Галина Калашникова
Правильное дыхание как основа правильной речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Правильное дыхание – это одно из основ правильной речи ребенка.
Работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. В работе с детьми использую статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.
Публикация «Правильное дыхание как основа правильной речи ребенка» размещена в разделах
Очень нравиться авторская система Н. Нищевой, потому что выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир.
Провожу
1. Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.
2. Дыхательные пятиминутки как фрагмент занятия – 5 минут.
3. дыхательные упражнения после сна – 5 минут
Использую комплекс подготовительных дыхательных упражнений:
1. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м м м м» одновременно пристукивать пальцами по крыльям носа.
2. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. На выходе постукивать по ноздрям. Повторить 5 раз.
3. Рот открыт. Сделать вдох и выдох носом.
4. Необходимо зевнуть (зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а так же снимает стрессовое состояние).
1-ый Комплекс по Н. Нищевой.
1. Дыхательное упражнение «Подуй на пальцы» - «А Ежик вскочил на короткие ножки и побежал по дорожке. А навстречу ему Заяц.»
Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.
2. Дыхательное упражнение «Мышка принюхивается» - «Учуяла мышка, как сладко пахнет земляничка, прибежала к ней, гоже хочет ее съесть. А в это время из болота выпрыгнули лягушата.»
Дети делают несколько коротких вдохов через нос, как бы вдыхая воздух маленькими порциями, затем, небольшая задержка дыхания, после которой следует продолжительный равномерный выдох.
3. Дыхательное упражнение «Ветер и листья»
После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).
4. Дыхательное упражнение «Аромат цветов» - «В апреле, в апреле луга запестрели. С прогулки букеты приносим в апреле. Крапивы немного домой притащи -Пусть бабушка сварит зеленые щи.»
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».
5. Дыхательное упражнение «Шарик» (по Б. Толкачеву)
Педагог: «Надувала кошка шар, А котенок ей мешал: Подошел и лапкой — топ! А у кошки шарик — лоп! Ш-ш-ш.».
Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш». Дети должны стараться, что бы воздух выходил равномерно.
6. Дыхательное упражнения - «Осень угостила Зайчонка овощами: сначала достала капусту, а потом морковку.»
Сделав активный вдох, на выдохе отрывисто произнося! звуки «х», «ш», «с», энергично работая мышцами живота. Во время упражнения руки кладут ладонями на живот. Упражнения выполняется как лежа с игрушкой, так и сидя.
7. Дыхательное упражнение «Осы» (по Б. Толкачеву)
Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з.»
Использую в работе изготовленные своими руками дыхательные тренажёры.