате такой проверки вам станет ясно, какие звуки ребенок произносит неправильно.
Что же делать? Главное – не надейтесь на то, что эти речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое правильное – обратиться за помощью к специалисту – логопеду. Ведь коррекция звукопроизношения – сложный, длительный процесс.
Слушая речь взрослых, произнося слова сам, ребенок внимательно вслушивается в звучание слов, различает сходные и различные по звучанию слова. Дошкольники различают звуки на слух, могут назвать слова с определенным звуком, найти место звука в несложном слове, то есть провести звуковой анализ. Умение слышать и выделять звуки, определять их порядок и последовательность предупреждает многие трудности в обучении письму.
Многие дети слушают, но не слышат некоторые звуки, другие путают близкие по звучанию (б-п, г-к, д-т, третьим трудно вычленить один звук и т. п. Это вызывает комплекс трудностей при обучении письму.
Согласные звуки можно выделять, произнося их длительно, протяжно (жжжук, шшшапка, ежжж, кошшшка, а можно просто громко, подчеркнуто выделять звук (дом, кот).
Гласные обычно выделяются протяжным произнесением.
Рекомендуется различать на слух твердые и мягкие согласные (не употребляя термины, сравнивая звуки с природными и бытовыми шумами.
Не стоит, наверное, лишний раз напоминать: от того, как вы подготовите к школе свою дочку, своего сынишку, зависят их успехи не только в начальных классах, но и позднее.
Посмотрите, какие трудности поджидают неподготовленного ребенка в начале первого класса, что может выявиться к концу учебного года. «Лакмусовой бумажкой» послужат нам тетради по правописанию.
Мы столкнемся с нелепыми, на первый взгляд, невероятными ошибками. Мы увидим:
1) пропуски букв и даже слогов в словах из 5-6 букв (коша – кошка, дево – дерево и т. д.);
2) перестановки букв (вместо все – све);
3) замены букв: соныско (солнышко, ключок (крючок) и т. д.
Более того, многие дети не чувствуют границ слов в предложении и могут написать слитно 2-3 слова, наиболее часто слитно с существительными пишутся предлоги в, к, на, по и другие.
А иной раз встречается в тетради такой сложный набор букв, что и не поймешь смысл написанного.
А почерк! Что за почерк! Курица лапой писала.
Чем это объясняется и как предупредить трудности овладения звукобуквенным анализом состава слова?
Корни трудностей овладения структурой слова и фразы лежат в том, что ребенок до 5-6 лет слышит слова и фразы как нечто иное; слухоречевая память помогает ему имитировать бытовую речь взрослых.
Кроме того, трудности часто объясняются и тем, что многие дети к 5-6 годам не освоили верное произношение многих звуков родного языка.
Причин возникновения дефектов произношения так же много : нечеткая речь родителей, сюсюканье, ослабленность ребенка из-за частых заболеваний ушей и носоглотки, переучивание детей с признаками левшества с левой руки на правую, которое нередко приводит к задержке речевого развития в целом. А в результате ребенок пишет, как говорит и слышит.
Что же делать родителям еще до школы?
Если у ребенка заметные трудности в произношении звуков «л», «р», свистящих, шипящих, звонких и глухих, обратитесь как можно раньше к логопеду. Дети с исправленным произношением, как правило, успешно учатся в школе: у них в результате логопедических занятий рано развивается звукобуквенный анализ состава слова. Неумелое исправление родителями ребенка звуков «л», «р» и некоторых других звуков нередко приводит к еще большим изменениям в худшую сторону.
Прежде чем учить ребенка писать печатные или прописные буквы, желательно, чтобы он научился схематично рисовать солнышко, домик, елку, машину, умел размещать их на листе бумаги. Затем необходимо научить ребенка заштриховывать цветными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из квадратиков и треугольников. Так он овладеет разными направлениями движения грифеля карандаша. Элементы орнамента должны быть крупными, не менее 2-3-х сантиметров в высоту и 6-7-ми в длину. Сначала штрихи будут выходить за пределы квадрата, треугольника или круга, надо показать ребенку, что начинать работу следует не от центра фигуры, а от боковых линий, увеличивая или уменьшая размер штрихов. После этого можно обратиться к книжкам-раскраскам.
Воспитание аккуратности в штриховке и раскрашивании приведет к свободному владению карандашом и облегчит ребенку в будущем написание прописных букв в школе.
Следите за чистотой своего произношения. Не сюсюкайте («Ах, ты мой холосенький»). Ребенок, подражая такой речи родителей, закрепляет свое уже неправильное произношение. Ребенок с первых дней жизни должен слышать четкую, красивую речь.