Романюк Вера
Мониторинг речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского и юношеского творчества имени Евгения Александровича Евтушенко»
муниципального образования
города Братска
Мониторинг
речевого развития детей
(5-6; 6-7 лет)
Подготовила: Романюк В. И.,
педагог дополнительного образования,
ШРР «Росинка»
г. Братск
2018г
Публикация «Мониторинг речевого развития» размещена в разделах
Режим организации системы мониторинга включает : первичную диагностику - в начале учебного года, промежуточную – в середине учебного года и итоговую – в конце учебного года. В начале учебного года (сентябрь) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития, определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь педагога. На основе этой диагностики формулируется диагноз (то есть определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки, определяются задачи работы и проектируется образовательная деятельность на год.
В коне учебного года (обычно апрель) проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса.
В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно – лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. Задача промежуточной диагностики – оценить правильность выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития и по результату внести коррекцию в педагогический процесс.
Принципы диагностического обследования (слайд №2)
- принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.
- принцип доступности диагностических методик и процедур – наглядность становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками)
- принцип прогностичности
Последний принцип проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.
Понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, столько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет, но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого.
Формы проведения диагностики: (слайд №3)
- индивидуальная;
- групповая.
Основные диагностические методы: (слайд №4)
Не экспериментальные методы:
Наблюдение является одним наиболее часто используемых исследовательских методов, незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования (создание проблемно-диагностических ситуаций).
Дид. игра «Звуковая дорожка»
Цель: диагностика умения автоматизировать изолированный звук, соотносить звук с буквой, подбирать слова на заданный звук: формировать звуковую культуру речи. Описание куба: На гранях куба представлены игровые задания для определенной группы звуков.
Ход: Дети передают кубик, произнося считалку. «Раз, два, три, четыре, пять Будешь ты вращать». Ребенок с закрытыми глазами выбирает грань, произносит автоматизированный звук, называет слово на заданный звук и передает куб дальше.
П. Игра «Живые буквы»
Цель: диагностика умения читать слоги, слова, составлять слова из букв разрезной аз.
Ход: Детям раздаются согласные звуки и они, двигаясь по комнате подходят к расставленным заранее гласным звукам, составляя слоги и слова.
Результаты наблюдений, в отличие от других методов диагностики не фиксируются в официальных документах, но учитываются в общей итоговой оценке.
Однако результативность и точность выводов, сделанных на основе наблюдения, зависит от личностных качеств педагога и других факторов.
Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии.
Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии.
- это анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен выбрать наиболее правильный из готовых ответов, и проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.
Цель: диагностировать знание алфавита. (слайд № 5)
Сколько букв в русском алфавите?
1. 31;
2. 30;
3. 33.
Сколько гласных звуков?
1. 6;
2. 10;
3. 12.
Какая буква в алфавите первая?
1. О;
2. У;
3. А.
Какая буква последняя?
1. Ю;
2. И;
3. Я.
Какие из этих букв парные согласные?
1. А-О;
2. Д-Т;
3. В-Ф.
Какие буквы не имеют звука?
1. Ь;
2. Ы;
3. Ъ.
Беседа – Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет особенности другого. Беседу также можно проводить с группой, когда педагог задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.
Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной. В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.
Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателю.
При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.
Преимущества:
- На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.
- Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами).
- Дети более серьезно относятся к вопросам.
В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, воспитанник, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.
Диагностические методы.
Отличие диагностических методов от методов не экспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его.
Тест – Игровые тестовые задания - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных показателей, а его результат – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.
(слайд № 6, 7, 8, 9, 10)
Положительные черты метода тестовой диагностики:
• Высокая объективность процесса измерений и интерпретации результатов;
• Достаточно высокий уровень надежности;
• Экономичность проверки (незначительные затраты времени при проверке усвоения большого по объему материала в больших группах учащихся).
• Легкость обеспечения продолжительности сохранения результатов и автоматизация их обработки.
Отрицательные черты метода тестовой диагностики:
• Отражение в ответах субъективных представлений авторов тестов;
• Ограничивают ответы детей, не учитывают их индивидуальности;
• Недостаточная точность (не всегда можно выяснить, как найден ответ: случайно или путем логических рассуждений).
• Не дает информации о взглядах, убеждениях.
Диагностическая работа. Проведение контрольно-оценочных занятий.
Педагогическое обследование направлено на определение уровня усвоения программного материала воспитанниками дошкольного возраста. Обследование может проводиться как по программе в целом, так и по разделу или подразделу. На основании полученных данных делаются выводы, строиться стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технологии достижения желаемого результата, формы и способы устранения недостатков. Педагогическое обследование направлено на выявление уровня программного материала, достижения высоких результатов его усвоения, коррекцию форм, способов и методов обучения воспитанников, эффективность использования педагогических технологий.
Пример: (слайд № 11)
Контрольно-оценочное занятий.
1. Пишем буквы под диктовку:
2. Придумай слово на заданную букву, выдели звуки:
М С
3. Составь схему предложения:
Маша гуляет в лесу.
4. Вставь Ь или ъ знак, выдели мягкий и твердый звук:
5. Вставь пропущенную букву:
М. Р; М. Й; С. Р; МАЛ. НА.
Инструментарий: (слайд № 12) Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки.
Инструментарий диагностики представляет собой описание проблемных диагностических ситуаций (Игровое упражнение «Найди слово» – выбери из буквенного текста определенные слова. Игровое упражнение «Поймай словечко» – напечатай на карточке заданное, короткое слово, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, тестовых заданий, разработанные контрольно-оценочные карты, картинки, которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки.
В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра.
Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров.
Для детей старшего дошкольного возраста могут предлагаться задания без использования наглядных средств, но со знакомыми словами и точной формулировкой вопросов. Временной отрезок опроса не должен превышать 30 минут
Методики (слайд № 13)
«Диагностика к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой Красноярск 2009 год;
Умеет драматизировать небольшие произведения. (слайд№ 14)
По наблюдению.
Оценка:
3 — ребенок умеет драматизировать небольшие произведения, используя различные средства вы-разительности: мимику, жесты, интонацию, проявляет творчество в их использовании.
2 — при драматизации не всегда использует средства выразительности, требуется небольшая помощь взрослого.
1 — играет свою роль без эмоций, или они проявляются только при напоминании взрослого.
Употребляет в речи синонимы. (слайд№ 15)
Д/и «Скажи по-другому».
Инструкция к проведению: воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.
Образец: «Большой», — предлагает воспитатель. Дети называют слова: «Огромный, крупный, громадный, гигантский».
Красивый — пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный. Мокрый — сырой, влажный. Веселый — задорный, озорной, радостный. Большой — огромный, громадный. Бежит — мчится, несется, торопится. Скачет — прыгает. Горюет — печалится, грустит. Кричит — орет. Мерзнет — зябнет.
Готовясь к проведению игры, воспитатель заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов. Эти слова лучше записать, чтобы долго не припоминать, так как игра проходит в быстром темпе.
Оценка:
3 — ребенок может подобрать синоним ко всем словам. 2 — подбирает синонимы к 5—6 словам. 1 — подбирает синонимы к 2—3 словам.
«Тесты оценки моторики» Н. Озерецкий;
«Методика исследования чтения» Баль Наталья Николаевна — кандидат педагогических наук
Исследование чтения букв (слайд№ 16)
Цель: выяснение способностей к обобщенному восприятию букв, проверка чтения отдельных букв.
Материал: Буквы разрезной азбуки, задания 1-15 с изображением набора букв: выполненных разным шрифтом; наложенных друг на друга и зашумленных; нестандартно расположенных в пространстве; изображенных зеркально.
Техника:
1. Ребенку предлагаются буквы и инструкция: «Назови эти буквы» или «Назови букву, которую я покажу». (Рис. 1,2)
2. Если ребенок не может назвать букву или не произносит данный звук, его просят указать соответствующую букву среди других. Инструкция: «Покажи букву, которую я назову». (Рис. 1.2)
3. Для исключения трудностей произношения ребенком может использоваться и такой вариант инструкции: «Найди такую же букву, как я покажу».
Обращается внимание на то, сразу ли ребенок узнал предъявленные ему буквы или у него возникли затруднения, каков характер этих затруднений. Для определения качества ошибок ребенку дополнительно предлагается ряд изолированных букв, схожих по оптическим признакам (Н-Р, 3В) и ряд букв, соответствующие звуки которых близки по фонетическим признакам (С-Ш-Ч-Щ-З-Ж-Ц, Р-Л, Б-П). Ребенок должен правильно их назвать.
Для выявления оптических нарушений, которые могут быть причиной трудностей в узнавании букв, предъявляются таблицы с зеркальными изображениями букв или букв, перечеркнутых дополнительными штрихами, что осложняет зрительное выделение буквы из фона. При затруднениях ребенку задаются вопросы: «Правильно ли написана эта буква? «, «Скажи, здесь есть неправильно написанная буква?», «Покажи и скажи, что в них неправильно». (рис. 3)
Цель ОО программы по развитию речи и обучению детей чтению:
Цель: развитие речи и обучение навыкам осознанного чтения, не вступая в противоречие с методами школьного обучения, создание предпосылок для успешного перехода к обучению в начальной школе.
Система мониторинга предполагает диагностику задач предполагаемого результата обучения.
Предполагаемые результаты первого года обучения: (слайд№ 18)
Умеет отвечать на вопросы педагога, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли;
умеют отгадывать загадки, шарады, кроссворды (развитие лог мышления);
умеет интонационно выражать радость, удивление, недовольство;
умеют придумывать слова на заданный звук, выделять в словах определенный звук, соотносить звук с буквой;
усвоение детьми графического образа букв;
находят слова с определенным звуком, определяют место звука в слове;
членят предложения на слова,
делят слова на слоги,
читают слоги и трёхбуквенные слова,
ориентировка в тетради.
Предполагаемые результаты второго этапа обучения: (слайд№ 17)
Умеет отвечать на вопросы педагога, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли;
умеют отгадывать загадки, шарады, кроссворды (развитие лог. мышления);
владеет произвольной интонационной выразительностью речи (выражает чувства нежности, тревоги, печали, гордости);
определяет наличие звука в слове и его место в нем (начало, середина, конец); (малина, помидор, сом)
умеют придумывать слова на заданный звук, выделять в словах определенный звук, соотносить звук с буквой; (к-д)
владеет приемами звукобуквенного анализа слова (определяет количество звуков в слове, дает их характеристику, определяет количество букв, гласные). (к-д)
знает пары согласных звуков по глухости - звонкости, твердости
мягкости; (анкета)
знает значение Ъ и Ь знаков в словах; (к-д
знает алфавит (полное название букв); (анкет)
умеет составлять пересказ (общий, выборочный);
правильное произношение звуков,
усвоение детьми графического образа букв; (тетрадь – набл)
членят предложения на слова, составляя схему предложения,
делят слова на слоги, (тест)
умеет составлять слова из букв разрезной азбуки; (наблюд. Эксперимент)
читает предложения, короткие тексты; (индивид)
ориентировка на листе. (граф. Дикт.)
Технология работы с таблицами следующая: (слайд№ 19)
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребёнка проставляются баллы (уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается и выставляется итоговый бальный показатель по каждому ребёнку, который соответствует высокому, среднему или низкому уровню. Этот показатель необходим для проведения индивидуальной работы по результатам стартовой диагностики по улучшению качества освоения основной образовательной программы
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, высчитывается итоговый показатель в % по группе. Подсчитывается количество детей в % с высоким, средним, низким уровнями (количество детей с высоким, средним, низким уровнем делится на общее количество детей в группе). Этот показатель необходим для ведения учёта общегрупповых промежуточных результатов освоения основной образовательной программы ДО.
Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребёнка и определить общегрупповую тенденцию развития детей.
6-7 лет: (слайд№ 20)
Высокий уровень - 3 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно (нормативные варианты развития).
Средний уровень - 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка, а также незначительные трудности организации педагогического процесса).
Низкий уровень - 1 балл – ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры (несоответствие развития ребёнка возрасту, а также необходимость корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру).
5-6 лет: (слайд№ 21) 19
Высокий уровень - 3 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с незначительной поддержкой педагога (наводящие вопросы, замена похожим заданием дублерами).
Средний уровень - 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка, а также незначительные проблемы организации педагогического процесса).
Низкий уровень - 1 балл – ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает (несоответствие развития ребёнка возрасту, а также необходимость корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру).
В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т. е верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы
Педагогический мониторинг в ДОУ помогает достичь таких целей, как: выявление у детей особенностей их развития для дальнейшего учета при организации образовательного процесса; выявление отрицательных тенденций в развитии детей для определения необходимости их дальнейшего углубленного изучения; диагностирование изменений в развитии дошкольников для определения результативности педагогической деятельности.
Литература:
1. «Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 6-7 лет», О. А. Романович, Е. Л. Кольцова;
2. «Диагностика развития речи дошкольников», Е. М. Макарова, Е. А. Ставцева, Е. М. Едакова.
3. «Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов.», Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.